Мария Бобылева
Конспект НОД «Мой город Ярославль» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ
«Детский сад № 163»
Конспект
занятия в старшей группе на тему :
«Мой город Ярославль»
Воспитатель: Бобылева М. А.
г. Ярославль, ноябрь 2024
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях Ярославля.
Задачи:
- продолжать формировать понятие «Родина»;
- закреплять знания о родном городе;
- прививать любовь к малой родине;
Публикация «Конспект НОД „Мой город Ярославль“ в старшей группе» размещена в разделах
- расширять представления о происхождении города;
- воспитывать у детей патриотические чувства;
- познакомить детей с историей возникновения города, его названия;
- воспитывать интерес к истории родного города и страны.
Наглядный материал: картины с видами города (Стрелка, Волжская набережная, Волжская беседка, церковь Петра и Павла); колесо истории; иллюстрация «герб города»; разрезные картинки с гербом; презентация с иллюстрациями и фотографиями древнего города.
Словарная работа: древний, рубленый город, крепость, герб, пристань.
Предшествующая работа: беседы о родном городе, рассматривание фотографий; экскурсии по достопримечательным местам.
Ход занятия
Воспитатель: - Сегодня, ребята мы поговорим с вами о городе, в котором мы живем. Как называется наш город? (Ярославль)
- Давайте посмотрим, какой наш город красивый! Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Перед вами иллюстрации с видами родного города.
- Вы узнаете это место? Кто из вас там был? (виды Стрелки, Волжской беседки, церкви Петра и Павла в Петропавловском парке).
- Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он? (красивый, большой, родной и т. д).
- Вы правильно сказали, что наш город очень красивый. Но наш город еще и древний. Что значит – древний? (старинный, ему много лет, очень старый).
- Древний – это значит, что он возник очень, очень давно. Более 1000 лет назад. «Всякому мила своя сторона» - так говорится в русской народной поговорке. Нам мил и дорог наш родной город Ярославль.
- Дети, вы любите путешествовать? (Да)
- Сегодня мы с помощью колеса истории совершим путешествие в прошлое.
- Наш город был основан очень давно, в 1010 году.
Князь Ярослав наш город основал
И именем своим назвал.
А было это в тысяча десятом.
Об этом знают все ребята.
Где в Волгу Которосль впадала.
Дружина князя побывала.
Медвежий угол место то звалось.
Оттуда все и началось.
Для крепости то место подходило.
Князь Ярослав направил свои силы.
Чтоб город - крепость здесь поднять
И от врагов владенья охранять.
Легенда тех времен жила,
Что жителям медвежьего угла,
Сначала Князю не поверив.
Ему на встречу выпустили зверя.
Медведя Князь секирой зарубил,
И так народ он покорил.
И чтобы помнили о том.
Медведь с секирой стал гербом.
- Итак, ребята, как вы думаете, почему наш город назвали Ярославлем? (потому что его основал князь Ярослав)
Воспитатель обращает внимание на фотографию, где изображен памятник основателю города - Ярославу Мудрому.
-Кому этот памятник? Где он стоит? (Ярославу Мудрому. В центре города).
- Да, он стоит на площади Богоявления. А что у князя в руках? (Меч и башня)
Вы правы. Меч - защита нашего города. В другой руке башня - это сам город с древними памятниками
- Ребята, обратите внимание, а что изображено в нижней части
памятника? (Герб города Ярославля).
- Правильно. Герб есть у каждого города. Это отличительный знак, имеющий форму щита – символизирующего «защиту» города (рассматриваем герб города).
- Ребята, что на гербе изображено?
(Медведь с секирой).
- Я предлагаю Вам собрать разрезные картинки с изображением герба.
Дети собирают картинки.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Поезд»
Ребята мы поедем на поезде по парку.
Дети строятся друг за другом, образуя вагончики.
“ Мы в поезд дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш машинист педаль нажал,
И паровоз наш побежал”
(Дети рассаживаются около интерактивной доски. Смотрят презентацию)
- Не зря наш город возвели на берегу реки. Ведь река и напоит, и умоет, и рыбой накормит. А еще по реке удобно перемещаться с места на место.
Но человеку невозможно обойтись без пищи. Как вы думаете, где люди добывали себе еду? (предположительные ответы детей).
- Добывали люди еду в лесах. В лесу есть и звери и птицы, на которых можно охотиться. Есть грибы, ягоды, лекарственные растения. Выходит лес – и кормилец и лекарь (слайд).
- Что еще нужно человеку? (жилье)
- Из чего его строить? И тут лес поможет.
- Наш город рубленый, т. е строительный материал использовался древесный.
Город был небольшой крепостью. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами из бревен с башнями и воротами (рассматриваем слайд с видами старого города, обсуждаем увиденное).
- Дома строили из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли бревна. Поэтому и говорили «срубить дом» (рассматриваем слайд).
- Постепенно, с каждым годом город рос, становился торговым городом, т. к расположен на реке Волге. Особенно важной в городе была пристань. Туда приходили корабли из разных городов с товарами (рассматриваем иллюстрацию с изображением пристани).
- Шло время. Город продолжал расти и строиться. В городе начали открываться учебные заведения, приходские училища, гимназии. Открывается Демидовский университет.
- Так университет выглядит в настоящее время (рассматриваем слайд).
-Федор Волков основывает первый русский театр (слайд)
Ярославль становится культурным центром.
- А теперь с помощью «колеса истории» мы вновь вернемся в настоящее время.
Сегодня с вами побывали в прошлом нашего замечательного города. Расскажите, пожалуйста, что вам запомнилось? Какие места нашего города вы хотели бы еще посетить? (ответы детей).
- Вы молодцы! Хочу наградить вас медалями «Юный Ярославец».
- А сейчас я хочу предложить вам нарисовать картинки с видами города и устроить выставку.
Используемая литература и Интернет ресурсы
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-jaroslavl-lyubimyi-gorod.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Ярославля
https://mdou20.edu.yar.ru/vospitateli_delyatsya_opitom_dot__dot_43/doshkolnikam_ob_istorii_yaroslavlya.html