Ольга Телендий
Конспект НОД «Мой Чульман»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение. Детский сад общеразвивающего вида № 24 «Солнышко». П. Чульман, г. Нерюнгри.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Мой Чульман».
В-ль Телендий О. А.
2012
Программное содержание: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о родном поселке. 2. Познакомить детей с историей возникновения поселка. 3. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к малой родине, воспитывать чувства гордости за свой поселок. Подвести к пониманию того, что люди, которые строили поселок, очень старались и хорошо выполнили свою работу. Развивать поэтический слух.
Публикация «Конспект НОД „Мой Чульман“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Материал: фотографии родного поселка, улиц, достопримечательностей, слайды, строительный материал.
Предварительная работа: изготовление поделок (аппликация, конструирование); оформление фотовыставки «Мой Чульман»; выставка детских рисунков, беседа о родном крае, придумывание стихов, рассказов, сказок, различных историй о Чульмане. Оформление стенда словотворчества «Мой Чульман».
Активизация словаря: Проект, эвенки, экспедиция, архитекторы.
Ход занятия:
Дети входят в группу, звучит песня «Мой Чульман».
В-ль: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашем поселке. В нашей большой стране России, в небольшой республике Якутия есть маленький поселок под названием Чульман. Когда – то, давным – давно много лет назад, на месте нашего поселка ничего не было. Смелое племя эвенков, кочуя верхом на оленях стали осваивать здешние места. Они дали названия рекам. Так появилась река Чульман. В переводе с эвенкийского Чульман обозначает «Белый камень». Появились первые экспедиции, которые обнаружили здесь большие запасы золота. Дорог здесь не было, люди шли пешком, на лошадях, и даже на верблюдах. На берегу реки стояла маленькая избушечка в которой обогревались путники. Началось строительство дороги, так потихоньку домик за домиком стал появляться поселок, который назвали так же как называется река – Чульман. С тех пор прошло много лет. Наш Чульман уже давно не похож на тот. Первый маленький поселок. Сейчас здесь живем мы, и будем надеяться, что поселок наш будет существовать еще долго-долго.
Эльдар читает свое стихотворение.
С чем тебя сравнить,
Чульман мой родной?
Звезды – янтари, светят над тобой!
Сопки высоки, зелена тайга,
Звонки ручейки, и светла роса.
Стужи –холода, не страшны зимой
Греет нас всегда, уголь наш родной!
В-ль: это стихотворение сочинил сам Эльдар со своим папой, его стихотворение рассказывает нам в каком замечательном поселке мы с вами живем.
А сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по нашему Чульману. Скажите, на каком пассажирском транспорте мы с вами поедем? (Выкладываю карточки с транспортом. Дети выбирают правильный).
Дети: на автобусе.
В-ль: почему на автобусе?
Дети: потому что трамваи, троллейбусы у нас не ездят.
В-ль: правильно, сейчас мы поедем на автобусе и более подробно познакомимся с нашим поселком. Садитесь скорей и поехали.
(дети кладут руки на плечи соседа и змейкой отправляются в путешествие)
Дети: На автобус дружно сели
Еле – еле мы успели
За билетик заплатили,
Старым место уступили
Не топтались и не дрались
Тихо говорить старались
В заднюю мы дверь входили
Из передней выходили
Мальчики помочь сойти
Девочкам не позабыли.
В-ль: приехали! Первая остановка. Небольшая история возникновения поселка
В-ль: а Анечка Супрунова придумала сказку о нашем Чульмане.
Аня Супрунова: «Сказка – быль про то, как человек и олененок оказались в Чульмане.»
Жил на Севере, где длинная и холодная зима и короткое лето, маленький Олененок с черненькой спинкой. Был у него хозяин – большой и сильный человек. Однажды Олененок и его хозяин решили отправится в путешествие. долго шли они по тайге, много интересного видели. Дошли до высокой скалы из белого камня, взобрались они на нее и увидели много домов, больших и маленьких, длинную трубу из которой шел дым, и летящий над поселком самолет. Узнали Олененок и Человек, что поселок называется Чульман. Живут тут добрые, смелые и сильные люди, добывают уголь, обогревают дома, любят и гордятся своей Родиной. Понравился Олененку и его хозяину Чульман и решили они здесь остаться.
В-ль: Ребята, скажите, если людей которые живут в Москве, называют Москвичами, как будут называть жителей нашего поселка?
Дети: Чульманцы.
В-ль: Ну что, поедем дальше? Садимся в автобус. А пока едем поиграем.
(дети встают в круг, в-ль в кругу кидает ребенку мяч и задает вопрос)
В какой стране мы живем?
Как называется республика, в которой находится наш поселок?
Как называется наша река?
На какой улице ты живешь?
Как называется предприятие нашего поселка, без которого не было бы тепла в наших домах?
Как называется наш детский сад?
где больше всего ты любишь гулять?
В-ль: следующая остановка «Лесная опушка»
Лиля читает свое стихотворение: Леса, болота, горы, сопки
Тайга и горная река
Я знаю здесь почти все тропки
Я родилась здесь и росла
Люблю походы в лес, на речку
Природу дивной красоты
Сидящую на ветке птичку,
Оковы летней духоты.
Люблю я Чульман, все сильней
Ведь нет поселка мне родней!
(Автор Галина Назаренко)
Игра «Поиграем в рифму».
По лесочку мы гуляли… и грибочки мы искали.
Мы бруснику искали …. ив корзину собирали.
На солнечной опушке…. сидели две подружки.
На ветке белка сидит…. во все стороны глядит.
Кукушка куковала ….всех в гости приглашала.
Заяц – трусишка по лесу скакал… по лесу скакал следы заметал.
Вот стоят березки…. веточки нагнулись, низко наклонились.
Бурундук грызет орешки…ест орешки он без спешки.
В-ль: Дальше мы поедем на машине.
Дети: Едем-едем на машине
Нажимаем на педаль
Газ включаем, выключаем
Смотрим пристально мы в даль
Дворники счищают капли
Волосы ерошит ветер
Мы шоферы хоть куда!
В-ль: следующая остановка- фотовыставка «Мой Чульман сегодня»
Дети рассматривают фотографии и рассказывают о том, что они знают об этом месте. Делятся впечатлениями. Игра «Угадай где это?»
В-ль: Я знаю, что все вы родились в Чульмане, и у многих здесь родились и мамы, и папы. И даже бабушки и дедушки. Некоторые из вас знают интересные истории. Давайте послушаем их.
Рассказ Кристины.
«Я родилась и живу в горном поселке Чульман. И хотя наш поселок небольшой, для меня он очень дорог, я его очень люблю и не перестаю им восхищаться. Здесь я ходила в детский сад «Ласточка» а теперь хожу в «Солнышко» само название говорит о том, что здесь всегда тепло и светло. Для меня он самый лучший садик. И хотя у нас в поселке нет прекрасных и величественных дворцов и живописных парков, как в других крупных городах, в поселке есть такие места, куда я больше всего люблю ходить. Мне очень нравится скала с романтическим названием «Сопка Любви». Меня восхищает природа в разное время года. Но самое красивое время года это - зима. кругом сияет блеск лазурный, деревья словно в серебре, земля покрыта одеялом, на радость птицам и зверям».
В-ль: Молодцы! Замечательные истории. А теперь давайте пройдемся немножко пешочком. Встанем парами, возьмемся за руки, и пошли.
Дети: Мы по улице идем
Дружно песенку поем
Все хотим мы повидать
Обо всем хотим узнать
Чтобы место дать прохожим
С правой стороны мы ходим
Надо перейти дорогу
Светофор тут на подмогу
Все стоят и мы стоим
И внимательно глядим
Вот зеленый человечек
Нам сигнал переходить
С красным мы совсем не дружим
С ним стоять, а не ходить.
В-ль: Мы идем мимо магазина. Здесь продают мороженое. Вы любите мороженое? Давайте купим. Какое вы бы хотели мороженое. Опишите его.
Дети:холодное, шоколадное, с джемом.
В-ль: Я продавец, покупайте.
В-ль: Давайте присядем, отдохнем немножко, поедим мороженое. Покажите какое вкусное, сладкое, холодное мороженое.
Дети показывают.
В-ль: Наша экскурсия подходит к концу – последняя остановка: «Будущее нашего поселка».
В-ль: Каким видят будущее поселка Диана и Егор, они нам сейчас расскажут.
Дети рассказывают:
«Добрые дела»
В некотором царстве, в таежном государстве находился поселок Чульман. Жили в нем люди, как все: работали, ходили в детский сад, учились. И мечтали они, чтоб их поселок стал самым красивым. Однажды раздался голос с неба: «Хотите жить лучше, делайте добрые дела!»
И стали люди делать добрые дела: друг другу помогали, младших не обижали, старших уважали. И вот в один прекрасный день проснулись они и не узнали своего поселка. Стал он чистым, красивым. Дома выкрашены в разные цвета: сиреневый, голубой, салатовый. Новые автобусы ездят по хорошему асфальту, а в центре Чульмана стоит «Чудо-Парк», где взрослые и дети могут отдыхать, играть, смотреть кино, есть мороженное. Поняли тогда люди, что это все за труды их досталось. И стали они жить дальше, приумножая хорошие дела!»
В-ль: Замечательное будущее у нашего поселка!
А сейчас я предлагаю вам поработать над проектом «Чульман в будущем».
Мы будем архитекторами –строителями и построим здания будущего, т. е то чтобы вы хотели чтоб было у нас в поселке, куда бы вы пошли с папой и мамой. Может кто- то построит цирк, кто- то кинотеатр, бассейн, лунопарк и т. д.
Игра «Юный архитектор». (под музыку)
В-ль: Какие замечательные постройки! Я надеюсь, что когда вы будете взрослыми, то осуществите свои мечты, планы в жизнь. Молодцы! Наша экскурсия подошла к концу. Мы узнали как появился наш поселок, поговорили о сегодняшнем дне, помечтали о будущем.
Ребята, наш поселок Чульман – это наша малая родина, самое родное место на земле. Мы с вами жители нашего поселка. Именно от нас с вами зависит каким будет поселок в будущем. Если мы с вами будем очень сильно любить свой поселок, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то можем сказать: «Ты по- прежнему светел и молод, я улицы твои узнаю. Ты прекрасен мой солнечный Чульман. Эту песню тебе я пою».
Песня о Чульмане.