Алена Трофимова
Конспект НОД «Литературный батл — дети против взрослых и инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка» на новый лад
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ «Детский сад №1п. Алексеевск»
Конспект
НОД «Литературный батл : дети против взрослых и инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка на новый лад»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Трофимова А. В.
2019г.
Публикация «Конспект НОД „Литературный батл — дети против взрослых и инсценировка русской народной сказки „Заюшкина избушка“ на новый лад» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- «Заюшкина избушка». Театр, театрализация, драматизация
- Темочки
Цель: развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность; продолжать формировать умение у детей ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи, басни, былины).
Задачи:
Образовательные: совершенствовать артистические навыки детей; закреплять умение детей участвовать в диалоге, выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других; умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры, использовать выразительную интонацию речи.
Развивающие: развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику.
Воспитательные: пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему, воспитывать ценностное отношение к художественной литературе; уважение к высказываниям собеседника, умение договариваться между собой и поддерживать друг друга.
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Интеграция видов деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Оборудование: декорации (искусственные деревья, ширма, домик, модули) элементы костюмов (волк, лиса, заяц, петух, собачка, медведь, атрибуты (коса, узелок, пенёк).
Работа с родителями: разучивание слов, помощь в изготовлении декораций и атрибутов.
Предварительная работа: повторение пословиц, скороговорок, чтение сказок, басен, беседы о литературных жанрах, репетиции инсценировки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, но не просто поздороваемся, а поздороваемся с помощью разной интонации: сердито, обиженно, испуганно, радостно и приветливо. Теперь я предлагаю провести батл между вами и гостями. А что такое батл? Дети : это соревнование. Воспитатель: какие бывают батлы? Дети : танцевальные, кулинарные, песенные. Воспитатель: всё правильно, я предлагаю вам сегодня провести литературный батл, наши гости будут вам задавать вопросы, а вы отвечать, потом наоборот. Готовы? Дети : да! Воспитатель: тогда начинаем наш батл! Уважаемые гости готовьте свои вопросы. Гости: Чем отличается рассказ от сказки и что у них общего? Дети : то и другое выдумка, но в сказках есть волшебство. Гости: Это короткая поучительная история, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Дети : это басня. Гости: Продолжите фразу пословица – это… Дети : народная мудрость. Гости: Какие вы знаете пословицы? Дети : Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Гости: Назовите автора сказок «Муха- цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Тараканище» Дети : Корней Иванович Чуковский Гости: древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей? Какие былины вы знаете? Дети : былины Гости: Что такое быль? Дети : это устный рассказ основанное на реальных событиях. Гости: Что такое небылицы? Что необычного в небылицах? Дети : Небылицы- перевертыши – это песенки или стишки, в которых всё поставлено «с ног на голову». Гости: Что такое фольклор? Дети : Фольклор – это потешки, загадки, сказки, небылицы. Воспитатель: Молодцы, команда детей справились с заданием, теперь ваша очередь задавать вопросы команде взрослых. Дети : Продолжите пословицу: Книга – маленькое окошко, через него … Гости: весь мир видно.
Дети : Назовите три сказки Гости)
Дети : Откуда эти слова: ворона каркнула во всё воронье горло? Гости: из басни «Ворона и лисица» Дети : повторите скороговорку: «Две Клавочки сидели на лавочке делили булавочки»
Дети : с каких слов начинаются все сказки? Гости: жили- были, в некотором царстве… Дети : Кто написал рассказ «Всё тайное становится явным»? Гости: В. Драгунский Дети : расскажите пословицу о труде Гости: терпение и труд всё перетрут Дети : На какой улице жил рассеянный? Дети : Какой народ придумал сказку «Айога»? Гости: это нанайская народная сказка Воспитатель : Наш батл подошёл к концу, все отлично справились с заданием, поэтому предлагаю ответить на последний вопрос: что такое сказка? Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить. И одну из таких сказок мы сейчас вам и покажем: Воспитатель: Театр открывается к началу все готово, представляем вашему вниманию русскую народную сказку «Заюшкина избушка на новый лад»
Ведущий: Жили- были, как соседи не волчата, не медведи,
А зайчонок и лиса, рыжий хвост, ну, прям краса!
Очень звери дружно жили: не ругались, не тужили,
В гости к каждому ходили, ну, почти роднёю были!
Летом звери веселились, танцевали и резвились!
Ведущий:Вот уж осень на дворе, каждый жил в своей норе.
Зайка дом построил классный, он трудился не напрасно.
Силы заяц не жалел, с утра до ночи пыхтел.
А лисичка прыг да скок, изо льда весь потолок,
Ледяные стены тоже на большой каток похожий.
Под фонограмму в зал выбегает заяц. Встает около лубяного домика.
Заяц: Как прекрасен домик мой, Не простой он -лубяной. Мерзнуть я теперь не буду, Домик мой, ты просто чудо Под фонограмму забегает лиса. Встает около ледяного домика.
Лиса: Я- красавица лисица. Я одета, как царица. Пусть узнают все на свете Снежный домик Лизаветин. Ах, как домик мой хорош! Лучше дома не найдешь. Не домишко, а дворец. Я- лисичка- молодец.
Эй ты, Заяц длинноухий, у меня избушка светлая, красивая, а у тебя темная.
Заяц:Ну чего ты дразнишься, Лиса, зато у меня избушка прочная и теплая. Музыка весенняя «Журчат ручьи»
Ведущий: Пришла Весна-Красна, у Лисы избушка растаяла.
Лиса: Ой, беда, беда, беда, Растаял снег, кругом вода, От ледяной избушки, Остались только лужи. (хватается за голову)
Вед: Ледяной избы не стало… Стала хитрая Лисица К Заюшке на двор проситься. (Лиса подходит к калитке, стучит.)
Лиса: Ты пусти уж, сделай милость!
Заяц: Не пущу: зачем дразнилась (Задумывается, махнув лапой, добродушно улыбается.) Ну да ладно! Не до ссор… Проходи, Лиса, во двор!
(Лиса проходит во двор)
Ведущий:Без избушки сыро, плохо… Принялась Лисица охать. Ночь промаялась без сна- Зайца просит вновь она.
(Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе).
Лиса: Ты пусти хоть на крылечко… Много ль надо мне местечка? Добрый Заинька, прости, Пожалей меня, пусти!
Заяц:Надо Лисоньку пустить, Чаем сладким напоить! (Заяц выходит на крыльцо, протягивает Лисе кружку чая; Лиса пьет чай и устраивается на крылечке.)
Ведущий: Третий день настал. Лисица в двери к Зайчику стучится. (Лиса осторожно, мелкими шажками приближается к Зайцу и робко просит.)
Лиса: Я озябла на крылечке. Мне б на лавку, ближе к печке. (Заяц обращается к залу.)
Заяц: Как ей тут не уступить! Заходи уж, так и быть!
Ведущий: Заяц, доброе сердечко, Рыжую пустил на печку. День-другой прошел. Лисица вдруг затеяла браниться.
Лиса: (громко, вызывающе). Не желаю жить с тобой! Убирайся вон, Косой! (Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц садится поодаль на пенек и плачет.)
Ведущий: И Зайчишку прогнала Узелок лишь отдала. Сел Зайчишка на опушке И, прижав от страха ушки Начал горько-горько плакать… Ну ту беду бежит собака
(Бежит Собака, подходит к Зайцу.)
Собака: Тяф! Тяф! Тяф!О чем ты плачешь? Почему, дружок не скачешь?
Заяц (продолжая всхлипывать). Жил я в лубяной избушке, здесь, на этой вот опушке, а Лисица – в ледяной. Как растаял лед весной, жить ко мне она пришла, да меня же прогнала.
Собака: Полно, слез не лей ты боле! Помогу твоему горю! (Собака подходит к избушке).
Собака: Тяф! Тяф! Тяф! А ну, Лиса, Убирайся вон в леса!
Ведущий: А Лисица-то с печи громким голосом кричит:
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам! Если же не хочешь драки, Убирайся вон, Собака! (Собака, испуганно потявкивает и убегает.) (Заяц опять начинает плакать. К нему бежит Волк.)
Волк: Что ты, Заинька, не весел Буйну голову повесил?
Заяц: Как же мне не плакать, Волк? Жил я в лубяной избушке, Здесь, на этой вот опушке А Лисица - в ледяной, Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла И меня же прогнала!
Волк: Помогу твоему горю, Лиску, рыжую плутовку, Прогоню я быстро, ловко (Подходит к избушке, стучит в окно.)
Волк: Эй, Лиса, поди с печи!
Лиса: Кто там хочет калачи? Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам!
Волк: Ладно, Заинька, пока… Шкура очень дорога… (Волк поглаживает шерсть и убегает.) (Заяц опять начинает плакать. К нему вразвалочку приближается Медведь.)
Медведь (добродушно). Полно, Заинька, реветь! Ты, ответь мне, сделай милость, Что за горе приключилось?
Заяц: Как не плакать, дедушка, Дедушка-Медведюшка? Жил я в лубяной избушкеЗдесь на этой вот опушке, А Лисица – в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла Да меня же прогнала.
Медведь: Не горюй, дружок! Лису…Я заставлю Жить в лесу… (Медведь подходит кизбушке и рычит.)
Медведь: Ну-ка, рыжая Лиса, Вон ступай в свои леса!
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам! Убирайся сам, Медведь, На меня не смей реветь! (Медведь сердито машет лапой и уходит.) (На сцене появляется Петух с косой на плече, подходит к плачущему Зайцу).
Петух: КУ-КА-РЕ-КУ! Плачешь, ты, о чем Косой?
Заяц: Жил я в лубяной избушке Здесь на этой вот опушке А Лисица – в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла И меня же прогнала.
Петух: Не горюй, приятель! Вскоре Твоему поможем горю! Покажу Лисе косу- Живо выгоню Лису!
Заяц: (всхлипывая). Да ее Собака гнала- Да с испугу убежала. Волку – шкура дорога… Гнал ее и сам Медведь недавно… Ты не справишься подавно!
(Петух направляется к избушке.)
Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах В красных сапогах, Хочу лису посечи, Ступай лиса с печи!
Лиса: (испуганно). Что ты, Петя, не спеши! Мне одеться разреши!
Петух: Прекрати пустые речи! Прочь пошла, плутовка, с печи! (Лиса прыгает с печи и убегает).
Ведущий: Ох и струсила Лиса… Прыг с печи- да и в леса Припустила во весь дух: Напугал ее Петух
Петух: (поют и танцуют). Убежала Рыжая Рыжая - бесстыжая! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась Петуха!
Вед: И стали поживать да добра наживать. Стоп –это же сказка на новый лад, а значит и концовка у этой сказки будет совершенно новая и неожиданная, вот какая:
Вед: А тем временем Лиса осознала всё сама к зайцу с петухом явилась: повинилась, извинилась.
Лиса: Вы меня простите и назад пустите, делать больше так не буду, а моральный ущерб перемою всю посуду.
Вед: Тут друзья посовещались и решили:
Заяц и Петух: Так и быть прощаем и зла не держать обешаем!
Вед: С той поры Зайчишка с Петей и лисичка Лизавета - лучшие друзья на свете.
Вед: Ну а мы говорим: до свидания, спасибо всем за внимание
Для Вас сегодня выступали юные артисты группы «Смайлики»
Воспитатель: понравилась вам сказка? Я предлагаю вам не расставаться со сказкой, пройти в группу и дорисовать незаконченные портреты сказочных героев, но сначала нужно будет отгадать какие портреты задумал нарисовать художник, желаю вам творческих успехов.