Софронова Елена
Конспект НООД «Край Мордовский-родина моя»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Край Мордовский – родина моя»
Интегрированная НООД по областям :
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
1. Программное содержание:
- Формировать представление детей о своей малой Родине – Республике Мордовии, о разнообразии растительного и животного мира Мордовского края.
- Развивать разговорную речь на эрзянском языке.
Публикация «Конспект НООД „Край Мордовский-родина моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
2. Методы и приё мы:
Словесные: чтение стихотворения, беседа, игра, разучивание эрзянских слов.
Наглядные: рассматривание картин.
Практические: дидактическая игра «Какая, какое, какие» на эрзянском языке, дидактическая игра «К какому дереву относится листик», физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
3. Предварительная работа:
Чтение рассказов о животных, деревьях, беседа о Мордовии, рассматривание альбомов «Дикие животные», «Деревья», знакомство с мордовским орнаментом.
4. Материал:
Картинки с изображением диких животных, деревьев, листы бумаги, подставки, кисточки, ножницы, элементы мордовского орнамента, клей.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине. Родина – это место, где ты родился, где сделал первые шаги, где живёшь ты, твои родные и близкие друзья. Это твой дом, твоя улица. Как называется наша Республика?
Дети. – Республика Мордовия.
Воспитатель. – Ребята, я прочитаю стихотворение М. Бебана «Край Мордовский-родина моя», вы его внимательно послушайте и ответь как же здороваются на эрзянском языке.
Край Мордовский – родина моя!
Край Мордовский – дружная семья.
В ней живёт, как друг и брат.
А при встрече говорят «Шумбрат!»
Воспитатель. – Как называется столица Мордовии?
Дети. – Саранск.
Воспитатель. – Сегодня мы с вами поговорим о природе Мордовии. Природа Мордовии очень богата и разнообразна. Посмотрите какие красивые у нас леса.
Воспитатель. – Ребята, скажите какие деревья растут в наших лесах и назовите их на эрзянском языке.
Дети. – Берёза – килей, липа-пекше, дуб-тумо, тополь-тополь, сосна-пиче, ель-куз
Воспитатель. – Ребята, давайте вспомним как нужно себя вести в лесу.
Дети. – 1. Нельзя ломать ветки деревьев.
2. Нельзя топтать цветы, траву.
3. Нельзя кричать и включать громко музыку.
4. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
5. Нельзя разрушать грибницы.
6. Нельзя разжигать костры.
7. Нельзя разорять муравейники.
Воспитатель. – Игра «К какому дереву относится лист» (на эрзянском языке)
Берёзовый лист- килей лопа
Дубовый лист-тумо лопа
Липовый лист- пекше лопа
Тополиный лист- тополь лопа
Сосновые иголки- пиче салмукст
Еловые иголки- куз салмукст
Физкультминутка.
Минек мазый цецятне
Наши алые цветки
Панжизь лопинест.
Распускают лепестки. (плавно поднимают руки вверх)
Вармась чуть лекси,
Ветерок чуть дышит,
Лопатнень нурявты.
Лепестки калышит. (качают руками влево-вправо)
Минек мазый цецятне
Наши алые цветки
Пекстызь лопинест.
Закрывают лепестки. (присели, спрятались)
Прясост чаравтыть
Головой качают – (движение головой влево-вправо)
Састо матедевить.
Тихо засыпают.
Воспитатель. – Ребята, леса Мордовии очень большие и красивые. И в них, конечно же, живут разные животные. Как одним словам назовём этих животных на эрзянском языке?
Дети. - Дикие животные- вирень ракшат
Дети. – Волк-верьгиз, лиса-ривезь, медведь-овто, заяц-нумоло, белка-ур.
Воспитатель. – Игра «Какой, какая, какие» (Кодамо)
Овтось –тюжа
Верьгизэсь-серой
Ривезесь – рыжой
Урось- тельня серой, кизна-рыжой
Нумолось- тельня ашо, кизна- серой
Воспитатель. – Ребята, Мордовия богата не только лесами и животными, но и богата своими традициями и красивыми национальными костюмами
Воспитатель. - Давайте, вспомни некоторые элементы мордовского орнамента (крестик, ромб, галочка)
Воспитатель. - Давайте, сделаем закладки для ваших друзей будущих школьников, используя мордовский орнамент. На ваших столах есть все необходимое для работы, но прежде чем начать мы с вами проведём пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Кого встретили в лесу?»
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять.
(«Шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)
Там живет лиса.
(Рукой показать хвост за спиной.)
Там живет олень.
(Пальцы рук разведены в стороны.)
Там живет барсук.
(Кулачки прижать к подбородку.)
Там живет медведь.
(Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)
Дети делают закладки используя мордовский орнамент
Воспитатель. - А теперь ребята давайте посмотрим, какие красивые закладки у нас получились.
Дети раскладывают работы и рассматривают их.
Литература.
1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации/ А. И. Исайкина. - Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО,2007.-64с.
2. Мы в Мордовии живём : пример. регион. Модуль программы дошк. образования/ О. В. Бурляева и др---Саранск: Мордов. кн. изд-во,2011.-104с.
3. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В. И. Ковалько – Москва, 2011г.
4. Калинина, Т. В., Николаева, С. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. / Т. В. Калинина – Волгоград, 2012г.