Ольга Грачева
Конспект НОД «Кот Леопольд и правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
КОТ ЛЕОПОЛЬД И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(Конспект НОД, ОО «Социально-коммуникативное развитие», подготовительная группа)
Грачева О. Ф., воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №31 «Аленький цветочек»
Программное содержание:
1. Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на улице и во дворе.
2. Обогащение знаний детей о Правилах дорожного движения.
Публикация «Конспект НОД „Кот Леопольд и правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
3. Познакомить детей с правилами поведения в автомобиле.
4. Закрепить знания детей о светоотражающих элементах и их назначении.
5. Познакомить детей с историей создания дорожных знаков.
6. Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков дорожного движения.
7. Закрепить знания детей о сигналах светофора.
8. Развивать умения узнавать и называть разные виды транспорта.
9. Развивать внимание, мышление, память, моторику рук, координацию движений при выполнении заданий.
10. Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Материал и оборудование: игрушка кот Леопольд, экран, проектор, ноутбук, магнитофон, три обруча (красный, зеленый, жёлтый, раздаточные карточки «Правила для пешеходов», настольные игры: «Дорожные знаки», «Почини автомобиль», дидактическая игра «Перекресток», плакат «Найди тень автокресла», светоотражающие повязки, коробка, мяч, листы бумаги с нарисованными машинами, цветные карандаши.
Ход мероприятия:
Воспитатель:Сегодня в детский сад пришло письмо. Давайте мы его прочитаем:
«Дорогие ребята! Я купил новый автомобиль и хочу приехать к вам в гости».
Кот Леопольд.
(Слайд 1)
Вдруг раздается звук резкого торможения машины, звук битого стекла, сирены.
Воспитатель: Ребята! Что-то случилось!
Раздается стук в дверь. Приносят кота Леопольда, перевязанного бинтами.
Воспитатель: Что случилось, Леопольд?
Леопольд : Я к вам так спешил, так спешил, что попал в аварию. Оказывается, я совершенно не знаю Правил дорожного движения.
Воспитатель: Не беда! Ты пока отдохни, а ребята тебе помогут. Дети, научим кота Леопольда Правилам дорожного движения?
Дети: Да!
Воспитатель: По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперед.
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Воспитатель: О каких правилах идет речь?
Дети: О Правилах дорожного движения.
Воспитатель: Кто должен соблюдать правила дорожного движения?
Дети: Правила должны соблюдать и водители, и пешеходы, и пассажиры.
Воспитатель: Кто такой водитель?
Дети: Это тот, кто управляет транспортным средством.
Воспитатель: Кто такой пассажир?
Дети: Пассажира водитель перевозит на транспортном средстве.
Воспитатель: Кто такой пешеход?
Дети: Кто идет пешком.
Воспитатель: Что такое дорога? Из чего она состоит?
Дети: Дорога состоит из проезжей части, тротуара.
(Слайд 2)
Проезжая часть – это часть дороги, предназначенная для движения транспорта, для пешеходов – тротуар. Ходить и играть на проезжей части пешеходам – нельзя!
Воспитатель: Ребята, кто нам помогает выполнять Правила дорожного движения?
Дети: Дорожные знаки.
Воспитатель: Какие дорожные знаки вы знаете?
Дети: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.
Воспитатель: Правильно, дорожные знаки предупреждают об опасности, запрещают, разрешают, информируют. Знаки различаются не только изображением, но и размером, формой, цветом. Давайте их назовем.
(Слайд 3, 4, 5)
Дети называют знаки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда и где появились дорожные знаки?
Дети: Нет.
Воспитатель: В давние времена, когда не было личных автомобилей, ни каких экипажей, люди ходили пешком из одного поселения в другое. Им надо было знать, куда ведет та или иная дорога, какое расстояние осталось пройти до нужного места. Чтобы передать эту информацию, наши предки ставили на дороге камни, надламывали ветки, делали зарубки на стволах деревьев. А вот первые дорожные знаки появились во Франции в Париже в начале прошлого века. Их было всего четыре: «Неровная дорога», «Опасный поворот», «Пересечение равнозначных дорог» и «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Эти знаки сохранились и до наших дней, хотя их внешний вид изменился. Примерно в это же время дорожные знаки появились и в России. Впоследствии были определены количество знаков, их форма и цвета.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Какой знак?»
Дети выкладывают в красный обруч - запрещающие знаки, в зеленый – предупреждающие, в желтый – знаки сервиса.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
Его предназначенье
Регулировать движенье!
Знать его обязан каждый
Он простой, но очень важный
У него полно забот
Днем и ночью круглый год
Он сигналы подает.
Дети: Это светофор.
(Слайд 6)
Воспитатель: Для чего светофор?
Дети: Он помогает нам перейти дорогу.
Воспитатель: Давайте повторим правила :
Заучи закон простой,
Красный свет зажегся…
Дети: Стой!
Воспитатель:
Желтый скажет пешеходу
Приготовься …
Дети: К переходу.
Воспитатель:
А зеленый впереди
Говорит он всем…
Дети: Иди!
Воспитатель: Но даже, когда загорится зеленый свет, не торопитесь выходить на дорогу. Сначала посмотрите налево, все ли машины остановились и пропускают вас. Дойдя до середины дороги, посмотрите направо, убедитесь, что водители вас видят и уступают дорогу.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Расставьте правильно знаки».
Дети на макете (Игра «Перекресток») расставляют знаки дорожного движения и сигналы светофора.
У школы – знак «Дети»; у больницы – «Пункт медицинской помощи»; у кафе – «Пункт питания»; на перекрестке – «Пешеходный переход».
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Светофор»
Красный свет – опасность рядом,
Стой, не двигайся и жди,
Никогда под красным взглядом
На дорогу не иди!
Желтый – светит к переменам,
Говорит: «Постой, сейчас
Загорится очень скоро
Светофора новый глаз:
Перейти дорогу можно
Лишь когда зеленый свет
Загорится, объясняя:
«Всё, иди! Машин тут нет!»
Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, читает стихотворение и показывает сигналы светофора. Дети выполняют движения : на зеленый идут, взявшись за руки по кругу, на желтый – останавливаются, на красный – садятся на корточки и грозят друг другу пальцем.
Воспитатель: Где должны переходить дорогу пешеходы?
Дети: По пешеходным переходам. Они бывают подземные, надземные, и наземные.
(Слайд 7, 8, 9)
Дети: Проезжая часть дороги в том месте, где расположен пешеходный переход, раскрашена, как зебра – на асфальте нарисованы белые полоски.
(Слайд 10)
Воспитатель:
Эта «зебра» неживая
И детей и взрослых ждет.
Пешеходам помогает,
Через улицу ведет!
Воспитатель: Давайте расскажем коту Леопольду правила перехода через дорогу по пешеходному переходу.
Дети:
- Прежде чем переходить любу дорогу, надо остановиться на краю тротуара.
- Потом посмотреть налево, потом направо, снова налево.
- Если поблизости нет машин, можно переходить дорогу.
- Если дорога широкая, дойдя до середины, надо остановиться, осмотреться, если появились машины, надо остановиться, пропустить их.
- Переходя через дорогу нельзя отвлекаться, разговаривать по телефону, читать, слушать музыку в наушниках.
Воспитатель: Иногда приходится переходить дорогу в темное время суток. Для этого придумали светоотражающие элементы, повязки. Для чего они?
(Слайд 11)
Дети: Их главная цель – привлечь внимание водителей. Когда на улице темно, а вы идете по обочине дороги или переходите дорогу, водителю машины трудно вас заметить. Другое дело, если на вас светоотражащий элемент. Он отражает (как зеркало) свет фар машин. В темноте он светится, и водитель видит пешеходов.
(Слайд 12)
Воспитатель: Такие светоотражающие повязки я подарю вам и коту Леопольду.
Воспитатель ставит на стол коробку с повязками.
Воспитатель: А теперь рассмотрим картинки, на которых изображены разные ситуации на дороге. Посмотрите, все ли здесь правильно? Расскажите коту Леопольду, как бы вы поступили в той или иной ситуации.
Дети рассматривают картинки и делают выводы:
- Нельзя играть на проезжей части;
- Если начал переходить дорогу, но видишь, что можешь не успеть, остановись на островке безопасности;
- При выходе из автобуса обходи его сзади;
- Нельзя кататься на велосипеде по проезжей части;
- Нельзя садиться в транспорт в последний момент;
- Нельзя стоять на краю тротуара;
-Переходить улицу надо только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора;
- При движении по тротуару придерживаться правой стороны.
Воспитатель: Кто помогает управлять движением машин и пешеходов, если нет светофора?
Дети: Регулировщик.
(Слайд 13)
Он следит за соблюдением Правил дорожного движения водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги. Одет он в специальную форму. В руках регулировщик держит жезл. Им он регулирует движение. Если регулировщик видит, что водитель или пешеход нарушают Правила дорожного движения, он начинает свистеть в свисток.
Воспитатель: Молодцы! Но есть машины, которые регулировщик пропускает без очереди. Что это за машины?
Дети: Это машины специального назначения. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках.
Пожарную машину пропускают без задержки, потому что пожарным нужно
как можно скорее потушить огонь.
(Слайд 14)
Машина «Скорой помощи» всегда спешит, потому, что врач должен срочно оказать помощь больному или больного надо доставить в больницу. От того, как быстро приедет «Скорая помощь» очень часто зависит жизнь человека.
(Слайд 15)
Машина полиции торопится на вызов, если кому-то угрожает опасность. (Слайд 16)
Воспитатель: А какие еще бывают машины?
Дети: Грузовые, легковые, для перевозки пассажиров.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови транспорт»
Дети передают мяч и называют разные виды наземного транспорта.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как себя вести, если вы пассажир автомобиля?
Дети: Дети должны сидеть на заднем сидении автомобиля.
Воспитатель: Запомните:
-Первое и главное правило быть пристегнутыми ремнями безопасности.
(Слайд 17)
-Дети до 12 летнего возраста должны ездить на заднем сидении и обязательно в специальном детском кресле.
(Слайд 18)
Воспитатель: Я вам предлагаю найти для каждого автокресла свою тень.
Дети находят и соединяют на плакате автокресла и их тени.
(Слайд 19)
Воспитатель: А ещё запомните следующие правила :
-Во время поездки ни в коем случае нельзя отвлекать водителя.
- Нельзя высовываться из окна автомобиля.
-Чтобы выйти из автомобиля, надо спросить разрешение водителя.
-Садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны тротуара или обочины.
-И никогда не открывайте двери в движущемся автомобиле!
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти в нашу автомастерскую и починить автомобиль кота Леопольда.
Дети из частей собирают машину кота Леопольда.
Леопольд : Спасибо, ребята! Вы починили мой автомобиль, научили Правилам дорожного движения. Я их всегда буду выполнять. Теперь я смело могу отправляться в путь. На память я вам подарю вот такие автомобили. Их надо соединить по точкам и раскрасить.
Дети соединяют автомобили по точкам, раскрашивают их.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались, что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Дети: Мы сегодня помогали кота Леопольду изучить Правила дорожного движения, узнали много нового об истории возникновения дорожных знаков, о светоотражающих повязках, о том, как вести себя в автомобиле. Нам понравилось чинить автомобиль кота Леопольда, рисовать машины, играть в интересные игры.
Воспитатель: Сегодня вы показали прекрасные знания законов улиц и дорог! Всё это поможет в жизни вам быть примерными пешеходами!