Родика Клейн
Конспект НОД «Космическое путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Космическое путешествие» в старшей группе.
Клейн Родика Ивановна
Яковлева Олеся Юрьевна
воспитатели ГБДОУ д/с №60
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Цели: систематизировать знания о Космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине. Закреплять и уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах; развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.
Публикация «Конспект НОД „Космическое путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор детей; закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей; обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; развивать творческое воображение, фантазию; развивать двигательно-игровую активность; побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений.
Воспитательные: создание ситуации успеха; воспитание чувства ответственности, взаимопомощи; создать радостную атмосферу праздника.
Предварительная работа: чтение книг о космосе : Н. Носов «Незнайка на Луне». Удивительный космос (энциклопедия). Космос о звёздах, планетах, космических путешествиях. Космос - моя первая энциклопедия. Подбор литературы о космосе. Изготовление макета солнечной системы, изготовление шлемов, костюмов. Оформление выставки детских работ. Подбор слайдов, музыки.
Материалы и оборудование: демонстрационные: солнечная система, рисунок ракеты, воздушный шар, поделки родителей, музыка, портрет Ю. А. Гагарина. Сюжетные картинки: старт космического корабля; космическая ракета «Восток» в космосе; снимок планеты Земля (из космоса); космонавт.
Ход НОД
(Под музыку дети заходят в зал)
Воспитатель: Сегодня, ребята, наша страна отмечает День Космонавтики.
Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
Дети: 12 апреля (1961 года) впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд).
Воспитатель: Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. Он полетел на космической ракете «Восток» (слайд).
Давным-давно, древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.
Воспитатель: Как их называют?
Дети: Их называют космонавтами (слайд) .
Воспитатель: А кто такие космонавты?
Дети: Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.
Воспитатель: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
(Ответы детей) Любопытство.
Воспитатель: Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (слайд).
(Ответы детей) Телескоп.
Воспитатель: Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом. Что они могли увидеть в телескопы?
(Ответы детей)
(показ иллюстраций)
Воспитатель: Они могли увидеть другие планеты. Какие планеты вы знаете? (слайд).
(Ответы детей)
Дети: Марс, Венера ___ и другие планеты.
Воспитатель: Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.
Воспитатель: И что придумали ученые?
Дети: Ракеты, космические корабли
Воспитатель: Кто же первым в России придумал ракету?
Дети: Константин Эдуардович Циалковский
(показ портрета) (слайд).
Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось, до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности, такой летательный аппарат сделать.
Воспитатель: Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат?
Дети: Сергей Павлович Королев
(показ портрета) (слайд)
Воспитатель: Сергей Павлович Королев ученый - конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка (слайд). Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.
Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел наш русский человек. До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?
Дети: много заниматься спортом.
Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?
Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.
Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время взлета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.
Воспитатель: Что такое перегрузки? (Предположение детей)
Перегрузки - это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.
- Как называется такое состояние в космосе? Ответ (Состояние невесомости.)
Воспитатель: Дети, а вы хотите стать космонавтами?
Тогда давайте готовится!
(Дети встают в рассыпную по залу)
Физкультминутка.
Ждут нас быстрые ракеты (шаг на месте)
Для прогулки по планетам
На какую захотим-
На такую полетим.
Правое крыло вперёд (правая рука вперёд)
Левое крыло вперёд (левая рука вперёд)
Руки в стороны
В полёт отправляет нас пилот (качаем крыльями)
Ветер дует - задувает (качаем руками)
И пропеллер наш вращает (вращаем руками)
Ах, какая красота (повороты из стороны в сторону и смотрим вдаль)
Не страшна нам высота! (руки вверх и прыжок вверх)
(Дети садятся на свои места)
Продолжаем
Из космоса Ю. А. Гагарин наблюдал за нашей планетой и сфотографировал её. Дети, на какой планете мы живем? (Планета Земля).
Правильно, мы живем на планете Земля. Вот посмотрите, какая красивая наша Земля! (Слайд, (снимок Земли из космоса).
Весь мир знает первого космонавта Ю. А. Гагарина. О нем написаны песни, стихи. Послушайте одно из них. Стихотворение Владимира Степанова «Юрий Гагарин».
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться в космос смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
На веки будут вместе
Гагарин и апрель.
Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие. Посмотрите вокруг и попробуйте догадаться, в какое путешествие? (космическое).
Правильно! У нас всё готово, занимайте места на космической ракете, к запуску ракеты приготовиться!
Дети: есть приготовиться!
Ведущий: пристегнуть ремни!
Дети: есть пристегнуть ремни! (Имитируют движение).
Ведущий: соединить контакты!
Дети: есть контакты!
Ведущий: завести моторы!
Дети: есть завести моторы!
Ведущий: к старту готовы!
Дети: готовы! (Стоят на месте).
Ведущий: начать обратный отсчёт…10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!
Ведущий: -10 секунд – полёт нормальный, 30 секунд – полёт нормальный, 3 минуты – полёт нормальный. Поздравляю – мы в открытом космосе. В космической ракете, люди ходить не могут, они летают.
Дети имитируют невесомость.
Ведущий: космосом называется бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю и всё, что существует в космосе – называется Вселенная.
Посмотрите в иллюминатор, так называется окно в ракете. В небесной вселенной мы пролетаем звёздные созвездия – Большая медведица, Малая медведица.
Поздравляю, мы с вами совершили один виток вокруг земли. И сейчас мы с вами пролетаем в нашей солнечной системе. У нашего солнца своя семья. Сосчитайте, сколько планет в Солнечной системе? (слайд) – Восемь.
Три витка вокруг Земли мы совершили, пора нам возвращаться домой. Куда мы полетим? На Землю.
Ведущая: к приземлению приготовиться!
Дети: есть приготовиться!
Ведущая: приглушить моторы!
Дети: есть приглушить моторы!
Ведущая: разъединить контакты!
Дети: есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши).
Ведущая: отстегнуть ремни! (Имитируют движение).
Ведущая: начинаем обратный отсчёт для приземления …10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, один! (Дети хлопают в ладоши).
Ведущая: полёт окончен! Наш космический полёт закончился. Каждый из вас теперь может стать космонавтом и полететь на планеты, к которым мы сегодня долететь не смогли.
Звучит «космическая музыка» появляется Инопланетянка.
Инопланетянка.
Добралась я до Земли!
Вся в космической пыли.
У пилотов звездолёта
Очень важная работа:
Передать вам всем привет
От галактик и планет!
Я — иных миров селянка,
Проще — инопланетянка!
- Ребята, я не просто так прилетела на Землю. Мне нужна ваша помощь. Космические пираты похитили лучи солнца, и в домах на нашей планете стало темно и холодно.
Вы поможете мне вернуть солнечные лучи? (ответы детей)
- Космические пираты выдвинули требования. Чтобы собрать все лучи, нужно пройти квест. Выполняя каждое задание в квесте, вы сможете вернуть солнечные лучи.
(Лучи разложены в музыкальном зале в конвертах).
Задание 1.
Первое требование пиратов: исполнить танец «Я – ракета».
Задание 2.
Загадки.
1. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
2. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
3. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
4. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
5. Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего. (Звёзды)
6. Осколок от планеты,
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический… (Метеор)
7. Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной… (Комета)
8. В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог. (Гагарин)
9. Появляется на небе,
Когда светят фонари,
Из окна ее ты видишь,
Ну же, быстро назови! (Луна)
10. С него корабли улетают,
Как это место все называют? (Космодром)
Задание 3.
Подвижная игра «Собери космический мусор на луне»
Вопросы:
1. Что такое Луна? (Спутник Земли)
2. Луна больше или меньше Земли?
3. Почему Луна кажется больше звезд? (Близко к Земле)
Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор»
Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.
По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.
Усложнение:
-передвигаться только гигантскими шагами;
-передвигаться только прыжками на 2-х ногах.
«Убрать космический мусор». Каждая команда собирает рассыпанные по залу разноцветные кубики или шарики в свою корзину.
Задание 4.
Дидактическая игра «Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
Задание 5.
Подвижная игра «Солнце чемпион».
Выбранный ведущий-ребёнок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочёт.
Он планетам вел учё т:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
Дети надевают шапочки с изображением, выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
Ведущая: последний луч, пираты спрятали его в надёжном месте. Где это место вам укажут звёзды.
Дети находят сундук.
Задание 6.
В волшебным сундуке, находится конверт с последним заданием.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
У детей по одной звёздочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
-человек, который считает звёзды – звездочёт,
-космический корабль, летящий к звёздам – звездолёт,
-скопление звёзд на небе- созвездие,
-момент, когда звёзды «падают» - звездопад,
-небо, на котором много звёзд – звёздное,
-небо, на котором нет звёзд – беззвёздное,
-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звёздочка
Инопланетянин: ребята, вы помогли мне найти и вернуть солнечные лучи, теперь на моей планете будет светло и тепло. Вы отличные помощники, а ещё вы надёжные и отважные товарищи. Не побоялись трудностей, пришли на помощь. В знак благодарности примите космические звёзды.
Инопланетянин: до свидания, ребята. На моей планете ждут Солнце, его тепло и свет, мне пора возвращаться!
ФИЛЬМ