Ольга Каменских
Конспект НОД «Кладовая Прикамья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель второй квалификационной категории: Каменских Ольга Михайловна.
Тема: «Кладовая Прикамья»
Цель:
Воспитание любви к родным местам, к малой родине у старших дошкольников.
Задачи:
Обогатить представления старших дошкольников о богатстве природных ресурсов Прикамья.
Формировать элементарные представления о полезных ископаемых и их значении в жизни человека.
Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего края.
Публикация «Конспект НОД „Кладовая Прикамья“» размещена в разделах
Воспитывать гордость за свой край.
Пополнять словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость и творческие способностей.
Материально – техническое оснащение:
• Карта «Российская Федерация», карта «Пермский край»
• Учебники для малышей В. Степанова:Моя Родина – Россия, книга «Прикамье»,
• Набор экспонатов «Полезные ископаемые», коллекция полудрагоценных камней и изделий из них.
• Настольная дидактическая игра «Что сначала, а что потом».
• Видеоматериал о Москве и Пермском крае.
Предварительная работа: чтение с детьми сказок П. Бажова
«Серебрянное копытце» и В. Воробьева «Драгоценные камушки», заучивание стихов про флаг России, Урал.
Ход:
Воспитатель: Дети, к нам на электронную почту пришло видеописьмо, давайте его откроем и посмотрим.
(просмотр видеоролика о Москве «мульти Россия»)
Воспитатель: Вы внимательно посмотрели, а сейчас ответьте, пожалуйста:
1. как называется наша страна? (Россия)
2. как называется столица нашей страны? (Москва)
3. какие символы есть у нашей страны? (герб, флаг)
4. для чего нужны символы стране? (это отличительные знаки от других стран)
Воспитатель: давайте вспомним стихотворение про Российский флаг.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска-мир и чистота,
Синяя полоска-это цвет небес,
куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска - подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак,
Доблестный трехцветный наш российский флаг.
Воспитатель: мы с вами живем в большой и прекрасной стране, это большая родина. Вот так она выглядит на карте. (Показывает границы России на карте, город Москву). А если есть большая родина, значит есть…
(малая родина). Как вы думаете, что такое малая Родина? (ответы детей). Малая Родина- это, где мы родились, где живем, ходим в детский сад, школу…это наш город…как он называется? (Пермь) и Пермский край.
Воспитатель обращает внимание детей на карту Пермского края.
Воспитатель: Вот так выглядит на карте Пермский край, это частичка Великой России, он находится на западных острогах Уральских гор, поэтому и называется Западный Урал, с севера на юг течет река КАМА и поэтому второе название нашего края - ПРИКАМЬЕ.
Давайте посмотрим еще одно видеописьмо (просмотр видеоролика мульти Россия-Пермский край).
Воспитатель: Что можно сказать о нашем Пермском крае? какой он? (замечательный, красивый - ответы детей, а еще он очень богатый. Как вы думаете, чем он богат? давайте посмотрим на карту Пермского края, вы видите три цвета, голубой это…вода. Зеленый это…растительность-травы, цветы, кусты, деревья; а коричневый? Горы.
(воспитатель подводит детей к тому, что они должны выявить причинно-следственные связи, например, если есть вода, край богат рыбой, люди занимаются рыболовством, есть леса - в лесу звери, значит люди занимаются охотой)
Воспитатель: давайте сейчас мы отправимся в нашу фотогалерею.
(Дети встают с места и идут к магнитной доске, на которой оформлена выставка фотографий природы Пермского края. (Фото рек, лесов, полей, березовая роща и уральских гор).
Давайте поиграем в игру, «Кто больше назовет»
(дети рассматривают фото реки - называют реки Прикамья, какая рыба водится в реках, рассматривают фото полей - называют лечебные травы, ягоды, грибы ;рассматривают фото лесов- говорят какие они знают деревья, кусты и диких животных, живущих в Прикамье.)
физкультминутка (пальчиковая гимнастика «белочка»)
Сидит белка на тележке, стучат кулачки друг об друга
Продает она орешки- хлопки в ладошки
Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Загибают пальчики с мизинца до большого
Зайчику усатому, мишке-толстопятому.
Воспитатель: А как вы считаете, можно ли такую красоту сберечь?
(обращает внимание на фотовыставку) конечно можно, давайте вспомним правила поведения в лесу (не оставлять костры не потушенными, убирать за собой мусор, не ломать деревья, не губить обитателей леса, а давайте мы «посадим дерево».
Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Что сначала, что потом», они должны выложить карточки в правильной последовательности, от семечка до дерева, и словесно обьяснить. (карточки расположены на столе)
Воспитатель: А как же горы могут быть полезны людям? (ответы детей, давайте присядем на стульчики и попробуем разобраться, какое богатство дают горы людям.
Катя: Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита,
В страну, где не счесть, драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей.
Воспитатель: многие пермские поэты и писатели прославили наш Пермский край через стихи, рассказы и сказки. Павел Бажов и его сказки «Серебрянное копытце» «Каменный цветок», как раз пример тому, что Урал славится месторождениями полезных ископаемых, давайте некоторые из них мы рассмотрим.
Воспитатель совместно с детьми рассматривают набор «полезные ископаемые», и обследуют их по схеме: название-цвет - форма, гладкий или шероховатый- мягкий или твердый, можно ли из них скатать шарик, где используют этот вид ископаемого. (предлагается каменный уголь, каменная соль, мрамор, графит, железная руда)
Воспитатель: А еще Урал славится полудрагоценными камнями. Давайте мы их также рассмотрим. (Предлагается посмотреть малахит и изделия из него, и другие виды полудрагоценных камней по выбору воспитателя)
итог занятия
Воспитатель: Чем вам запомнилось сегодня путешествие по Прикамью, что вам особенно понравилось? Что вы будете делать, для того чтобы сберечь природу Прикамья? (ответы детей)
Далее воспитатель предлагает детям перейти за стол и организовывает свободную продуктивную деятельность детей - рисование, лепку, аппликацию по впечатлениям.
Приложение (информация для воспитателей)
Какой камень на Урале можно назвать самым популярным и где он используется
Уральские мастера отличались изготовлением изделий из малахита. В ассортименте были мелкие предметы – пасхальные яйца, брелки, всевозможные вставки в ювелирные украшения. Как правило, такие изделия изготавливались из цельного камня. Пластинками малахита покрывались более крупные изделия: письменные приборы, вазы, шкатулки, столешницы. ИХ делали способом так называемой «русской мозаики». Секрет ее заключался в том, что все большие поверхности изделия набирали из отдельных малахитовых пластинок. Вся сложность выполняемой работы заключалась в том, что пластинки толщиной в 3-5 мм нужно было не только плотно подогнать, но и совместить рисунок текстуры так, чтобы он создавал впечатление, что объемное изделие выполнено из куска малахита. Малахитовые шкатулки стали своеобразной эмблемой уральского камнерезного искусства. Не случайно П. П. Бажов дал своей лучшей книге, сборнику уральских сказов, именно такое название «Малахитовая шкатулка».