Ирина Трофимова
Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога.
Задачи:
• Познакомить с вулканом, как явлением неживой природы, расширять представление о профессиях.
• Формировать интерес к неживой природе, продолжать учить проводить исследовательско – экспериментальную деятельность.
• Воспитывать любознательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
Публикация «Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли, Извержение вулкана» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Труд»
Использование следующих технологий:
1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.
2. Социоигровая технология – работа в малых группах.
3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (физминутка)
Активизация словаря: вулкан, лава, извержение, пепел, пемза, вулканолог.
Материал: проектор, ноутбук, макет вулкана, лупа, камень, пемза, разрезные карточки, стаканчики с водой, салфетки, тарелочки, подкрашенная вода, сода, уксус.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание журналов про вулкан, изготовление макета вулкана.
Ход образовательной деятельности.
/Дети заходят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики/
В. - Ребята, помните, к нам приходил корреспондент газеты «Экологическая правда».
В. - Чем мы занимались?
Д. – Исследовали песок.
В. – Затем мы с вами оформили газету с интересными снимками.
- От нашего знакомого корреспондента, я получила письма со звуковым приложением. Послушаем его. (слушают и выполняют задания)
К. – «Здравствуйте, ребята! Я путешествую по России: был на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах, прислал вам фотографии, они не поместились в конверт, пришлось их разрезать, соберите их и узнаете, что я изучаю, о чем пишу статью». (слайд, изображение карты)
В. – Сейчас, ребята, пройдите за столы и соберите фото. (дети собирают разрезные фото)
В. - Что у вас на фото?
Д. – Горы, вулканы.
В. – Посмотрите на экран, такие фотографии получились? (слайд)
Д. – Да.
В. – Что же изучает наш корреспондент?
Д. – Наш корреспондент изучает магические горы, вулканы.
В. – Он собирает информацию о вулканах.
В. – И мы сегодня с вами поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
В. – Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?
Д. – Это большая гора с крутым склонами, из которой сначала идёт дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Рассказ про вулкан по слайдам.
В. – Вулкан – это гора, в верхней части которой есть углубление и называется оно кратер. Он ведет в глубину земли, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана.
В. – Есть живые (действующие) вулканы, есть спящие и мёртвые. Когда вулканы спят, то мало отличаются от других гор. Но, иногда они «просыпаются», и тогда начинается сильный, подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течёт настоящий огненный поток, лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твёрдых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
Натрудившись, поработавшись, эти вулканы засыпают, лишь изредка напоминают о себе: выдыхают в небо легкий дымок. Такие вулканы называют спящими. Вулкан – это как печка, только подземная. В ней всё время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Мёртвые вулканы никогда не извергаются, молчат всё время одеты в ледяные панцири признаков жизни не подают.
Физминутка (звучит музыка).
По дорожке мы шагаем,
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где вулкан уже нас ждет.
Когда в гости мы пришли,
Можно крикнуть «1, 2, 3».
В. – Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов, постоянно следят ученые – вулканологи.
У. (звучит музыка) – Здравствуйте! Я учёный – вулканолог, с помощью специальных приборов, мы учёные узнаём, когда вулкан «спит», а когда «проснётся». Мы изучаем огнедышащие горы, наблюдаем за вулканами с воздуха, - с самолётов и вертолётов; сами поднимаемся с рюкзаком к вершинам вулканов; прослушиваем их, измеряем температуру, строим на вулкане станции с множеством приборов, а потом предсказываем, когда вулкан будет извергаться.
У. – Ребята, у меня есть лаборатория «интересных открытий», где я провожу эксперименты.
У - Сегодня, ребята, я хочу показать вам, как действует вулкан.
У. - Это макет вулкана. Скажите, на что он похож?
Д. – На пирамиду, на конус.
У. – Правильно, ребята, вулкан похож на конус. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Д. – На большую яму, воронку, углубление, отверстие.
У. – Кто из вас знает, как оно называется?
Д. – Кратер.
У. – А что есть у вулкана?
Д. – У вулкана есть жерло, оно уходит глубоко в землю.
Д. - По нему поднимается огненная жидкость.
Д. - По нему поднимается лава.
У. – Ребята, а вы знаете, что такое лава?
Д. – Это расплавленные, жидкие, горячие камни.
У. – Правильно, по жерлу поднимается огненная жидкость – лава, она доходит до кратера и выходит на поверхность вулкана.
У. – Сейчас посмотрим, как происходит извержение вулкана?
Опыт «Извержение вулкана»
У. – Ребята, наш вулкан начинает действовать. (звучит громкая музыка)
У. – Вот происходит извержение вулкана.
Рассказ стихотворения «Вулкан».
Реб. – Вулканы начали «вулканить»
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Но вот он начал уставать-
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
У. – Ребята, люди не всегда могут добывать из глубины земли природный материал. Вулканы выбрасывают тучи пепла, много шлака, песка, камней, из которых делают строительные материалы, а из них строят дома, дороги.
Эксперимент с пемзой и камнем.
У. – Я, приглашаю вас в свою лабораторию, пройдите к столам.
У. - Скажите, пожалуйста, а что выбрасывает вулкан?
Д. – Камни.
У. – Кто из вас знает, как называется этот материал? (показываю)
Д. – Это пемза.
У. – Пемза – это кусочки застывшей лавы.
У. – Какого она цвета?
Д. – Белого.
У. – А еще бывает черного цвета.
У. – Возьмите в руки кусочки пемзы, какая она на ощупь?
Д. – Шершавая, пористая, твердая.
У. – Рассмотрите пемзу через лупу, какая она?
Д. – В пемзе много дырочек.
У. – Дырочки пустые или в них что-то есть?
Д. – В дырочках спрятался воздух.
У. – Возьмите в руки камень, какой он на ощупь?
Д. – Гладкий, ровный.
У. – Что легче камень или пемза?
Д. – Пемза.
У. - Почему?
Д. – Потому что в дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем камень.
У. – Как это можно проверить?
Д. – Нужно пемзу и камень опустить в воду.
У. – Предлагаю опустить пемзу и камень в воду. Что произошло? С камнем?
Д. – Камень утонул, а пемза плавает.
У. – Почему пемза не тонет?
Д. – Потому что, в ней скапливается воздух.
У. – Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
У. – Почему камень утонул?
Д. – Потому что тяжелый.
У. – А сейчас попробуем потереть пемзу на терке. Что произошло?
Д. – Крошится.
У. - А если камень потереть на терке, будет крошится?
Д. - Нет.
У. – Почему?
Д. - Камень твердый, жесткий.
У. – Где используют пемзу?
Д. – В строительстве домов, в быту.
У. – Молодцы, ребята, из вас получились хорошие исследователи.
У. – Ребята, откуда мы можем пополнить наши знания о вулканах?
Д. – Узнать у другого человека, спросить у родителей, услышать по телевизору, радио, сходить в библиотеку, прочитать в книге, газете, посмотреть в интернете.
У. – А сейчас, я хочу с вами попрощаться, т. к. меня ждут новые исследования. До свидания!
Итог занятия.
Игра «Хорошо – плохо».
1. Вулкан хорошо, почему?
• Поднимают на поверхность много полезных веществ, почва вокруг них плодородная.
• Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения.
• Из затвердевшей лавы строят дома.
2. Вулкан плохо, почему?
• Лава является причиной лесного пожара.
• Потому что вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть.
• Когда течет лава, она может повредить электрические провода и у людей отключится свет.
• Вулкан уничтожает животных, птиц.
В. – Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Когда вы вырастите большими, станете учеными; будете изучать и беречь нашу землю. Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам всё необходимое для жизни.
(Дети по очереди называют добрые слова о земле).