Приложение МААМ

Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»

Ольга Сбитнева
Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

«Матушка Природа — кладовая здоровья»

Программное содержание:

•Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Нижегородской области.

•Закреплять знания детей об их внешнем виде, строении.

•Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине, пользе при использовании для организма человека.

•Знакомить детей с приготовлением настоя из растений.

Развивать коммуникативные способности детей, наблюдательность, внимание, память, речь, мышление.

•Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира,

Публикация «Конспект НОД „Матушка Природа — кладовая здоровья“» размещена в разделах

•Относиться к природе эмоционально, бережно, желание больше узнавать о родной природе.

Дети входят в группупо р-н-музыку. Их встречает вос-ль в р-н костюме.

В: - Здравствуйте, дети. Получили вы моё письмо? Я, бабушка-Здравушка.

Живу, не старею-

Никогда не болею

И вам здоровья желаю.

-В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите: «Доброго здоровья

-Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей.

- «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник».

-И у меня есть книга такая. Досталась мне она от бабушки, а ей от её бабушки.

-Хочу я вас к себе в гости пригласить и поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а может быть, и вы меня чему научите. Ну, что хотите в гости ко мне?

Д: Да! Конечно!

Б-З: Тогда вставайте со стульчиков и вперёд! Через лес придётся нам идти.

Физкультминутка:

«Здравствуй лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес.

(шагают с продвижением вперёд)

Ты о чём шумишь листвою

Расскажи - не утаи,

Ты же видишь - мы свои!

(Повороты вправо-влево, развести руки в стороны, прижать ладони к груди)

Только в лес мы пришли-появились комары.

(маршируют на месте, имитируют укусы комаров, похлопывают по разным участкам тела)

Снова дальше мы идём - перед нами водоём!

(шагают на месте)

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз – два, раз- два позади уже вода.

(Прыжки)

Раз – два, раз- два впереди теперь изба.

(машут руками над головой)

Б– З: Вот мы и пришли. Проходите, гости дорогие, да рассаживайтесь на лавочки. А вот и книга моя, с помощью этой волшебной книги мы отправимся в страну

лекарственных растений. Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?

Д: - Потому что они лечат от разных болезней.

Б: Правильно. А какие вы знаете лекарственные растения?

(Дети перечисляют.)

-Богат наш край Нижегородский лекарственными растениями.

Располагайтесь по удобнее, я открываю страничку.

(Звучит спокойная музыка.)

-Отгадайте загадку, про какое растение рассказывается на первой страничке?

- На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар.

Д:- Это одуванчик.

В: Посмотрите, правильно вы отгадали?

Обращает внимание детей на экран.

-Это очень нужное и полезное растение. Оно

произрастает не только у нас в Нижегородской области, но и по всей России.

Кто хочет рассказать о нем?

Дети рассказывают, опираясь на модель «Растение». Слайд №2.

Д:- Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель,

слегка резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель:- А знаете ли вы ребята, чем он полезен и как его используют? Ну, тогда слушайте внимательно. В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?

Дети читают стихи.

В: - Молодцы! Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения!

Перевернём следующую страничку.

Слушайте загадку:

«Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук».

(Подорожник.)

Обращает внимание на экран.

-А где он растет?

Дети: Вдоль дорог.

В: А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Ответы детей.

В: Давайте заглянем, что книга нам рассказывает про травку. Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник. Догадались, почему?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей.

В:- Подорожник обладает ранозаживляющим свойством.

Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника:

«Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран».

Прежде, чем прикладывать листок подорожника его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ране. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

Воспитатель: Засиделись вы ребятки. Пора немного отдохнуть вам. Давайте присядем на полянку и отдохнем. Закройте глаза.

Релаксация.

(звучит музыка П. Марка " Одинокий пастух")

«Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы, луга. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром - царства лекарственных растений. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Воспитатель: Отдохнули? Переворачиваем страничку. Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать. Вот вам следующая загадка:

«Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?»

Д: Крапива.

Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, где она растёт?

В: Она растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Огородники считают её жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Крапива – лекарственное растение. Лекарство спрятано в листьях и стеблях. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

-Перевернём страничку. Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

«Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся…»

Д: Ромашки.

В: А кто знает, как правильно называется лекарственное растение ромашка?

Д: Ромашка аптечная.

Правильно. Кто хочет рассказать об этой красавице?

Д: - Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.

В: Все правильно. Ромашка – это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая

Родина моя»? Эти слова относятся и к нашему краю. Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений.

А может вы знаете, как используют ромашку аптечную?

Ответы детей.

В:- Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!»

(Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).

Вопросы:

- Что такое лекарственное растение?

- Для чего используют лекарственные растения?

- В какую погоду собирают лекарственные растения?

- Почему подорожник так назвали?

- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов?

- Где можно собирать лекарственные растения?

- Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

В: О каких лекарственных растениях сегодня мы с вами разговаривали?

Д: О ромашке, одуванчике, крапиве и подорожнике.

В: На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями.

Вы должны внимательно наблюдать и помогать мне. Из каких лекарственных трав мы

будем готовить настой?

Д:- Из ромашки.

Воспитатель: - Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым модно

прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак, что мы сейчас будем готовить?

Д:- Настой из лекарственных трав.

В: - Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку

лекарственных растений

( Дети помогают: набирают растения в ложку, высыпают в стакан.)

-Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?

Д: Вода была бесцветной.

В: Накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.

Д: Вода меняет цвет.

В: Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

В: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам у меня в гостях, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

Ответы детей.

-Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.

В: - А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав. Такой чай называют - фиточай. Я хочу угостить нас чаем из липы. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!

Дети угощаются фиточаем с баранками и мёдом.

Публикации по теме:

Конкурс «Умники и умницы» на тему «Нету лучше дружка, чем родная матушка» МБДОУ детский сад №5 г. Ворсма План-конспект литературного досуга. Конкурс «Умники и умницы» на тему «Нету лучше дружка, чем родная матушка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Витамины для здоровья «Сказка о короле Обжоре» Конспект Цели и задачи: 1. Расширение представления о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;.

Конспект НОД «Кладовая Прикамья» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель второй квалификационной категории:.

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Родина моя — Россия матушка» Цель. Формировать представление о России, как о родной стране, о родном г. Новокуйбышевске, как о малой родине. Задачи. -Обогащать и углублять.

Конспект во второй младшей группе на тему: «Правильное питание — залог здоровья» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста потребность к здоровому питанию. Задачи: - сформировать понятие о важности правильного.

Конспект занятия на тему «Глаза человека» из цикла «Путешествие в страну здоровья». КОУ Омской области «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» Конспект занятия для детей.

Конспект занятия по валеологии на тему «Зубы — зеркало здоровья». Цель Расширять знания детей о зубах. Круг радости : Шаг назад, шаг вперёд И на месте поворот А сейчас мы отряхнемся И друг другу улыбнёмся Дружно за руки возьмёмся И ещё раз.

Конспект занятия в средней группе «Кладовая здоровья» «Кладовая здоровья» Задачи: Образовательные: - расширять знания детей о явлениях неживой природы (воде); - уточнить представление о значении.

Экологическое развлечение «Здравствуй, лес! Здравствуй, матушка природа!» Задачи: - воспитывать бережное отношение к природе. - закрепить знания детей о цветах, деревьях, птицах, диких животных, насекомых. - расширять.

Сценарий экологического праздника «Здравствуй, матушка природа!» Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вот и вcтpeтились мы с вами на цветочной поляне. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на полянке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 21:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сбитнева (УИ 33450) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД