Ольга Сбитнева
Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Матушка Природа — кладовая здоровья»
Программное содержание:
•Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Нижегородской области.
•Закреплять знания детей об их внешнем виде, строении.
•Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине, пользе при использовании для организма человека.
•Знакомить детей с приготовлением настоя из растений.
Развивать коммуникативные способности детей, наблюдательность, внимание, память, речь, мышление.
•Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира,
Публикация «Конспект НОД „Матушка Природа — кладовая здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
•Относиться к природе эмоционально, бережно, желание больше узнавать о родной природе.
Дети входят в группупо р-н-музыку. Их встречает вос-ль в р-н костюме.
В: - Здравствуйте, дети. Получили вы моё письмо? Я, бабушка-Здравушка.
Живу, не старею-
Никогда не болею
И вам здоровья желаю.
-В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите: «Доброго здоровья!»
-Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
- «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник».
-И у меня есть книга такая. Досталась мне она от бабушки, а ей от её бабушки.
-Хочу я вас к себе в гости пригласить и поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а может быть, и вы меня чему научите. Ну, что хотите в гости ко мне?
Д: Да! Конечно!
Б-З: Тогда вставайте со стульчиков и вперёд! Через лес придётся нам идти.
Физкультминутка:
«Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес.
(шагают с продвижением вперёд)
Ты о чём шумишь листвою
Расскажи - не утаи,
Ты же видишь - мы свои!
(Повороты вправо-влево, развести руки в стороны, прижать ладони к груди)
Только в лес мы пришли-появились комары.
(маршируют на месте, имитируют укусы комаров, похлопывают по разным участкам тела)
Снова дальше мы идём - перед нами водоём!
(шагают на месте)
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз- два позади уже вода.
(Прыжки)
Раз – два, раз- два впереди теперь изба.
(машут руками над головой)
Б– З: Вот мы и пришли. Проходите, гости дорогие, да рассаживайтесь на лавочки. А вот и книга моя, с помощью этой волшебной книги мы отправимся в страну
лекарственных растений. Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?
Д: - Потому что они лечат от разных болезней.
Б: Правильно. А какие вы знаете лекарственные растения?
(Дети перечисляют.)
-Богат наш край Нижегородский лекарственными растениями.
Располагайтесь по удобнее, я открываю страничку.
(Звучит спокойная музыка.)
-Отгадайте загадку, про какое растение рассказывается на первой страничке?
- На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар.
Д:- Это одуванчик.
В: Посмотрите, правильно вы отгадали?
Обращает внимание детей на экран.
-Это очень нужное и полезное растение. Оно
произрастает не только у нас в Нижегородской области, но и по всей России.
Кто хочет рассказать о нем?
Дети рассказывают, опираясь на модель «Растение». Слайд №2.
Д:- Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель,
слегка резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.
Воспитатель:- А знаете ли вы ребята, чем он полезен и как его используют? Ну, тогда слушайте внимательно. В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?
Дети читают стихи.
В: - Молодцы! Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения!
Перевернём следующую страничку.
Слушайте загадку:
«Тонкий стебелек у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки
Маленькие лопушки
Нам он, как хороший друг
Лечит ранки ног и рук».
(Подорожник.)
Обращает внимание на экран.
-А где он растет?
Дети: Вдоль дорог.
В: А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?
Ответы детей.
В: Давайте заглянем, что книга нам рассказывает про травку. Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник. Догадались, почему?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей.
В:- Подорожник обладает ранозаживляющим свойством.
Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника:
«Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран».
Прежде, чем прикладывать листок подорожника его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ране. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.
Воспитатель: Засиделись вы ребятки. Пора немного отдохнуть вам. Давайте присядем на полянку и отдохнем. Закройте глаза.
Релаксация.
(звучит музыка П. Марка " Одинокий пастух")
«Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы, луга. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром - царства лекарственных растений. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».
Воспитатель: Отдохнули? Переворачиваем страничку. Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать. Вот вам следующая загадка:
«Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?»
Д: Крапива.
Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, где она растёт?
В: Она растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Огородники считают её жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Крапива – лекарственное растение. Лекарство спрятано в листьях и стеблях. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
-Перевернём страничку. Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
«Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся…»
Д: Ромашки.
В: А кто знает, как правильно называется лекарственное растение ромашка?
Д: Ромашка аптечная.
Правильно. Кто хочет рассказать об этой красавице?
Д: - Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.
В: Все правильно. Ромашка – это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая
Родина моя»? Эти слова относятся и к нашему краю. Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений.
А может вы знаете, как используют ромашку аптечную?
Ответы детей.
В:- Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!»
(Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).
Вопросы:
- Что такое лекарственное растение?
- Для чего используют лекарственные растения?
- В какую погоду собирают лекарственные растения?
- Почему подорожник так назвали?
- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов?
- Где можно собирать лекарственные растения?
- Почему растение мать – и – мачеха так назвали?
В: О каких лекарственных растениях сегодня мы с вами разговаривали?
Д: О ромашке, одуванчике, крапиве и подорожнике.
В: На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями.
Вы должны внимательно наблюдать и помогать мне. Из каких лекарственных трав мы
будем готовить настой?
Д:- Из ромашки.
Воспитатель: - Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым модно
прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак, что мы сейчас будем готовить?
Д:- Настой из лекарственных трав.
В: - Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку
лекарственных растений
( Дети помогают: набирают растения в ложку, высыпают в стакан.)
-Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?
Д: Вода была бесцветной.
В: Накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.
Д: Вода меняет цвет.
В: Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.
В: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам у меня в гостях, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?
Ответы детей.
-Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.
В: - А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав. Такой чай называют - фиточай. Я хочу угостить нас чаем из липы. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!
Дети угощаются фиточаем с баранками и мёдом.