Булаева Марина
Конспект НОД «Как звери зимуют» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
«Как звери зимуют»
(средняя группа)
Программное содержание:
- Продолжать учить детей классифицировать диких и домашних животных
- Уточнить и обобщить знания детей о диких животных, их жилищах, чем питаются, условиях выживания в зимний период
- Развивать речевую активность детей, умение отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ из 2-3 предложений.
Материалы и оборудование:
- большая рукавица с игрушками- героями сказки «Рукавичка»
- макеты дома с двором и лесной полянкой, игрушечные наборы диких и домашних животных
Публикация «Конспект НОД „Как звери зимуют“ для средней группы» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- книга о диких животных, изготовленная детьми с родителями и воспитателями
- в корзинке лист с изображением мышки и информацией о ней, конверты с разрезными картинками для дидактической игры «Собери лесных жителей».
На занятии участвует второй воспитатель в костюме Матушки Природы: на длинное зеленое платье сверху надета белая "зимняя накидка"
Дети сидят за столами.
Воспитатель. - Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Подумайте, из какой сказки этот предмет? (большая мужская рукавица). Правильно, из сказки «Рукавичка». Шел мужик зимой по лесу и потерял рукавичку. А лесные звери решили в ней себе дом сделать. Кто прятался в рукавице? (мышка, заяц, лиса, кабан, волк и медведь). Это сказка, а по-настоящему смогли бы эти звери поселиться в такой рукавице? Конечно, нет. А почему? (они большие, вместе не дружат). А где же они живут? (в лесу) Подумайте и скажите, эти звери дикие или домашние? Вы уже умеете их различать?
Дидактическая игра «Кто где живет?» с игрушками зверей. Назовите еще других диких и домашних животных, которых нет на столе. (ответы детей)
Кто за домашними животными ухаживает, кто кормит, поит, убежище для них строит? (человек, хозяин). А легко ли жить диким животным, кто им дома строит, кормит. (ответы). У кого же нам узнать, как звери эту зиму пережили?
Я предлагаю пройти на «полянку» и позвать сюда в гости Матушку Природу. (сначала идем как медвежата, затем как волки и зайцы, усаживаемся полукругом прямо на ковер).
Все зовут: Матушка Природа! Ау!
Матушка Природа – Здравствуйте, ребята, вы меня звали?
Воспитатель - Да, Матушка Природа, мы очень рады, что ты откликнулась и так быстро к нам пришла. Только что-то наряд у тебя странный, мы как-то по-другому тебя представляли.
Матушка Природа – Сейчас на улице снег лежит, вот и на мне белая шубка. Под снегом травка прячется, и у меня под шубкой зеленый наряд. Вот солнышко пригреет, снег растает, и я свою шубку сниму, на моем платье снова цветы появятся. Так о чем вы меня спросить хотите? (присаживается на стул)
Воспитатель – Матушка Природа, говорили мы с ребятами о диких и домашних животных. Домашним-то хорошо, их человек кормит, поит, от мороза оберегает. А каково диким зверям в лесу? Как они эту зиму пережили?
Матушка Природа – Нелегко им было, то метели, то морозы, то покушать нечего. Только я не знаю с чего и начать, про каких именно зверей вы хотите услышать?
Воспитатель – Матушка Природа, мы с ребятами всю зиму изучали диких зверей, которые живут в наших лесах, как они выглядят, чем питаются, как к зиме готовятся. А помогали нам в этом родители. Вместе с ними мы создали вот такую книгу. (передает книгу Матушке Природе)
Матушка Природа – Интересно-интересно! (перелистывает) Неужели вы действительно уже так много знаете. Проверю!
Что это за зверь? (показывает картинку с белкой). И кто же эту страницу для книжки приготовил? А что вы знаете о том, как белка зимует? (ответы детей). Правильно, я проверила, у белочки запасов еще много, до весны хватит.
Воспитатель – А Лера еще и стихотворение про белочку знает.
У белки ушки на макушке,
Как кисточки художницы.
Хвост пушистый, серебристый,
Как шарфик стройной модницы.
У белки дом с одним окном,
Уютно и тепло ей в нем.
К зиме продукты запасет
И ждет, когда весна придет.
Матушка Природа - Следующую страничку посмотрим. Кто же это? (Ежик. Те же вопросы.)
Заглядывала я и к ежику в норку, он молодец, глубокую нору себе сделал, хорошо листочками утеплил. Да я еще сверху снежком побольше присыпала, чтобы теплее было.
Ежик по лесу бежит.
(ребенок читает стихотворение)
Дождь прошел – он весь дрожит:
Нет теплой шубки у него.
Он любит спать комочком,
Накроется листочком – не видит ничего.
Одежда у него из иголок,
А носик с животиком голый!
Матушка Природа – картинка про зайца, сразу стих-е
Тяжело живется зайке:
И в лесу, и на лужайке,
На снегу и на ветру негде спрятаться ему.
Всех на свете он боится,
Даже спать он не ложится.
Чуть подремлет и опять
Ему надо убегать.
Ответы детей про зайца.
Матушка Природа – Все правильно сказали. И про шубку белую, и про то, что он быстро бегает. А я еще добавлю. Зайчик потому так быстро по снегу бегает и не проваливается, что осенью у него на лапках между пальцами вырастает густая шерстка, лапки становятся широкими как лыжи, он с горки на них запросто может скатиться. А еще зайчик всегда спит с открытыми глазами, чтобы вовремя увидеть, не подбирается ли к нему хитрый зверь.
Воспитатель - А еще наши ребята знают веселую игру про зайца. (физкультминутка)
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
(Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг. и ускакал.
Матушка Природа – А мы продолжим смотреть вашу замечательную книгу.
Лось - вопросы-ответы.
Далеко в больших лесах
Можно встретить и лося.
Крупный он, могуч, силен.
Но волков не любит он.
А охотников боится
И от них в лесу таится.
Лосенка-детку охраняет,
В дождь и холод согревает.
Матушка Природа – Этой зимой очень трудно жилось лосям. Недавно хотели на них волки напасть, лоси убегать, а снег глубокий, да еще корочка льда на нем после оттепели ноги им режет. Пришлось метель вызывать, снег волкам в глаза бросать, чтобы не видели, куда лоси убежали. А на дальней полянке они вместе тесно улеглись, я их снежком, как покрывалом прикрыла, вот так лоси и спаслись.
А вот и они, волки (показывает картинку из книжки)
Волк. Вопросы-ответы, стихотворение
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые – торчком.
Медведь вопросы-ответы
Живу в лесу, всегда я хмурый,
Весь год хожу я в шубе бурой.
Здоровый я, но косолапый.
Могу ходить на задних лапах.
Могу на дерево залезть,
Могу я много меда съесть.
Поесть я осенью люблю,
Наемся – и всю зиму сплю.
Матушка Природа – Заглянула я недавно в берлогу к медведице, а там два маленьких медвежонка у мамы на животе греются, молочко сосут, совсем маленькие, как котята. Не стала я их тревожить, пусть до весны сил набираются.
Очень интересную книгу, ребята, вы с родителями создали, здесь еще и странички есть про лису, рысь и кабана. А я тоже хочу подарить вам свою страничку про мышку. Как вы думаете, это домашнее или дикое животное? Правильно, дикое. Она сама себе еду добывает, норки роет, в кладовочках осенью семена, зернышки, орешки запасает. Зимой мышка не спит. И в земле, и в снегу строит длинные ходы, и когда запасы в кладовочках заканчиваются, подгрызает корни и кору деревьев. Мышка – быстрый и ловкий зверек, но и она нередко попадает в зубы лисе и совам. (отдает книгу и свой лист воспитателю). Очень понравилось мне с вами, ребята, беседовать. Да только дел у меня очень много, надо помочь весне быстрее придти, а то скоро зверям нечего есть будет. А на память о нашей встрече хочу подарить вам игру «Собери портреты лесных жителей». Вы ребята смышленые, сами догадайтесь, как в нее играть. (передает конверты с разрезными картинками воспитателю)
В-ль – Спасибо тебе, Матушка Природа, мы не зря тебя пригласили, узнали, как звери эту зиму пережили, своими знаниями поделились. И я думаю, что теперь, бывая с родителями в лесу, они будут более внимательными и заботливыми к лесным обитателям. До свиданья!
А сейчас я предлагаю пройти к столам и собрать портреты зверей.