Инга Кесслер
Конспект НОД «Истории возникновения часов»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧАСОВ
Программные задачи:
1. Обучающие: познакомить детей с главными часами страны Кремлёвскими курантами; закрепить знания детей об истории возникновения часов и их многообразии;
2. Развивающие: упражнять в определении времени по часам с точностью до часа; закрепить знания о часах, их назначении; умение распознавать минутную и часовую стрелку; развивать логическое мышление, через дидактическую игру «Который час».
Публикация «Конспект НОД „Истории возникновения часов“» размещена в разделах
3. Воспитательные: воспитывать вежливость, тактичность, коммуникабельность.
Словарная работа: циферблат, куранты, башенные часы
Предварительная работа:
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку. А вы, постарайтесь её отгадать. Слушайте внимательно.
На руке и на стене
И на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом.
От восхода до захода.
(Часы)
- Правильно, это часы – говорить воспитатель. Сегодня мы поговорим о часах (На экране появляются настенные часы).
- Ребята, подумайте, как можно назвать эти часы? (эти часы называются настенные, потому что они висят на стене).
- Как называются эти часы? (эти часы называются настольные, потому что они стоят на столе)
- Как можно назвать эти часы? (эти часы называются напольные, потому что они стоят на полу).
- Как называются эти часы? (эти часы называются карманные, потому что их носят в кармане).
- Как можно назвать эти часы? (эти часы называются настенные, потому что они висят на стене).
- Ребята, а что это за часы? (это часы уличные, потому что они висят на улице).
- Как можно назвать эти часы? (эти часы называются наручные, потому что их носят на руке).
- Посмотрите на экран (на экране появляются часы, как называются такие часы и где они находятся? Это Кремлёвские куранты, самые главные часы нашей странны. Давайте послушаем бой Кремлёвских курантов (звучат Кремлёвские куранты)
- Скажите мне, пожалуйста, чем отличаются часы друг от друга? (формой, величиной, разными по длине стрелками, местом расположения)
Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и вспомнить, как люди определяли время раньше, когда часов ещё не было. А поможет нам в этом Видиотошка. Ну что ж, Тошка покажи нам про часы.
- Ребята, кто из вас скажет, что это за часы, и как люди определяли по ним время?
I - ребё нок: Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от дерева за солнышком тянется, по земле движется. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. Человек вкопал в землю столб, вокруг начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце вставало, а тень от столба медленно двигалась по кругу.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, всегда ли человек мог пользоваться такими часами? (нет – ночью и в облачные дни солнечные часы не работали: нет солнца – нет тени)
Тошка: Какие часы ещё были изобретены?
II – ребё нок:Солнечные часы имели недостаток – они показывали время только в солнечный день. Это было неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Вода по каплям переливалась из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени.
III – ребё нок: Кроме водяных часов есть ещё песочные. У этих часов нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных сосуда соединены вместе, внутри насыпан песок. Высыпался весь песок сверху вниз, значит прошло 1, 3, 5 или 10 минут. Песочными часами люди пользуются и сейчас: делают разные медицинские процедуры, отмеряя время песочными часами.
IV – ребё нок:Когда-то были ещё часы - свеча. На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали булавку с грузиком. Свечу ставили на железный поднос. Когда свеча догорала до нижнего деления, грузик падал и брякал о поднос - это означало, что прошёл определённый отрезок времени. Такие часы использовали в качестве будильника.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо Тошке, за то, что ты показал, нам такие необычные часы. А вам ребята за то, что так интересно рассказывали о них. Часы есть не только на стене, на руках, на полу, но и в бытовых электроприборах. Назовите бытовые электроприборы, в которых встречаются часы? (телевизор, микроволновая печь, стиральная машинка, телефон, DVD, видеомагнитофон). А зачем они в них?
Что можно узнать с помощью таких часов? (за какое время можно приготовить торт или постирать бельё, какое время идёт фильм, сколько минут мы говорили по телефону).
- Как называются такие часы? (Таймер)
Какие вы молодцы!
Ребята, что-то наш Тошка загрустил. Что же произошло?
Да, серьёзная проблема. У Тошки сломались часы, и он не знает как их отремонтировать. Давайте ему поможем. Мы соберём свои часы, а Тошка – на экране.
Дидактическая игра «Собери часы» - на столе: цифры от одного до двенадцати, циферблат без цифр, 4 стрелки – 2 длинные и 2 короткие.
(Дети собирают часы, раскладывают цифры на циферблате слева направо, выбирают стрелки).
ВОПРОСЫ:
а) Почему на часах разные стрелки? (длинная – показывает минуты, короткая - часы)
б) Как движутся стрелки на часах? (стрелки двигаются слева направо)
в)Какое расстояние проходит длинная минутная стрелка за 1 час? (она проходит полный круг)
г) Какое расстояние проходит короткая часовая стрелка за 1 час? (она проходит от одной цифры к следущей)
Игровое упражнение «Исправь ошибки».
Тошка собрал свои часы на экране. Но что-то в этих часах не так. Подскажите мне, ребята.
(Тошка не правильно расположил цифры на циферблате, взял две одинаковой длины стрелки).
Ребята! Посмотрите на экран и скажите, правильно ли Тошка теперь собрал свои часы. (Нет, он перепутал местами цифры).
Ну, вот теперь всё в порядке. осталось произнести волшебные слова, что бы завести часы.
Кто мне поможет? (ребёнок проводит физминутку «А часы идут, идут»)
Физминутка.
Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (наклоны вправо - влево)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (приседания, показ избушки – руки над головой)
Прокукукает птичка время,
Снова спрячется за дверью, (приседания)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга. (вращение туловища вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (вращение туловища влево)
А часы идут, идут, (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (дети останавливаются)
Воспитатель: А вы умеете определять время по часам? (Тошка играет вместе с детьми)
Дидактическая игра «Который час?»
Послушайте историю «Про нас и наш детский сад», но вначале выставьте свои часы ровно на 7 часов.
- …., скажи, который сейчас час?
- Как ты определила?
• Итак Детский сад открывается ровно в 7 часов. Начали приходить дети, они играли, сделали зарядку и через час сели завтракать.
Вопрос: В котором часу дети сели завтракать (Ровно в 8 часов)
• Ещё через час дети пошли на музыкальное занятие?
Вопрос: В котором часу началось музыкальное занятие? (Ровно в 9 часов)
• В 10 часов ровно дети вышли гулять. А вернулись в группу ровно в 12 часов.
Вопрос сколько часов гуляли дети? (2 часа)
• Что делали дети после прогулки? (Играли, читали книжку, рисовали, потом сели обедать)
• Ровно в час дети легли отдыхать. Поставьте на часах ровно 1 час. Ровно через 2 часа дети проснулись.
Вопрос: Какое время показывали часы? (Ровно 3 часа)
• Через 4 часа детский сад закрылся.
Вопрос: В котором часу закрылся детский сад? (Ровно в 7 часов)
• Детский сад закрылся ровно в 7 часов, а ровно 1 час назад забрали первого ребёнка.
Вопрос: В котором часу забрали первого ребёнка? (Ровно в 6 часов)
Воспитатель: НА этом наше занятие окончено. Вот и Тошка прощается с нами.
Тошка: Ребята, я благодарю вас за ваши ответы, за ваши знания, которые вы показали.