Татьяна Вещева
Конспект НОД «Использование элементарного музицирования в непрерывной образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование элементарного музицирования в непрерывной образовательной деятельности».
Возраст детей: подготовительная группа (6 лет)
Образовательные области : художественно – эстетическое разви-тие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД „Использование элементарного музицирования в непрерывной образовательной деятельности“» размещена в разделах
Цель: Развитие способностей каждого отдельного ребенка в условиях коллективной деятельности; творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков ансамблевого музицирования.
Задачи: Создать доброжелательное настроение. Развивать умение двигаться ритмично, чётко переключаться с одного движение на другое, слышать динамические акценты, ориентироваться в пространстве, разви-вать ритмический слух. Закрепить умение манипулировать палочками, коммуникативные навыки, проговаривать текст выразительно, эмоцио-нально. Развивать умение импровизировать звучащими жестами, импровизировать с музыкальными инструментами, развивать фантазию, творческие способности. Развивать навык игры в ансамбле, закрепить приёмы игры на треугольнике, на металлофоне, на трубках бумвокерсах. Развивать память, внимание, речь. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, желание чаще слушать музыку.
Предполагаемый результат (целевые ориентиры по ФГОС ДО) :
Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность, чувствует смену ритма, характера музыки. Узнает и называет знакомые произведения по мелодии. Выражает желание играть на инструментах, в оркестре. Проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения, может контролировать свои движения и управлять ими. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Возникает потребность самостоятельного музицирования и в группе.
I. Мотивационно – целевой этап:
Приветствие.
Музыкальный руководитель: радостно пропевая «Здравствуйте», дети повторяют, повторяя мелодию и ритм.
Музыкальный руководитель: «Предлагаю поздороваться нам всем ласково» (один ребёнок – пропевает своё имя, сопровождая звучащим жестом, затем все – проговаривают имя ласково (Дима - Димочка).
Музыкально ритмические движения.
Музыкальный руководитель: «Следующие упражнение поскоки, переходящие в марш; а какой инструмент украсит поскоки?» ( Дети: «Бу-бен»). «А какой подойдёт для марша?» ( Дети: «Барабан»). (Если появиться много желающих для игры на инструментах, солистов можно выбрать короткой считалочкой. На завершающую часть упражнения, под марш, встают в рассыпную по залу).
«Поскоки, марш» (М. Глинка «Галоп») :
Музыкальный руководитель: «Вы согласны, что музыкальные инструменты помогали выразительнее двигаться?» ( Дети: да).
II. Ориентировочный этап:
Музыкальный руководитель: «Следующее упражнение приставной шаг, исходное положение, руки на поясе, и начало движения в правую сторону». ( Дети упражнение выполняют вместе с педагогом: 1 часть приставные шаги вправо – влево, 2 часть: звучащие жесты, повтор 1 части, но пристанные шаги вперёд – назад, 2 часть: звучащие жесты).
«Приставной шаг» (музыка Е. Макарова).
Музыкальный руководитель: «Предлагаю перестроится в круг, под стихи с движениями».
Мы большой построим дом, («кладём кирпичи»)
Заживём все дружно в нём. (хлопаем)
Двери закрываются, игра начинается. (за руки в кругу)
Развитие чувства ритма, музицирование.
«Игра с палочками» - все сидят в кругу на коленях.
Раздаем палочки, произнося: «Взять – отдать», дети передают по 2 палочки соседу справа.
Музыкальный руководитель: «Поздороваемся с палочками?» (Дети перекатывают палочки между ладонями).
• «Что за грохот, что за стук?» (ритмическое упражнение)
Музыкальный руководитель соберём палочки под нашу любимую песню «Как у деда Ермолая.».
III. Поисково – исследовательский этап:
Музыкальный руководитель: «Давайте сядем перед фортепьяно. «Тютюшки» (повторяют предложенный ритмический рисунок «звучащими жестами». Первый раз - хлоп, шлёп; второй раз - бам, щёлк).
Ритм на фланелеграфе:1) Хлопаем с речевым сопровождением, 2) хлопаем, с проговариваем «про себя».
• «Полька» («Эстонская народная мелодия»).
1 часть: дети прохлопывают ритм, изображённый на фланелеграфе («снежинки» и «сосульки»); 2 часть: импровизация детей «звучащими жестами».
Игра на детских музыкальных инструментах
• Песенка «Маленькой ёлочке» (сл. З. Н Александровой, муз. М. И. Красева.)
Музыкальный руководитель: «Ребята, назовите, пожалуйста, песенку, мелодию которой я вам сейчас сыграю». (Дети узнают по мелодии).
• Хором поём 1 куплет со словами. (музыкальный руководитель раздаёт карточки «клавиатура»)
• Дети поют песню, «играя» на карточках с изображением кла-виатуры 1 куплет. ( дети: «Маленькой, ёлочке, соль, фа, ми, ре, до» и так дальше)
• Дети сами собирают карточки, выходят в зал к инструментам.
• Дети играют в оркестре с пением, (по окончанию, положили инструменты на стол).
Музыкальный руководитель: «Молодцы, ребята, какое интересное исполнение любимой песни. Смотрите, неужели сама Фея Музыки к нам пожаловала?» (подходим к экрану).
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ. (на экране)
Фея Музыки:
На Земле немало места для больших чудес,
Музыка звучит прелестно там и тут, и здесь…
Радость всем она приносит, кружева плетя,
Душу, сердце, согревает, звуча день ото дня.
Тот, кто музыку полюбит, будет счастлив он
Ведь без Музыки нет счастья, кем бы ни был он.
Для вас, мои друзья,
Хрустальный колокольчик от меня. (Л. Ермолович)
(находим колокольчик)
Музыкальный руководитель: «Смотрите, какой чудесный, просто сказочный колокольчик, давайте поздороваемся с ним». (Дети «здороваются», звенят по очереди, комментируя звучание колокольчика).
Музыкальный руководитель: «Возьмём колокольчик в наш музы-кальный автобус? Как вы думаете, какой вальс больше всего подойдёт для такого хрупкого колокольчика?» ( Дети: «Вальс – шутка»).
Музыкальный руководитель: «Прошу занять места в музыкальном автобусе». (Дети выносят стулья для игры).
Слушание музыки.
• Игра «Музыкальный Автобус» («Вальс-шутка» Д. Шостако-вич)
Музыкальный руководитель: «Возвращаемся на свои места». (Дети ставят стулья на место, садятся).
Музыкальный руководитель: «Мы обязательно ещё поиграем с этим чудесным колокольчиком в дальнейшем. Предлагаю продолжить наше музыкальное путешествие на необычном поезде».
• Танец «Космический поезд».
(Ин-Грид, автор движений Вещева Т. Е.).
Музыкальный руководитель: «Мы в космосе побывали и, конечно всё знаем о прекрасных сияющих звёздах и о трудолюбивых и весёлых роботах». Предлагаю взять девочкам колокольчики, а мальчикам бумвокерсы.
• Игра «Роботы и Звёздочки» (поочерёдная смена движений по фразам, импровизация согласно образу и характеру музыки).
IV. Рефлексивно – оценочный этап:
Музыкальный руководитель: «Возвращаемся, вам понравилось наше музыкальное путешествие, а, что больше всего?» (ответы детей) «Вы все молодцы, у нас всё хорошо получилось. Фея оставила нам чудесный колокольчик, он будет украшением нашего оркестра. Пришло время прощаться. У вас в руках инструменты, пускай они вам и помогут». (Дети предлагают свои варианты. «До свидания»).
Музыкальный руководитель: «До свидания» (все отвечают хором, сопровождая игрой на инструментах).
Выходят из зала, кладут инструменты.
V. Последующая работа после проведения мероприятия:
В дальнейшем в образовательной деятельности планируется также использовать элементарное музицирование во всех видах музыкальной деятельности.
В музыкально ритмических движениях использовать новые инст-рументы (треугольники, кастаньеты, трещотки и др.) для «украшения» упражнений (бег с остановкой, галоп, хороводный шаг и др.). Хорошо исполняемый детьми приставной шаг с хлопками вставить как танцевальный элемент в новогодний хоровод. В раздел «развитие чувства ритма» (игры с именами, игры с палочками, «тютюшки») добавлять новые ритмические рисунки, разнообразить движения. В разделе «игра на детских музыкальных инструментах» песню «Маленькой ёлочке» исполнять под современную аранжировку с добавлением сольных импровизационных моментов игры детьми на музыкальных инструментах. «Вальс – шутка» (Д. Д. Шостакович) начать исполнять в оркестре (хрустальные колокольчики, треугольники, металлофоны, предварительно рассказав историю «Два колокольчика» (в рассказе заложены ритмические рисунки, которые в дальнейшем исполняются на инструментах). Предложить путешествие, по зимнему лесу используя шумовые самодельные инструменты (озвучиваем стихотворение «Едем, едем на лошадке …»).