Ольга Мякоткина
Конспект НОД по ФЦКМ «Одежда. Волшебные свойства ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД (ФЦКМ)
на тему: «Одежда. Волшебные свойства ткани»
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани и природных красителей.
Задачи:
Обучающие:
-актуализация знаний о роли одежды в жизни человека;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Одежда, Волшебные свойства ткани“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- формирование представлений о свойствах хлопчатобумажной ткани (ткань прочная, окрашиваемая, имеет способность впитывать влагу и мяться) и воздействии природных красителей (сок свёклы и моркови) на белую ткань.
Развивающие:
- развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- развивать любознательность и познавательную мотивацию.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения в разных видах деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Форма организации детской деятельности
- коллективная
- индивидуальная
Методические приемы
- сюрпризно-игровой прием (бутылка с письмом);
- беседе с детьми об одежде и тканях;
- экспериментальный прием (влияние природных красителей на ткань).
Предварительная работа
- повторение ранее изученного материала по теме «Одежда»;
- чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
-показ детям опыта получения сока из свёклы и моркови с помощью тёрки и марли;
- рассматривание иллюстраций о выращивании хлопка.
Словарь по теме: хлопок, красители, лоскут.
Оборудование и материалы: магнитная доска с магнитами, мольберт, фотоаппарат, аудиозапись «шум моря», иллюстрации одежды, бутылка с письмом, ветка хлопка, вата, хлопчатобумажные лоскуты по количеству детей, 2 емкости с соком свёклы и моркови, прищепки, рубашка, вешалка.
Ход занятия
Дети сидят на ковре в форме круга вместе с воспитателем.
Воспитатель: «Ребята, представьте себе, что вы на берегу моря. Расположитесь поудобнее, закройте глаза, послушайте, как шумит море, плещутся волны…»
Дети закрывают глаза.
Воспитатель включает аудиозапись «шум моря» и кладет на рядом стоящий стул бутылку с письмом.
Воспитатель: «А теперь откройте глаза и осмотритесь».
Дети находят бутылку.
Воспитатель: «Какая-то бутылка… Как вы думаете, откуда она взялась?»
Дети отвечают.
Воспитатель: «Верно, эту бутылку выбросило море на наш берег, а в ней что-то есть. Давайте посмотрим.»
Дети достают письмо и отдают воспитателю.
Воспитатель читает: «Помогите! Я на необитаемом острове. Замерзаю! Здесь совсем нет никакой одежды. Бывший пират невезучего корабля». Ребята, пирату нужна наша помощь. У него совсем нет одежды на необитаемом острове! А человек может обходиться без одежды? Для чего нужна одежда?
Дети отвечают.
Воспитатель: «Всё правильно, ребята, одежда защищает наше тело от холода, а также помогает нам выглядеть красиво. Что ж, придется отправиться на помощь пирату. А поплывем мы с вами на необитаемый остров на лодке. Возьмем весла и поплыли!
И раз, и два…» Имитация лодочной гребли.
«Вот мы и на острове, а вот и наш пират!»
Воспитатель показывает картинку с изображением мальчика-пирата.
«Давайте послушаем,что он нам расскажет»
Происходит имитация разговора с пиратом с помощью аудиозаписи голоса пирата.
Пират: «Здравствуйте, как я рад вас видеть! Я уже давно живу на этом острове. Он такой удивительный, здесь растут и овощи, и фрукты, но я никак не могу придумать, из чего же мне сделать одежду. Одежда из листьев плохо греет и она не такая яркая и красивая как у вас»
Воспитатель: Ты погрейся на солнышке, а мы с ребятами подумаем, как тебе помочь.
Ребята, давайте осмотрим остров»
Дети встают и вместе с воспитателем идут к столам, на которых лежит раздаточный материал.
Воспитатель: «Смотрите, ребята, здесь находится интересное растение. Кто знает, как оно называется?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Действительно, это хлопок- растение, которое нас одевает. Это растение растет в теплых странах. Растет кустиком, на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена, покрытые мелким, белым пушком. Рассмотрите этот пушок. Это вата, которую вы все когда-то трогали. Возьмите на тарелочках кусочек ваты и сравните его с пушком на ветке. Они одинаковые. Хлопок растет на полях. Урожай хлопка собирают и отправляют на фабрику. Там его перерабатывают, очищают и делают из него нити. А уже из ниток на ткацкой фабрике делают ткань, из которой нам шьют одежду. Вот, например, такую».
Воспитатель одновременно с рассказом показывает детям веточку хлопка и иллюстрации. На тарелочках разложены кусочки ваты и лоскуты хлопчатобумажной ткани.
Воспитатель: «Ребята, вы, наверное, устали. Давайте пойдем на берег нашего острова и подвигаемся!»
Физминутка «Платье»
Это платье для Наташки-
Красные горошки.
А на платье два кармашка,
Спрячем в них ладошки.
Это тапки для Антошки,
Чтобы в них не мерзли ножки.
Топ-топ-топотушки.
Что за тапки! Как игрушки!
Движения имитируются согласно тексту.
Воспитатель предлагает детям вернуться к столу.
Дети тактильно исследуют ткань.
Воспитатель: «Ребята, возьмите в руки лоскуты ткани. Попробуйте разорвать эту ткань. Получается?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Значит, мы можем сказать, что ткань из хлопка прочная. А теперь попробуйте её смять. Что происходит с вашим лоскутом?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Значит, эта ткань … (мнётся)»
Дети дают ответ.
Воспитатель: «Ребята, вот из этих кусочков ткани мы с вами сможем смастерить одежду для пирата. Но эта ткань белая, а пират хочет такую же красивую и яркую одежду, как ваша. Почему ваша одежда разноцветная?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Верно, ткань, из которой сделана ваша одежда, окрасили на фабрике, и она получилась такая яркая. А как же мы можем окрасить нашу белую ткань здесь, на острове?»
Предположения детей.
Воспитатель: «В окрашивании ткани нам помогут овощи, которые растут на этом острове, а именно свёкла и морковь. Но для окрашивания нам понадобится только сок из этих овощей. Вы уже знаете, каким образом можно получить овощной сок. Кто нам напомнит?»
Дети отвечают.
Воспитатель: «Вот и у нашего пирата есть запасы овощного сока».
Воспитатель достает 2 ёмкости с заранее подготовленным свекольным и морковным соком.
Воспитатель: «Для того, чтобы окрасить белую ткань, нужно опустить лоскут в овощной сок. После того, как ткань намокнет, нужно положить её на лоток для высыхания».
Воспитатель показывает эксперимент и предлагает нескольким детям проделать те же
действия. Остальные дети наблюдают за результатом. Окрашенные лоскуты оставляем для высыхания на лотках.
Воспитатель: «Ребята, какого цвета получилась ткань после свекольного сока? После морковного сока?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, вот мы и помогли нашему другу, пирату. Оставим ему разноцветные кусочки ткани, и он сможет сшить себе красивую одежду. Возвращаемся на берег.»
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: «Ну вот, ребята, теперь вы знаете, что нужно использовать для того, чтобы одежда получилась разноцветной?»
Ответы детей.
Воспитатель: «А из чего можно сделать природные красители?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о ткани для нашей одежды.
Мы пытались её порвать, но не смогли. Значит, она какая?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Мы пытались её помять. Нам удалось?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Потом мы опускали ткань в жидкий сок. Что произошло с тканью?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Верно, ткань намокла. А что мы увидели, когда вытащили ткань из овощного сока?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Верно. Значит ткань может окрашиваться.
Вот такое замечательное путешествие у нас получилось. Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?»
Дети отвечают.