Оксана Зыкова
Конспект ННОД «Добро в твоём сердце»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию с детьми с нарушением зрения подготовительной к школе группы на тему: «Добро в твоём сердце»
Актуальность проведения данной ННОД: в последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной. Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Публикация «Конспект ННОД „Добро в твоём сердце“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Цель: Углублять представления детей о доброте как о ценном важном качестве человека; побуждать к осмыслению человеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навыки речевого взаимодействия, умение налаживать позитивные взаимоотношения друг с другом;
- Учить прислушиваться к своим чувствам, мыслям, эмоциям, стараться быть объективными;
- Обогащать словарный запас этикетной лексикой, синонимами, антонимами, обозначающими человеческие достоинства и недостатки;
Развивающие:
- Развивать умение придерживаться моральных норм и правил, в том числе по собственной инициативе.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям.
Коррекционные:
- Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.).
- Развивать периферическое зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.
- Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
- Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов
Форма организации деятельности воспитанников: подгрупповая
Методы и приёмы: словесный метод (художественное слово –цитаты из книги Катаева «Цветик-семицветик», притча о бабочке, диалог, вопросы, объяснение, обращение к опыту ребенка); наглядно-практический метод (работа детей с карточками и предметами) прием эмоциональной заинтересованности, создание игровой ситуации, использование музыкального сопровождения.
Здоровьесберегающие технологии: смена режима динамических поз динамические паузы, зрительная гимнастика, соблюдение продолжительности занятия (30 минут)
Участники: подгруппа детей старше-подготовительной к школе группы – 6 человек, воспитатель.
Психолого-педагогическая характеристика: воспитанники со зрительной патологией: гиперметропия средней и сложной степени, амблиопия средней и сложной степени, сходящиеся косоглазие, у которых наблюдается низкая познавательная активность, и которые испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Оборудование: фонограмма песни «Барбарики – Доброта, цветик-семицветик, коробка с мячом-смайликом, карточки для игры Степ Пазл "Что такое хорошо? Что такое плохо?", знаки инвалидности, пазл «Сердце доброты», корзина с различными предметами. (см. приложение)
Специальное оборудование: подставки с определённым наклоном для работы с карточками за столами, дополнительное освещение мольберта.
Предварительная работа: Изготовление демонстрационного материала к занятию (цветик,-семицветик, мяч- смайлик, пазл-сердце доброты); Знакомство с произведением В. Катаева «Цветик-семицветик». Заучивание пословиц о доброте, беседы и разыгрывание разных ситуаций на нравственную тему, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Делай добро», «Помощники».
Словарная работа: доброжелательность, радушие, отвага, толерантность.
Предполагаемый результат:
– У детей возникнет желание совершать добрые дела.
– Умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
– Воспитанники будут постоянно использовать при общении со взрослыми и сверстниками вежливые слова, будут бережно относиться к окружающих их предметам и живой природе.
– Расшириться представление о понятиях «добро» и «зло».
Ход ННОД
Организационный момент:
(Дети с воспитателем стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, сегодня прекрасный день. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наши сердца наполнились добротой и любовью. (дети улыбаются). Ваши маленькие сердечки стучат как часики, положите руку на сердце и послушайте его стук. Слышите? (дети прислушиваются)
Введение в тему:
Воспитатель: Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца. А чем наполнены наши сердца поможет раскрыть нам вот этот цветок. (Воспитатель достает цветик-семицветик). Прикрепляет цветок на мольберт.) Он знаком вам?
Дети: Цветик-семицветик.
Воспитатель: Помните, девочка Женя смогла потратить только один лепесток по назначению. Что она сделала?
Дети: Она помогла Вите встать на ноги.
Воспитатель: И это доброе дело помогло вырастить ещё один цветик-семицветик. Но этот цветок не исполняет желание, но он поможет нам понять, какими чувствами наполнено сердце доброго человека. Цветок разделил сердце Доброты на несколько частей. Мы должны с вами найти их, выполняя задания лепестков цветика-семицветика и собрать целое сердце Доброты.
Основная часть.
Воспитатель: Помните какие слова говорила Женя, отрывая лепесток. Давайте их повторим отрывая лепесток от нашего цветика –семицветика. Только у меня к вам просьба мы будем следить за лепестком только глазами не поворачивая голову, и станьте в одну линию
(Воспитатель выполняет плавные движения лепестком вверх, вниз. влево, вправо, по кругу, дети выполняют зрительную гимнастику со словами.)
- Лети, лети, лепесток, через запад (посмотреть налево) на восток (посмотреть направо, через север (посмотреть вверх, через юг (посмотреть вниз, Возвращайся, сделав круг (выполнить круговое движение глазами). Лишь коснешься ты земли – что нам делать расскажи. (воспитатель опускает лепесток на коробку, стоящую у окна)
Воспитатель:(достаёт из коробки мяч-смайлик со злой эмоцией) лепесток просит нас научить злой смайлик добрым словам!
Игра «Замени добрыми словами» (с мячом в кругу)
Воспитатель бросает по очереди мяч-смайлик детям, называя слова обозначающие злые, нехорошие качества. Дети возвращают мяч воспитателю и называют антоним к этому слову, содержащий добрую окраску.
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый - храбрый
Воспитатель: Смотрите от наших слов смайлик стал добрым. (воспитатель незаметно поворачивает рот на мячике).
А мы наполнили наши сердца добрыми чувствами. А вот и первая частичка «сердца Доброты» и на ней написано «Доброжелательность». (просит одного из ребёнка прикрепить частицу сердца на магнитную доску)
Воспитатель:(просит стать детей в одну линию) Отрываем оранжевый лепесток.
(Воспитатель выполняет плавные движения лепестком вверх, вниз. влево, вправо, по кругу, дети выполняют зрительную гимнастику со словами.)
- Лети, лети, лепесток, через запад (посмотреть налево) на восток (посмотреть направо, через север (посмотреть вверх, через юг (посмотреть вниз, Возвращайся, сделав круг (выполнить круговое движение глазами). Лишь коснешься ты земли – что нам делать расскажи. (воспитатель просит детей двигаться за лепестком, который приводит их к столам. Дети садятся за столы)
Лепесток предлагает заглянуть нам в конверт, который лежит на ваших столах.
Игра Степ Пазл "Что такое хорошо? Что такое плохо?"
Воспитатель: Что вы нашли в конвертах?
Дети: Пазлы.
Воспитатель: На картинках изображены разные поступки и их результат. Составьте правильно эти пазлы.
Воспитатель: Лепесток дал мне микрофон и предложил взять у вас интервью. (воспитатель подходи с микрофоном по очереди к детям и задаёт вопрос, воспитанник берёт микрофон и отвечает на вопрос) Кто изображен на вашей картинке? Правильно ли поступают герои? Как бы вы поступили? Какую картинку вы бы захотели убрать обратно в конверт?
Воспитатель: Ребята, у нас появилась ещё одна частичка сердца, а на ней написано слово «Отзывчивость». Как вы думаете, что означает слово «отзывчивость» (совершать добрые поступки).
(Один из воспитанников прикрепляет частицу сердца на магнитную доску).
Воспитатель. Давайте снова вернёмся на ковёр и оторвём жёлтый лепесток. Жёлтый лепесток предлагает нам размяться.
Динамическая пауза
Свети ярче, солнце золотое (поднимаем руки вверх, соединяем их, образуя круг)
Сияй, небо голубое! (руки разводим в стороны)
Дуй, свежий ветерок! (вытягиваем руки перед собой и машем ими)
Расти, маленький тополек! (поднимаемся на носочки, руки поднимаем вверх)
Я дарю вам доброту (прижимаем ладони к груди и разводим руки в стороны)
И улыбку свою! (улыбаемся)
Воспитатель: Лепесток подарил нам ещё одну частичку сердца, на которой написано «Радушие». Как вы понимаете это слово. (Сердечное, ласковое отношение, приветливость, гостеприимство).
(один из воспитанников прикрепляет и эту частицу сердца на магнитную доску)
Воспитатель: (отрывает зелёный лепесток)
(Воспитатель выполняет плавные движения лепестком вверх, вниз. влево, вправо, по кругу, дети выполняют зрительную гимнастику со словами.)
- Лети, лети, лепесток, через запад (посмотреть налево) на восток (посмотреть направо, через север (посмотреть вверх, через юг (посмотреть вниз, Возвращайся, сделав круг (выполнить круговое движение глазами). Лишь коснешься ты земли – что нам делать расскажи. (воспитатель опускает лепесток на корзину, на которой написано слово спасибо»)
Воспитатель: На корзине написано «спасибо!». Как вы думаете, для чего люди говорят «спасибо»? Всегда ли вы благодарите тех, кто что-то сделал для вас? Посмотрите вокруг! Нас окружают различные предметы, природа. Они помогают нам хорошо жить, а мы можем отблагодарить их своими действиями. Давайте заглянем в эту корзину. Тут лежат различные предметы. Давайте каждый из вас возьмёт по одному предмету и расскажет, как помогает он жить вам и как вы благодарите его за это.
Игра «Благодарное сердце»
Кружка – из неё удобно пить. Грязную кружку нужно вымыть
Книга – помогает узнавать нам что-то новое. Потрёпанную книжку можно подклеить.
Игрушка - с ней интересно играть. Сломанную игрушку нужно починить.
Цветочный горшок с растением – насыщает нашу группу кислородом. Цветок надо поливать.
Воспитатель: в корзине ещё что-то осталось. Это частичка сердца, на которой написано «Благодарность».
(воспитанник прикрепляет и эту частицу сердца на магнитную доску)
Воспитатель:(отрывает голубой лепесток) а на этом лепестке загадка:
Качество, достойное медали.
Трусу оно ведомо едва ли.
Ответ: Отвага
Воспитатель: Как вы думаете может трусливый человек совершать добрые поступки? (ответы детей)
(Воспитатель достаёт кусочек сердца, на котором написано «Отвага», ребёнок прикрепляет его на магнитную доску).
Воспитатель: О чём же расскажет нам синий лепесток?
(Воспитатель выполняет плавные движения лепестком вверх, вниз. влево, вправо, по кругу, дети выполняют зрительную гимнастику со словами.)
- Лети, лети, лепесток, через запад (посмотреть налево) на восток (посмотреть направо, через север (посмотреть вверх, через юг (посмотреть вниз, Возвращайся, сделав круг (выполнить круговое движение глазами). Лишь коснешься ты земли – что нам делать расскажи. (воспитатель опускает лепесток на стол, на котором лежат знаки, обозначающие инвалидность)
Смотрите я нашла здесь знаки. Они знакомы вам? Что они обозначают?
(Дети называют знаки: слепой человек, глухой человек, человек на коляске не может ходить)
Игра «Помоги другу».
Одному ребёнку завязываем глаза, другой ребёнок проводит его через препятствия. Пары меняются.
Вопросы воспитателя по ходу действия: что ты чувствовал, когда тебя вели? Ты доверял своему другу?
(Ответы детей).
Воспитатель: все мы с вами разные, те, кто может ходить или нет, видит или не видит, но ко всем надо относится по-доброму, с уважением, помогать, если они нуждаются в нашей помощи.
Вывод – со всеми детьми надо дружить вне зависимости от их заболевания!
Такая дружба называется толерантность. (воспитатель показывает частицу сердца, на которой написано «Толерантность», ребёнок прикрепляет её на доску)
Воспитатель: У нас остался последний лепесток. Давайте сядем на ковре и послушаем одну историю.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”
Вопросы:
– Как вы относитесь к этому человеку?
– Как бы вы ответили на месте мудреца?
– А вот как было дальше.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
– Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника). Значит каким будет наше сердце зависит только от нас самих.
На мои вопросы вы отвечаете “да” или “нет” – хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
4. Легко ли быть добрым? (Да)
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?
(Да)вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Смотрите на этой части сердца только одна буква А – это значит всё зависит от каждого из вас.
Заключительный этап.
Давайте теперь соберём наши кусочки сердца в одно целое. Дети составляют сердце из частей.
А теперь возьмём первые буквы от каждого слова на сердце.
Д- доброжелательность –это значит?
Дети. Говорить добрые слова.
О - отзывчивость. Что обозначает это слово? (совершать добрые поступки).
Б-благодарность. Это значит? (быть всем и всему благодарным)
Р- радушие. Что обозначает это слово? (приветливость, гостеприимство)
О-отвага. Значит? (быть смелым)
Т- толерантность. Это значит? (ко всем людям относится по-доброму)
А на последней частице сердца только буква А. Почему? (Потому что всё в наших руках)
Давайте прочтём какое слово у нас получилось? (дети читают «Доброта»)
Вот и наполнили мы свои сердца добротой. Смотрите, а серединка цветка превратилась в солнышко (разогнуть лучи с обратной стороны круга) и оно приглашает нас на танец.
Песня «Что такое доброта» (дети танцуют).
Воспитатель: Чтобы наш мир был прекрасным- спешите делать добро!
Литература:
• Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах»,М: «Амрита – Русь», 2008г.
• Чернецкая Л. В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»,М: «Феникс», 2005г.
• О. Л Князева «Я, ТЫ, МЫ», М: «Мозаика-Синтез», 2005г.