елена ершова
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по методике экологического образования
для старшей группы.
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Возрастная группа : старшая группа
Интеграц ия областей: Художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, речевое развитие, физическое развитие.
Дидактический материал: картины И. И. Левитан «Золотая Осень», М. К. Башкирцева «Осень» (листопад, В. Г. Кубарев «Поздняя Осень», маленькие карточки с изображением разных периодов осени, ягоды брусники и клюквы, фотографии где и как растут ягоды; муляжи грибов – подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор и бледные поганки; мнемотаблица ;плакат правила поведения в лесу.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в осенний лес“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Создать условия для ознакомления детей с осенней природой.
Задачи: Создать условия для закрепления знаний детей о периодах осени
Создать условия для закрепления знаний о дарах осени
Создать условия для развития у детей монологической речи
Создать условия для развития внимания.
Создать условия для закрепления правил поведения в осеннем лесу
Ход НОД:
I часть Мотивационно-организационная
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от Старичка – Лесовичка. Ему сорока настрекотала, что вы умные и дружные ребята и он хочет в этом убедиться. Как вы думаете где живет Лесовичок?
Дети: В лесу; в роще; в сосновом бору
Воспитатель :Лесовичок пишет, что сейчас в лесу очень красиво. Он даже стихи написал поэта И. Бунина
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
- Какое время года описал поэт?
Дети: Осень
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Когда наступает осень, листья на деревьях окрашиваются в разные цвета
Воспитатель: Какое настроение у вас возникает во время прослушивания этого стихотворения?
Дети: Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут
Воспитатель: А вам бы хотелось побывать в таком лесу
Дети: Да!
Воспитатель: А как нам добраться до Старичка – Лесовичка?
Дети: На машине, на электричке, пешком.
Воспитатель: Посмотрите, Старичок – Лесовичок прислал нам с вами волшебный листок, с помощью которого мы с вами попадем в гости к Лесовичку.
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний нас приведи»
Вот мы с вами и в лесу!
На экране лес.
II часть основная
Воспитатель: Нас встречает Старичок – Лесовичок.
Старичок – Лесовичок : Здравствуйте ребята! Посмотрите, как красиво у меня в лесу. А вы любите осень?
Дети: Да!
Старичок – Лесовичок : Многим русским поэтам очень нравилась осень. Они восхищались красотой осени и посвящали ей свои стихи Но не только поэты восхищались красотой осени. Многие художники писали свои картины о ней. Посмотрите на экран. (И. И. Левитан «Золотая Осень») Ребята, как вы думаете, почему он ее так назвал?
Дети: На картине яркие краски: желтые, оранжевые. Как - будто все в золото одето.
Старичок – Лесовичок : Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это — начало осени. Левитан хотел показать красоту этого времени. Старичок – Лесовичок : Что мы видим на этой картине? Какие деревья (Вторая картина М. К. Башкирцева «Осень»)
Дети: Листья кружатся, летят. Листочки танцуют в воздухе. Листопад.
Старичок – Лесовичок : А на этой картине что мы видим (Третья картина В. Г. Кубарев «Поздняя Осень».)
Дети: Деревья стоят голые. Часто идет дождь. Небо серое, неприветливое.
Дидактическая игра «Когда это бывает» У детей карточки с разными периодами осени. Каждый ребенок должен соотнести свою картинку с картиной художника.
Дети: Здесь изображена поздняя осень, потому что идёт дождь.
- Здесь изображена осень, потому что с полей убирают последний урожай.
- Здесь изображен листопад, потому что опадают листья и птицы улетают в тёплые края.
- Здесь изображена золотая осень, потому что….
Старичок – Лесовичок -Я припас для вас подарки. Что же это отгадайте!
В конце лета кисловата,
А к зиме сладковата,
Под кусточками сидит
Красным глазом глядит.
- Что за ягода? Где растет брусника?
Дети: Брусника, В лесу, на косогоре. Поспевает брусника ближе к осени, в сентябре.
Старичок – Лесовичок : А кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает брусника?
Дети: Издавна люди собирают весной и осенью листья и побеги брусники, сушат их, заваривают брусничный чай или готовят отвары, обладающие противомикробным и противопростудным действием.
Старичок – Лесовичок -Вот еще загадка
Я красна, я кисла
На болоте я росла,
Дозревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?
Дети: Клюква
Старичок – Лесовичок : Где растет клюква?
Дети: На болоте
Старичок – Лесовичок : Правильно, клюква растет на болоте
Клюква начинает поспевать ближе к осени. Ее собирают три раза: в сентябре, с наступлением первых заморозков - в ноябре и ранней весной.
Вы знаете, какими лечебными свойствами обладает клюква?
Дети: В ягодах клюквы содержатся витамины В, С. Она полезна при простудных заболеваниях.
Старичок – Лесовичок -Попробуйте мои ягоды, ребята!
игра «Узнай на вкус»
Динамическая пауза По ягоды"
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко,
Я поем еще чуть-чуть -
Легче будет к дому путь.
А потом еще чуть-чуть,
Сколько ягодок в корзинке?
1, 2, 3, 4, 5.
Снова буду собирать.
Старичок – Лесовичок -Посмотрите, что еще растет в моем лесу Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Игра на развитие внимания «Да – нет»
Да – хлопаем, нет – топаем
-Осенью растут грибы?
-Тучки солнце закрывают?
-Колючий ветер прилетает?
-Туманы осенью плывут?
-Ну а птицы гнезда вьют?
-А букашки прилетают?
-Урожай все собирают?
-Птичьи стаи улетают?
-Часто-часто льют дожди?
-Достаем ли сапоги?
-Солнце светит очень жарко?
-Можно детям загорать?
-Ну а что же надо делать-
-Куртки, шапки надевать?
Старичок – Лесовичок - А правила поведения в лесу вы знаете?
Дети: Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать, никогда не забывать.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять- в лес приходят отдыхать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить!
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
Старичок – Лесовичок – Молодцы ребята! Вы действительно умные и дружные ребята! Вот вам от меня подарок – осенний букет. Пусть у вас в группе будет так же красиво как у меня в лесу. До свидания.
Воспитатель - Чтобы нам возвратиться в детский сад, нужно сказать волшебные слова.
Чтобы в садик возвратиться
Нужно в листья превратиться
Покружиться, покружиться
И на землю опуститься.
Вот мы и дома!
III часть Оценочно-рефлексивная
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
Что понравилось больше всего?
Дети: Да
Какие задания мы выполняли во время путешествия?
Дети: Называли осенние приметы
Составляли рассказ по иллюстрациям
-Играли с мячом
-Отгадывали загадки