Светлана Юрьевна Яковлева
Конспект НОД для старшей группы «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Составила : воспитатель Яковлева С. Ю.
«Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Задачи:
- связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Составление описательного рассказа о предметах посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая-мелкая, большой – маленький, высокий-низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
МАТЕРИАЛ: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды : чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.
Ход занятия
Дети, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А теперь улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Садитесь на стулья.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»
…Никому отказа нет, подан каждому обед.
Собачке – в миске, в блюдечке – киске,
Курочке-несушке - пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель задает вопросы:
1. О чем говорится в этом стихотворении?
2. В чем подают обед собачке? киске? курочке-несушке?
3. А из чего обедает Машенька?
4. Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (посуда)
Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.
- Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Дети называют)
- Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?
Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: - Чем они отличаются друг от друга? (Приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки.)
Дети: одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка? Дети отвечают.
- А мелкая тарелка для чего нужна? Дети отвечают.
- Что бывает глубоким и мелким? Дети отвечают.
- Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину, глубокое чувство (сильное, мелкая река (имеет небольшую глубину, мелкий дождь (несильный, мелкий песок (некрупный).
- Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: - Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: из металла.
Воспитатель: - Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети: металлические.
Воспитатель: берет в руки металлические чайную и столовую ложки. – Чем похожи эти два предмета?
Дети отвечают.
- Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: одна – большая, другая – маленькая.
Воспитатель: - Правильно, они различаются по размерам. А еще чем?
Дети отвечают.
- Для чего нужна чайная ложка, для чего столовая?
Дети отвечают.
-Какие стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети: стаканы.
Воспитатель: - Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?
Дети отвечают.
Воспитатель поднимает над столом две тарелки. – Эта тарелка глубокая, а эта …. (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой - (низкий).
Выставляет на стол пластмассовые игрушки. - Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы?
Дети: пластмассовые.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляет на стенд картинки с изображением посуды.) – Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, на надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?
Воспитатель приглашает к столу ребенка. В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагает детям отгадать, что имел ввиду рассказчик, м найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».
Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Игра «Отвечай быстро»
Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Василисе и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре.
(В этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов : стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.
Итог занятия:
Воспитатель: - Что мы делали сегодня на занятии?
- Вам понравилось занятие?
- Какая бывает посуда?
В конце занятия предложить детям раскраски посуды.