Оксана Шугарова
Конспект НОД для подготовительной группы «В гостях у Короля Ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому направлению (музыкальное развитие) для подготовительной группы
на тему «В гостях у Короля Ритма»
Цель: Закрепление знаний о ритме и ритмических фигурах.
Формирование ритмического чувства и навыка исполнения ритмических фигур по графической записи.
Программное содержание:
• Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке в процессе восприятия и музицирования
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• Учить различать короткие и длинные звуки рифмовки в процессе пропевания с одновременным прохлопыванием ритма попевки «Часы»
• Учить различать разные ритмические формулы, изображенные графически, и соотносить свои движения с ними при прохлопывании
• Формировать навык исполнения рифмовки самостоятельно и в ансамбле с другими детьми в игре на ДМИ, используя деревянные палочки.
• Формировать умение самостоятельно импровизировать ритм коротких попевок («Тишина»)
• Учить слушать музыкальное произведение и определять взаимосвязь характера музыки с ритмом через анализ двух фрагментов.
• Активизировать словарь детей терминами: ритм, метр, пауза, синкопа, дирижер, оркестр, скрипичный ключ, дирижерская палочка – в процессе беседы о музыке и участия в музыкально-дидактических играх.
• Развивать ритмическое чувство детей с помощью двигательной импровизации под музыку с паузами (Тютюникова «Двигательная импровизация», а также в процессе ритмичного исполнения танца (муз. Штраус Весенний вальс, движения авторские)
• Закреплять навык четкого исполнения синкопированного ритма, а также термина «синкопа», ее графического изображения и выразительных особенностей в процессе пения и артикуляции песни «Начинаем перепляс» С. Соснина и в игре «Поймай синкопу»
• Учить детей использовать полученные знания по теме в игровой деятельности (в игре «Что говорит нам барабан»)
Оборудование для НОД:
• Большой скрипичный ключ
• Дирижерская палочка
• 2 стола с комплектом ритмического лото
• Набор детских музыкальных инструментов
• Набор деревянных палочек для простукивания ритма
• Интерактивная доска с презентацией и электронными музыкально-дидактическими играми, видеоматериалами
• СД-запись в 2-х вариантах («испорченная» и «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева)
• Нотки - награда за выполнение задания
Содержание НОД
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети входят в зал под музыку
Музыкальный руководитель:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня в нашем зале гости. Давайте их поприветствуем нашей веселой песенкой
Песенка-приветствие «День добрый»
Дети отвечают на приветствие исполнением песни-приветствия «День добрый»
После приветствия звучит сигнал электронной почты
Реакция детей на сигнал (удивление, вопрос «Что это?», «Нам письмо?», и т. п.)
Музыкальный руководитель:
Давайте посмотрим это сообщение
На экране появляется видео-приветствие от детей другой группы и Короля Ритма. Они сообщают, что в Музыкальной стране состоится Музыкальный Фестиваль, на котором определят самых музыкальных и ритмичных участников. Коллектив «Сказка» уже выполнил задания Короля Ритма и получил 6 нот. Если ребятам коллектива «Умка» удастся получить больше нот, то Король Ритм наградит их почетным знаком Лучших Музыкантов.
Музыкальный руководитель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на Музыкальный Фестиваль? А кто обычно участвует в музыкальном фестивале, вы знаете? Мы тоже сегодня попробуем превратиться в музыкантов. Я предлагаю вам придумать своему коллективу какое-нибудь музыкальное название.
Вы готовы выполнить задания Короля Ритма?
Ожидаемые ответы детей: да, попробуем…
Дети придумывают название
МР: Тогда отправляемся! А поможет нам в пути наша веселая «Песенка друзей»
Дети исполняют «Песенку друзей» С. Соснина
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
На экране появляется 1-й слайд презентации – «Ворота Музыкальной страны»
Музыкальный руководитель:
- Как вы думаете, что за этими воротами?
(Наводящие вопросы: посмотрите, что на них изображено? Что это за символы? Где используются эти символы)
Ожидаемые ответы детей: музыкальная страна…
(ответы на наводящие вопросы – ноты, скрипичный ключ, нужны в музыке)
- Как же нам открыть эти ворота? С помощью чего мы можем открыть эти ворота?
Ожидаемые ответы детей: ключом
На экране появляется 2-й слайд презентации – игра «Подбери подходящий ключ»
Музыкальный руководитель:
- Кто попробует подобрать нужный ключ?
Игра «Подбери подходящий ключ»: дается изображение разных видов ключей (скрипичный, дверной, гаечный,дети по очереди, по желанию подходят к интерактивной доске и выбирают необходимый символ
- Что за ключ вы выбрали? Где мы можем его встретить?
Ожидаемые ответы детей: скрипичный ключ, в нотах, музыкантам.
- Кто читает ноты, кому этот ключ необходим?
- Посмотрите, рядом с ключом появились еще знаки. Это ноты? (изображение ритмических формул) Ожидаемые ответы детей: Нет,
Это ритм, обозначение ритма
-Прочитаем их, и посмотрим, откроются ворота или нет.
За выполненные задания дети получают награду - нотку
Дети прочитывают ритмическую запись, расположенную на картинке с использованием слогов «ТА» и «Ти-Ти»
Ворота раскрываются.
Звучит сигнал испорченной СД-записи, на экране появляется изображение нотной страницы с музыкальной записью без ритма
- Мы сейчас услышали то, что написано на этом листе. Вы можете назвать это произведение? Почему? Ожидаемые ответы детей:
Нет. Все звуки звучат не вовремя
- Что необходимо каждому произведению, чтобы оно звучало вовремя?
Ритм, метр, пульс…и т. д.
Я сейчас загадаю вам загадку, а вы мне ответите, какой предмет нам помогает чувствовать пульс и ритм?
1 вариант: Ходят весь век, а не человек.
2 вариант: Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(Самуил Маршак) (Часы)
Исполнение короткой песни «Тик-так», сл. Т. Спендиаровой, муз. З. Левиной
- Как же называется музыкальный пульс?
- Какой прибор используют музыканты, чтобы измерить пульс музыки?
Ожидаемые ответы детей - Метр Метроном
Слайд №3 – «Пульс и Метр»
«Изображение нотной страницы с музыкальной записью без ритма
- Ребята, посмотрите! Что изображено на этом листе?
Ожидаемые ответы детей: ноты, музыка (а музыку записывают нотами)
- Чего не хватает в этой нотной записи?
У нот нет палочек, ритма, ритмических изображений
- Верно! И мы сейчас с вами вернем ритм этому произведению. Давайте разделимся на 2 ансамбля (мальчики и девочки, у каждой на столе есть карточки с ритмическими обозначениями и деревянные палочки. Соберите ритмическую строчку из нашей песенки про часы, и вместе со своим коллективом ее исполните на наших палочках! Один ансамбль будет изображать метр (подумайте, как, а второй – свою ритмическую строчку, а потом поменяемся
Дети выполняют в подгруппе предложенное задание – выкладывают ритм и вместе исполняют его под метрическое сопровождение другой подгруппы. Потом меняются.
За выполненное задание дети получают награду-нотку
М. Р. : Молодцы! У вас получились интересные варианты ритма! А наша запись стала вот такой!
Слайд №4 – «Нотная партитура». Звучит «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева
М. Р. : Ребята, теперь вы можете назвать мне это произведение и его автора?
Дети называют произведение и композитора
Слайд №5 – «Золушка» и композиторы»
М. Р. : Найдите на доске портрет этого композитора
Дети выбирают из предложенных портретов изображение С. Прокофьева
За правильные ответы дети получают награду – нотку
- Ребята, вам нравится эта музыка? Какая она стала?
Ожидаемые ответы детей: ритмичная, четкая, танцевальная, выразительная, пышная, в середине слышен бой часов…
- Чем она отличается от первоначального звучания?
- Ребята, а давайте изобразим особенности вальсового ритма. Как мы можем это сделать?
Дети с помощью хлопков, щелчков, шлепков и т. д. отображают 3-хдольный ритм
- В чьем исполнении звучало сейчас это произведение?
Оркестр, разные инструменты…
Слайд №6 – «Оркестр»
- Какие инструменты в оркестре больше всего помогают звучать музыке ритмично?
- Без каких инструментов в оркестре музыка не будет такой ритмичной?
Перечисляют инструменты, называют одним словом – ударные
- Как вы думаете, можно назвать (Как бы вы назвали) музыкантов, которые играют на ударных инструментах Королями ритма?
Мы с вами сейчас тоже превратимся в музыкантов оркестра и исполним веселую песенку «Начинаем перепляс». Для этого нам нужны ударные инструменты. Пожалуйста, подойдите и возьмите на столе ударные инструменты
Дети выбирают ударные инструменты и исполняют песню с сопровождением на них
Исполнение песни «Начинаем перепляс» С. Соснина
Слайд №7 «Найди синкопу»
М. Р. : Очень хорошо вы исполняли ритмический проигрыш. Как называется такой неровный ритм? Синкопа
- Какой становится музыка, когда в ней встречается синкопа?
Неровной, прыгучей, веселой, задорной, озорной
- Найдите, пожалуйста, на доске изображение синкопы
Дети (2-3 чел.)выбирают синкопированный ритм на доске
М. Р. :
- Кто необходим оркестру, чтобы музыка звучала ритмично, вместе, слаженно?
(Наводящий вопрос-загадка:
Он оркестром управляет,
Радость людям доставляет.
Только палочкой взмахнет,
Музыка играть начнет.
Он не врач, и не шофер,
Кто же это)
Дирижер
Слайд №8 «Дирижер»
- А что нужно знать и уметь дирижеру, чтобы управлять оркестром?
Ноты, музыку, ритм
- Какой предмет необходим дирижеру, чтобы управлять оркестром?
Дирижерская палочка
- А как бы вы назвали дирижера? Можно ли назвать дирижера Королем Ритма? Да
- Мы тоже сейчас выберем дирижера из нашего коллектива, он возьмет дирижерскую палочку, и мы исполним замечательную польку!
Дети берут инструменты и исполняют «Веселую польку» (муз. Штраус «Полька-Анна»)
Видеоряд к оркестру
«Полька-Анна» И. Штраус (оркестр)
М. Р. : Один веселый ударный инструмент приглашает нас поиграть. Послушайте! Что это за инструмент?
Звучит запись барабанной дроби
М. Р. : Барабан вам загадает ритмические загадки, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь двигаться так, как он просит! А если услышите остановку – замрите!
Двигательная игра – импровизация «Что говорит нам барабан»
Бьют его, а он не злится!
Он гремит и веселится!
Потому что без битья
Барабану жить нельзя!
Дети выполняют двигательную импровизацию под ритмичные удары барабана (шаг, бег, поскок, остановка)
М. Р. : Остановка в музыке тоже имеет свое название, правда, ребята?
- Как называется остановка в музыке? (Пауза)
Слайд №9 «Пауза»
- Выберите из этих знаков паузу!
Дети выполняют задание на экране – выбирают из нескольких изображений паузу
М. Р. :
- Как вы думаете, чтобы танцевать, надо владеть ритмом?
- А у всех танцев одинаковый ритм? Попробуйте угадать, ритм какого танца будет звучать
Слайд №10 «Угадай ритм танца»
- Мы сегодня с вами слушали Вальс, исполняли оркестр под музыку Польки, а теперь попробуем станцевать Вальс под музыку композитора, которого прозвали Королем Вальса (Штраус)
Дети исполняют Вальс
Танец «Вальс»
(муз. Штрауса, движ. авторские)
После танца звучит сигнал сообщения, появляется видео-послание от Короля Ритма
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Король Ритм:
- Я очень рад, что вы попали в мою страну на Музыкальный Фестиваль, и прошли успешно все мои испытания и набрали …нот! Какие задания вам понравились больше всего? Ответы детей по очереди
- Теперь вы много знаете, хорошо владеете ритмом, и можете сказать - что нужно знать и уметь, чтобы быть музыкантом?
Дети высказывают свои варианты ответов
- Как вы думаете, почему же я, Король Ритм, – самый главный в музыкальной стране?
Ожидаемые ответы детей: потому что без ритма звуки звучат не вовремя, музыка теряет ритм, пульс, форму
И теперь я вручаю вам награду – главный символ Нашей Музыкальной страны – Скрипичный ключ! Берегите его! И мы с вами еще обязательно встретимся! А теперь пора прощаться!
М. Р. : Ребята, давайте на прощание исполним Фестивальную песню
«Фестивальная песня»