галина икоркина
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида
Орехово-Зуевского района Московской области
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
для детей старшей логопедической группы
на тему
«Насекомые»
Воспитатель МАДОУ д /с №37
«Журавлик», город Дрезна.
Икоркина Г. А.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
Публикация «Конспект НОД для детей старшей логопедической группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
интегрированной направленности
Тема: "Насекомые".
Образовательная область: познание, коммуникация.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, опытно-исследовательская. Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательская, игровая.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки.
Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.
Программные задачи: Познание.
Развивать познавательные способности детей : память, логическое мышление, внимание, умение обобщать, анализировать.
Расширять и закреплять знания детей о насекомых : о характерных особенностях внешнего вида, строения, способах передвижения, о пользе и вреде.
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Программные задачи: Коммуникация.
Закреплять умение делить слова на слоги, сопровождая речь хлопками в ладоши. Развивать речевое дыхание.
Уметь строить сложноподчиненные предложения, используя выражение: «потому что».
Уметь образовывать однокоренные слова и слова- антонимы.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, иллюстраций, подбор игр на внимание, память, мышление.
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Оборудование: цветы на ниточках по количеству детей, письмо с загадками, игрушки- насекомые, лупы, схема развития бабочки, картинки с изображением насекомых, рукавицы: шерстяная и резиновая, пальчики по количеству детей, большой цветок, блюдце с манкой.
Содержание организованной деятельности детей.
Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.
Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.
Я начну: Га-ли-на. Я проехала целый круг, а теперь, выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбираю …Антона. Теперь он будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану вагончиком, положу руки ему на плечи и вместе с ним буду повторять его имя. Поехали!
- Вот мы и проехали целый круг, теперь Антон выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя.
(и так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)
- Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке. (воспитатель с детьми подходит к столу, украшенному цветами)
- Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые.
Упражнение на развитие речевого дыхания. «Подул ветерок – цветы закачались»
Но почему-то на полянке больше никого нет.
Ветер принес письмо.
«Помогите! Помогите! Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.
Чтобы нас спасти, надо выполнить все задания.»
(подпись) Насекомые.
- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми).
- Закройте все глаза:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Воспитатель
- Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку.
А вот и первое задание от злой феи: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Воспитатель:
- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.
- Какие вы молодцы!
- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)
- Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)
- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.
Вот, например, бабочка.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница.)
Воспитатель:
- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет.)
Воспитатель:
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку.)
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней. (бабочка-игрушка лежит на столе)
- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки. (показать)
- У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.
(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)
- А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
-Молодцы!
Идем дальше, нашей помощи ждут еще и другие насекомые.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. И т. п.
Воспитатель:
- Вот мы с вами спасли еще насекомых. Продолжим наше путешествие.
Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»
Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. Вы должны будете мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?
(игра проводится 2-3 раза).
- А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
Опыты с лупой. Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Например: если посмотреть через лупу, то у таракана не усы,а усищи и т. д.
-Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла. Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием.
Опытно- исследовательская деятельность: «Какие насекомые больше переносят пыльцы».
Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Как вы думаете какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?
Ответы детей.
Давайте проведем эксперимент.
- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых, надев мохнатую превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.
- У нас на большом цветке блюдце с манкой, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?
- Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
Все дети надевают вязаные пальчики и пробуют, как пчёлы переносить пыльцу.
-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка (летает).
Пчёлы летают, а паук (ползает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).
Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Воспитатель:
Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят.
Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: (дети сидят с закрытыми глазами)
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Рефлексия.
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!