Ольга Студеникина
НОД для детей старшей группы «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: Расширить знания детей о различных видах жилья человека.
Задачи
: Познакомить с жилищами разных народов мира и материалами, из которых они построены. Развивать речь, умение сравнивать, анализировать. Формировать стремление к познанию окружающего мира.
Материалы: иллюстрации или фотографии домов и жилищ разных народов мира (развешиваются в разных местах группы, «волшебная палочка».
Содержание непосредственной образовательной деятельности.
1. Воспитатель читает стихотворение:
Медведь живёт в берлоге,
Лиса, барсук – в норе,
Бобёр построил хатку,
Публикация «НОД для детей старшей группы „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Белка живёт в дупле,
Крот под землёй ютится –
Там он семьею всей.
А где живём мы с вами,
Кто скажет мне скорей? (ответы детей)
- Мы с вами живём в домах (квартирах). Где живёт собака? (В будке). Где живёт петух? (В курятнике). Где живёт корова? (В сарае, коровнике) Где живёт человек? В очень далёкие времена дом, прежде всего, должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камня.
2. БЕСЕДА О ДОМАХ.
-- Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – построены из кирпича, панельные – из блоков. (воспитатель показывает иллюстрации с домами из этих материалов).
деревянный дом.
Кирпичный дом.
Панельный дом.
Дома иногда называют одноэтажными и многоэтажными. Как вы понимаете, что значит одноэтажный дом? Что значит многоэтажный дом? В каких домах живёте вы? Чем различаются кирпичные и деревянные дома?
3.
«Кругосветное путешествие».
-- А вы знаете, из чего строят дома в Африке, на далёком севере и в других странах мира? Хотите узнать? Тогда я приглашаю вас в «Кругосветное путешествие», а поможет нам «Волшебная палочка». Вы закроете глаза, а я скажу волшебные слова и мы переместимся в другую страну.
Дети закрываю глаза, воспитатель говорит волшебные слова:
- раз, два, три, вправо, влево посмотри,
Волчком три раза покрутись,
В страну далёкую переместись.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию №1 (Африка)
Дети открывают глаза.
- Мы с вами переместились в Африку. Посмотрите какие необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нём можно спрятаться от жаркого африканского солнца.
- Продолжаем наше путешествие. Закрываем глаза и говорим волшебные слова. Воспитатель выставляет иллюстрацию №2 (дома в скале, Турция)
- А сейчас мы с вами в Турции. Некоторые старые дома этого селения просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.
-Летим дальше. Иллюстрация №3 (хижины из бамбука и тростника)
А теперь мы в Тайланде. Здесь очень тепло, и поэтому свои лёгкие хижины местные жители и сейчас строят из бамбука и тростника. Это очень прочные жилища, а крыша не пропускает воду во время дождя.
- Закрываем глаза и говорим волшебные слова. Выставляется картинка №4 (юрта) Посмотрите, где мы? Вокруг нас песчаная азиатская пустыня. Многие живущие там народы (например казахи, киргизы) с древнейших времён передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «Юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком (очень плотный шерстяной материал, из него ещё делают валенки) – и дом готов всего за несколько часов.
- А сейчас отправимся в гости на далёкий Север. «Волшебная палочка», помоги нам. (говорим волшебные слова) Иллюстрация №5 (яранга)
На далёком Севере, где деревья если есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере очень сильные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нём – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом заново собрать.
- Дальше мы отправимся к индейцам. Запомнили «Волшебные слова»? давайте вместе скажем. Перемещаемся в другую страну Иллюстрация №6 (Вигвам). осмотрите какие дома строят индейцы. Он называется вигвам, немного похож на ярангу, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными тканями ковриками (циновками).
- Полетели дальше? Произносим «волшебные слова». Иллюстрация №7 (Иглу). то дом из снега – иглу. Канадские эскимосы строят из того, что падает с неба! Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. В крыше оставляют отверстие, чтобы проходил воздух, и там можно даже развести костёр. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве!
- Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой. Закрывайте глаза и «Волшебная палочка» вернёт нас обратно.
Дети закрываю глаза, воспитатель говорит «Волшебные слова»:
Раз, два, три, нас кругом поверни и домой возврати.
- Вот мы и дома, в нашем детском саду. Вам понравилось наше путешествие. Как говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». А теперь я предлагаю сесть за столы и нарисовать каждому свой дом, в котором вы живёте.
Дети рисуют каждый свой дом. Затем показываю свою картинку и рассказывают о своём доме. Какой он: одноэтажный или многоэтажный, из чего построен, какие есть части дома. Из рисунков устраивается выставка для родителей.