Надежда Иоселева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Ветерок-проказник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментально - познавательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
на тему: «Ветерок - проказник»
Иоселевой Надежды Васильевны, учителя - дефектолога МДОУ «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения „Ветерок-проказник“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Ветерок - проказник»
Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер; о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Программное содержание:
• учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
• активизировать в речи детей использование качественных определений: «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»;
• использовать в рисовании нетрадиционными приемы, развивая мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
наблюдение за ветром во время прогулок, беседы о ветре, заполнение календаря погоды; определение направления ветра с помощью султанчиков, флажков, вертушек; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.
Демонстрационные материалы и оборудование:
два портрета ветра; набор картинок для дидактической игры «Польза – вред»; волшебная палочка – «превращалочка», вентилятор, емкость с водой, кораблик с парусом.
Раздаточные материалы и оборудование:
веера, соломки; трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, листы бумаги, свистульки.
Аудиоряд:
магнитофон, аудиозаписи для имитационной игры «Дерево», шум ветра, песня «Ветер», музыка С. Кашминова.
Ход НОД.
I. Заинтересовывающий момент.
Учитель – дефектолог: Ребята, отгадайте загадку:
«Он бескрылый, а летает.
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает –
Так, порою, он сердит
Только что он был везде.
Миг – и нет его нигде!»
- Что это? (Ответы детей: Ветер.) Вы догадались, о чем мы сегодня будем беседовать? (Ответы детей педагог обобщает.)
II. Основная часть.
1. Дидактическое задание «Какой ветер?»
Учитель – дефектолог: Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.)
- А еще он бывает свирепый, пронизывающий, обжигающий.
2. Дидактическое задание «Какая погода?»
Учитель – дефектолог: Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Ответы детей. Можно выйти на улицу, взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть листы со стола. Можно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть.)
- Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер. (Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.)
3. Триз - игра «Ветер: хорошо или плохо?».
Учитель – дефектолог: Может быть ветер хороший? (Ответы детей. Может, если он разгоняет тучи, помогает кружиться мельнице, освежает, когда жарко, помогает плыть кораблю.)
- А когда ветер бывает плохим? (Ответы детей. Когда он холодный и сильный, ломает деревья, сбивает с ног человека, срывает крыши с домов, топит корабли.)
Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Ветер называют проказником - невидимкой. Почему? (Ответы детей. Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только услышать и почувствовать.)
4. Дидактическое упражнение «Два портрета»
Учитель – дефектолог: Жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. Вот что у него получилось.
(Показываю два «портрета» ветра.)
Учитель – дефектолог: Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком ветер, от которого одни несчастья? (Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили.)
Учитель – дефектолог: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Выберите одну из них и догадайтесь, о каком ветре идет речь – добром или злом. (Дети выбирают картинку и кладут ее к соответствующему портрету.)
Учитель – дефектолог: Подойдите к портрету доброго ветра. Назовите его дела. (Разгоняют тучи, сушит белье, помогает плыть кораблю, крутит мельницу, подгоняет лодку.)
Учитель – дефектолог: Подойдите к портрету злого ветра. Назовите его дела. (Ломает деревья, нагоняет на небо дождевые тучи, срывает и уносит белье, поднимает сильные волны и топит корабль, сбивает плоды с деревьев, уносит парашютиста.)
5. Имитационная игра «Дерево». (Звучит аудиозапись)
Учитель – дефектолог: У меня есть палочка – превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
«Чики – чики – чикалочка
Игра – превращалочка
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь!»
Дети и педагог:
«Наши ноги – это корни
Наше туловище – ствол,
Наши руки – это ветви
Наши пальцы – это листья!»
- Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальцами.)
- Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
- Совсем испортилась погода. Сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами.)
(Взмахиваю палочкой.) Пусть деревья станут ребятами!
6. Опыты с движением воздуха.
- Знаете ли вы, что такое ветер? /Это движение воздуха/.
- Можно ли создать «искусственный» ветер? (Ответы детей. Для этого нужно подуть, помахать рукой, веером, включить вентилятор.)
- Давайте попробуем это сделать. Помашите на себя веером. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веером.)
- Включим вентилятор. Чувствуете, как нас освежает?
- А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Дети подходят к столу, на котором установлен таз с водой и в нем парусный кораблик.)
- Какое сегодня море? (Спокойное.)
- Почему вы так решили? (На море нет волн, кораблик стоит на месте.)
- Что надо сделать, чтобы кораблик поплыл? (Надо подуть, появятся волны, и кораблик поплывет. Дети дуют на воду, кораблик начинает двигаться.)
Педагог читает отрывок из сказки А. С. Пушкина:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.»
7. Использование ветра.
- Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм? (Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.)
- На парусных кораблях плавали отважные люди. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.
8. Дидактическое задание «Определи по звуку».
Слышится шум ветра. (Аудиозапись)
Учитель – дефектолог: Что это? Видно ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь, какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? Закройте глаза. Послушайте еще.
9. Рисование с помощью ветерка.
Учитель – дефектолог: Откройте глаза. Посмотрите, что это за сундучок? Кто мог его здесь оставить? (Наверное, ветер).
- Да в нем что-то есть! (Достаю трубочки). Наверное, ветер хочет, чтобы вы с его помощью порисовали. Устраивайтесь удобнее и рисуйте. (Дети рисуют, выдувая воздух из трубочки.)
Затем каждый ребенок рассказывает, что у него получилось, и какой ветер помогал ему создавать рисунок.
10. Песенка о ветре – проказнике.
Учитель – дефектолог: Дети, посмотрите, а в сундучке еще что-то есть. (Свистульки)
- Это вам подарок от ветра. Как их можно использовать? (Подуть в них и будет звук)
- Давайте споем о ветре песенку, а свистульки будут музыкальными инструментами. (Дети исполняют песню.)
«Он не видим, только слышен.
Он, как будто кто-то дышит.
Или шепчет, или стонет,
Иль протяжно ночью воет.
То калиткой поскрипит
В колокольчик зазвонит
Нежной песенкой вздохнет
Легкой бабочкой вспорхнет.
Он – движенье, он и звук,
Он – как будто много рук,
Он потреплет и приветит,
Называют его ветер.»
III. Подведение итогов экспериментальной деятельности.
Учитель-дефектолог: О чем мы сегодня беседовали? Что вы узнали нового, необычного о ветре - проказнике? С чем бы вам хотелось еще познакомиться? (Ответы детей.)