Папки-передвижки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Ветерок-проказник»

Надежда Иоселева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Ветерок-проказник»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экспериментально - познавательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

на тему: «Ветерок - проказник»

Иоселевой Надежды Васильевны, учителя - дефектолога МДОУ «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения „Ветерок-проказник“» размещена в разделах

Тема: «Ветерок - проказник»

Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер; о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

Программное содержание:

• учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;

• активизировать в речи детей использование качественных определений: «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»;

• использовать в рисовании нетрадиционными приемы, развивая мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

наблюдение за ветром во время прогулок, беседы о ветре, заполнение календаря погоды; определение направления ветра с помощью султанчиков, флажков, вертушек; знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Демонстрационные материалы и оборудование:

два портрета ветра; набор картинок для дидактической игры «Польза – вред»; волшебная палочка – «превращалочка», вентилятор, емкость с водой, кораблик с парусом.

Раздаточные материалы и оборудование:

веера, соломки; трубочки для рисования воздухом, баночки с гуашью разных цветов, листы бумаги, свистульки.

Аудиоряд:

магнитофон, аудиозаписи для имитационной игры «Дерево», шум ветра, песня «Ветер», музыка С. Кашминова.

Ход НОД.

I. Заинтересовывающий момент.

Учитель – дефектолог: Ребята, отгадайте загадку:

«Он бескрылый, а летает.

Безголосый, а свистит.

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает –

Так, порою, он сердит

Только что он был везде.

Миг – и нет его нигде!»

- Что это? (Ответы детей: Ветер.) Вы догадались, о чем мы сегодня будем беседовать? (Ответы детей педагог обобщает.)

II. Основная часть.

1. Дидактическое задание «Какой ветер?»

Учитель – дефектолог: Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый.)

- А еще он бывает свирепый, пронизывающий, обжигающий.

2. Дидактическое задание «Какая погода?»

Учитель – дефектолог: Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Ответы детей. Можно выйти на улицу, взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть листы со стола. Можно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть.)

- Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер. (Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода.)

3. Триз - игра «Ветер: хорошо или плохо?».

Учитель – дефектолог: Может быть ветер хороший? (Ответы детей. Может, если он разгоняет тучи, помогает кружиться мельнице, освежает, когда жарко, помогает плыть кораблю.)

- А когда ветер бывает плохим? (Ответы детей. Когда он холодный и сильный, ломает деревья, сбивает с ног человека, срывает крыши с домов, топит корабли.)

Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Ветер называют проказником - невидимкой. Почему? (Ответы детей. Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только услышать и почувствовать.)

4. Дидактическое упражнение «Два портрета»

Учитель – дефектолог: Жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. Вот что у него получилось.

(Показываю два «портрета» ветра.)

Учитель – дефектолог: Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком ветер, от которого одни несчастья? (Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили.)

Учитель – дефектолог: Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Выберите одну из них и догадайтесь, о каком ветре идет речь – добром или злом. (Дети выбирают картинку и кладут ее к соответствующему портрету.)

Учитель – дефектолог: Подойдите к портрету доброго ветра. Назовите его дела. (Разгоняют тучи, сушит белье, помогает плыть кораблю, крутит мельницу, подгоняет лодку.)

Учитель – дефектолог: Подойдите к портрету злого ветра. Назовите его дела. (Ломает деревья, нагоняет на небо дождевые тучи, срывает и уносит белье, поднимает сильные волны и топит корабль, сбивает плоды с деревьев, уносит парашютиста.)

5. Имитационная игра «Дерево». (Звучит аудиозапись)

Учитель – дефектолог: У меня есть палочка – превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

«Чики – чики – чикалочка

Игра – превращалочка

Вокруг себя повернитесь

И в деревья превратитесь!»

Дети и педагог:

«Наши ноги – это корни

Наше туловище – ствол,

Наши руки – это ветви

Наши пальцы – это листья!»

- Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальцами.)

- Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)

- Совсем испортилась погода. Сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)

- Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами.)

(Взмахиваю палочкой.) Пусть деревья станут ребятами!

6. Опыты с движением воздуха.

- Знаете ли вы, что такое ветер? /Это движение воздуха/.

- Можно ли создать «искусственный» ветер? (Ответы детей. Для этого нужно подуть, помахать рукой, веером, включить вентилятор.)

- Давайте попробуем это сделать. Помашите на себя веером. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веером.)

- Включим вентилятор. Чувствуете, как нас освежает?

- А теперь отправимся к нашему маленькому морю. (Дети подходят к столу, на котором установлен таз с водой и в нем парусный кораблик.)

- Какое сегодня море? (Спокойное.)

- Почему вы так решили? (На море нет волн, кораблик стоит на месте.)

- Что надо сделать, чтобы кораблик поплыл? (Надо подуть, появятся волны, и кораблик поплывет. Дети дуют на воду, кораблик начинает двигаться.)

Педагог читает отрывок из сказки А. С. Пушкина:

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.»

7. Использование ветра.

- Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм? (Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель.)

- На парусных кораблях плавали отважные люди. Сегодня плавание под парусом превратилось в вид спорта. А по океану плавают большие надежные корабли, которые приводятся в движение не ветром, а мотором.

8. Дидактическое задание «Определи по звуку».

Слышится шум ветра. (Аудиозапись)

Учитель – дефектолог: Что это? Видно ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь, какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? Закройте глаза. Послушайте еще.

9. Рисование с помощью ветерка.

Учитель – дефектолог: Откройте глаза. Посмотрите, что это за сундучок? Кто мог его здесь оставить? (Наверное, ветер).

- Да в нем что-то есть! (Достаю трубочки). Наверное, ветер хочет, чтобы вы с его помощью порисовали. Устраивайтесь удобнее и рисуйте. (Дети рисуют, выдувая воздух из трубочки.)

Затем каждый ребенок рассказывает, что у него получилось, и какой ветер помогал ему создавать рисунок.

10. Песенка о ветре – проказнике.

Учитель – дефектолог: Дети, посмотрите, а в сундучке еще что-то есть. (Свистульки)

- Это вам подарок от ветра. Как их можно использовать? (Подуть в них и будет звук)

- Давайте споем о ветре песенку, а свистульки будут музыкальными инструментами. (Дети исполняют песню.)

«Он не видим, только слышен.

Он, как будто кто-то дышит.

Или шепчет, или стонет,

Иль протяжно ночью воет.

То калиткой поскрипит

В колокольчик зазвонит

Нежной песенкой вздохнет

Легкой бабочкой вспорхнет.

Он – движенье, он и звук,

Он – как будто много рук,

Он потреплет и приветит,

Называют его ветер.»

III. Подведение итогов экспериментальной деятельности.

Учитель-дефектолог: О чем мы сегодня беседовали? Что вы узнали нового, необычного о ветре - проказнике? С чем бы вам хотелось еще познакомиться? (Ответы детей.)

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Конспект дидактической игры «Дует ветерок» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Дует ветерок». Дидактическая задача: развивать озвученный (фонационный) выдох, слуховое и зрительское внимание, мелкую.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Ветерок-проказник»
Опубликовано: 26 мая 2020 в 15:21
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Ветерок-проказник»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Иоселева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД