Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ласточка-касаточка»
▼ Скачать
Программное содержание: расширить знание детей о перелетной птице ласточке; воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к птицам; развивать речь мышление, творческие способности детей
Материал и оборудование: предметные картинки с изображением ласточки, заготовки ласточек из черного картона, черные карандаши, белая и черная гуашь.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Ласточка-касаточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог задает детям загадку:
Черный костюм, белая рубашка.
Возвратилась из-за моря
Быстрокрылая пташка. (Ласточка.)
Педагог предлагает детям послушать стихотворение А. Н. Плещеева «Сельская песенка»:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Педагог: О какой перелетной птичке идет речь в этом стихотворении? (О ласточке. )
2. Основная часть.
На магнитную доску педагог вывешивает изображения ласточек.
Педагог читает рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка».
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
- Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец, - весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышки, то стебелек моха.
Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно.
«Видно, наносила яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и впред, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Вопросы к тексту:
• Что хотел сделать мальчик с гнездом ласточки?
• Куда делись ласточки?
• Почему отец не разрешил мальчику разорять гнездо ласточки?
• Что произошло в конце апреля?
• Что сделали ласточки со старым гнездом?
• Что заметил мальчик?
• Что увидел мальчик через три недели?
• Почему мальчик был очень рад?
• Что делал мальчик, сидя на крылечке?
Далее педагог обращает внимание детей на иллюстрации, размещенные на магнитной доске.
Только начинают желтеть листья на деревьях, теплолюбивые ласточки первыми собираются в стаи и улетают на юг, в теплые края, где нет холодной зимы. И возвращаются ласточки в родные края последними, когда пригревает солнышко, зеленеет травка, распускаются листочки на деревьях, оживают и весело суетятся насекомые.
Живут ласточки поблизости от человека. Они вьют гнезда свои под крышами домов. Свои гнезда они строят з маленьких веточек, сухих травинок, пушинок, волосинок и склеивают их землей, смоченной слюной.
Питаются ласточки мелкими насекомыми, мухами, личинками, комарами и ловят их в воздухе на лету.
Уничтожая насекомых-вредителей, ласточки приносят большую пользу садам, лесам, полям и огородам.
А если враги ласточек (коты, мыши) нападают на гнездо, ласточки смело и дружно защищают свои дом и птенцов.
Летают ласточки очень быстро, потому что у них длинные, сильные, острые крылья и длинный, сильный, острый, раздвоенный хвост.
Ласточка - очень маленькая и очень красивая птичка. У нее маленькая черненькая головка, черненькая спинка, крылья, хвост также черный, а грудка нарядная, белая с красным галстуком. Веселое, звонкое щебетание ласточки приносит огромную радость людям.
Словесная игра «Скажи иначе»
Подбор признаков и действий.
Признаки: перелетная, красивая, веселая, проворная, маленькая, черная ловкая.
Действия: летает, клюет, поет, щебечет, ловит (мошек, вьет (гнездо, кормит (птенцов, возвращается.
3. Изготовлению поделки «Ласточка».
Педагог раздает детям заготовки ласточек. Дети дорисовывают необходимые элементы (глаза, клювик, грудку). Закрашивают крылышки ласточки в черный цвет.
4. Рефлексия.
Педагог: Ответьте на вопросы:
• Когда ласточки улетают на юг?
• Когда возвращаются домой?
• Где ласточки строят гнезда?
• Как ласточки строят гнезда?
• Из чего они строят гнезда?
• Чем питаются ласточки?
• Как добывают себе корм?
• Кто враги ласточки?
• Как ласточки защищаются от врагов?
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область речевое развитие. - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 236-242.
2. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1 000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 97.