Ольга Михайлова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Арктическая палитра растений»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Арктическая палитра растений».
Возрастная аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Форма проведения: НОД.
Форма организации: групповая.
Цель: знакомство дошкольников с растительным миром Арктики.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с растениями Арктики и их значением для жизни животных;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Арктическая палитра растений“» размещена в разделах
- Познакомить с особенностями внешнего вида растений арктической зоны.
- Формировать представление о взаимосвязях и взаимодействии растений со средой обитания;
Развивающие:
- Расширять и уточнять словарный запас по изучаемой теме;
- Развивать логическое мышление, память, способность к умозаключениям.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир, умение слушать и слышать друг друга.
- Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Оборудование, технические средства, дидактические материалы:
- мультимедийная установка;
- аудиозаписи;
- игрушка медвежонка Умки;
- карта «Природные зоны Арктики»;
- линейки (по числу детей);
- раскраски «Ягоды тундры»;
- бумажные льдины.
Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы (А. Рогожин «Северные мотивы», Н. Сладков «Полярной ночью», «Во льдах», «В тундре»); просмотр презентаций, альбомов, иллюстраций по теме «Арктика»; беседы; заучивание стихов, загадок; рассматривание гербария.
Ход занятия:
I часть. Мотивация.
Воспитатель предлагает детям послушать интересную сказку «Как деревья стали маленькими».
Когда – то давно на севере росли высокие деревья. И вот начали они перед маленькими кустиками и травками хвастаться: «Вон мы какие высокие – в самое небо упираемся, с птицами дружим. А вас, малыши. И не разглядишь сразу!» А Северный Ветер хвастунов ох как не любит! Услышал он эти хвастливые слова и подул холодом изо всей силы. Большие растения все замёрзли, а маленьким – хоть бы что! Они к матушке – земле близко, земным теплом согреваются. С тех пор на севере растут только невысокие растения. Есть берёза, да и та низенькая, карликовая.
Вопросы:
- Что вы узнали из сказки?
- Какие растения растут в Арктике: высокие или невысокие? (невысокие) Почему? (в Арктике холодно)
- А вы хотели бы сами увидеть арктические растения?
В этом нам поможет наш друг – медвежонок Умка. А вот и он.
Появляется медвежонок Умка.
Умка:
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Тундрой называются.
Мох и ягель – там и тут,
Мошки да комарики…
А деревья в ней растут –
Маленькие – маленькие.
- Давайте отправимся в Тундру и посмотрим, какие растения приспособились к холоду.
- Отгадайте мою загадку:
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Быстроходный… (вертолёт)
- Мы отправимся в тундру на вертолёте.
II часть.
Работа с презентацией. Слайд «Северный олень ест ягель».
Вопросы и задания:
Умка: вот мы и в Арктике. Это одна из зон Арктики – тундра (работа с картой).
- А кого вы видите на экране? Правильно, это северный олень.
Живёт мой друг – олень
С ветвистыми рогами
В широкой вольной тундре
С высокими снегами.
- Что делает олень? (ест)
- А вы хотите узнать, какие любимые лакомства у северного оленя?
В тундре растёт много мхов и лишайников (слайды презентации). Любимое лакомство северного оленя – лишайник - ягель. (слайд презентации «Ягель»). Другое его название – «олений мох». Олени находят его по запаху, даже зимой под снегом. Растёт он медленно, всего на несколько миллиметров в год. Если олень съест ягель, то новое растение вырастет только через 10 – 15 лет. А высотой ягель небольшой – всего 10 – 15 см. (не больше линейки, что лежит у вас на столах). Посмотрите в нашем альбоме с гербарием есть такое растение (рассматривание альбома). Во влажном виде ягель мягкий и упругий. А в нашем альбоме он сухой.
Слайд «Карликовая ива».
А это еще одно лакомство для северных оленей – карликовая ива. Карликовая – значит очень – очень маленькая. Она стелется по поверхности земли, возвышаясь над землёй не более 10 см. (посмотрите на линейку). Олень с удовольствием лакомиться веточками этого растения.
Слайд «Карликовая берёзка».
Карликовая берёзка очень низкая, может быть вам, ребята, по колено. Её ветви распростёрты по земле и могут быть почти полностью скрыты в толще лишайников и мхов. Так берёзке легче спастись от морозов. Зимой её ветви укрывает снег, а летом её листьями не прочь полакомиться олени. Летом её листочки тёмно – зеленые, а осенью – красные.
- Если бы мы захотели поиграть с вами в прятки в тундре, смогли бы мы спрятаться за карликовой ивой и берёзой? Почему?
(Арктические растения низкорослые, их ветви распластаны по земле).
Задание Умки: давайте вы будете растениями тундры, а я – северным ветром. Попробуйте спрятаться от холода.
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает
ветки до земли сгибает.
Дети встают, качают руками, как веточками. Потом, присаживаются на корточки, а затем ложатся на ковёр, прикрывая голову руками.
Слайд «Пушица».
А вот еще одно растение, которое очень любит есть северный олень.
Травка Севера – пушица
Побелеет, распушится.
Подставляя по утрам
Белый волос всем ветрам.
Это растение растёт там, где много воды и образует кочки. По виду оно напоминает наш знакомый одуванчик.
Слайд «Ягоды тундры».
А сейчас мы с вами отправимся за ягодами. Удивились? В тундре растут ягоды. За короткое северное лето успевают созревать голубика, брусника и морошка. Ягоды в тундре очень крупные. (Рассматривание ягод на слайде).
Физкультминутка «Соберём ягоды».
Мы шли – шли – шли Дети идут по кругу. Руки на поясе.
Голубику нашли. Наклоны вперёд до носков, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы опять идём искать. Снова идут по кругу
(игра повторяется, меняются только названия ягод – голубика, морошка, брусника).
Задание Умки: раскрась ягоды тундры.
Слайды «Арктическая пустыня», «Мхи, лишайники и водоросли».
- А теперь мы с вами на нашем вертолёте отправляемся в зону Арктических пустынь. Здесь холодные, суровые зимы с полярными ночами по 4 месяца. Короткое холодное и дождливое лето с полярными днями. Океан покрыт могучими льдами и снегами.
Из растений на скалистых островах растут мхи и лишайники. (рассматривание альбома с гербарием и слайдов презентации). А в холодной воде Северного – Ледовитого океана есть водоросли. Очень распространена бурая водоросль – ламинария. Её называют «морской капустой». Её употребляют в пищу, она очень полезная.
- в Арктике можно встретить зелёные льдины. Это микроскопические водоросли, живущие на льдинах, каждую весну окрашивают их поверхность в нежно – зелёный цвет.
Слайд «Цветы тундры».
Летом здесь можно увидеть чудо – среди снега и льда на отдельных оттаявших участках, в трещинах скал расцветают цветы. Они прячутся от ветра и холода среди камней. (Дети рассматривают на слайдах цветы и знакомятся с их названиями): полярный лютик, камнеломка, полярный мак, лисохвост альпийский, щучка арктическая. Эти растения очень выносливые. Они приспособились к холоду и ледяному ветру. Чтобы получить больше тепла, их листья прижимаются к земле. Листочки очень мелкие. Это позволяет растениям испарять мало воды. А корешки растений – коротенькие, они цепляются за грунт и удерживают воду.
Умка:
- Для того, чтобы добраться до вертолёта, нам с вами надо перепрыгивать с льдины на льдину.
Подвижная игра «Ледяная дорожка»: дети перепрыгивают по «льдинам» (сделаны из белой бумаги). Задача – не прыгнуть мимо льдины.
(Дети возвращаются на вертолёте в детский сад, прощаются с Умкой).
III часть. Подведение итога занятия.
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Названия каких арктических растений вы запомнили?
- Как растения приспособились к суровым условиям Арктики?
Викторина «Растения Арктики».
Воспитатель загадывает детям загадки о растениях Арктики (мох, брусника, морошка, голубика, пушица, морская капуста – ламинария, лишайник - ягель). Благодарит за правильные ответы, любознательность и внимательность.
Приложение.
Загадки об арктических растениях.
Я зелёный, не засох,
С бородой пушистой… (мох)
Круглобока, краснолика,
Называюсь я (брусника)
Листочки – с глянцем,
Ягодки – с румянцем.
А сами кусточки –
Не выше кочки. (брусника)
Что за ягода такая – голубая – голубая?
На болоте, там и тут эти ягоды растут.
Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,
На кустике качается, как называется? (голубика)
Ягода отличная,
К морозу я привычная,
Собери меня в лукошко,
А зовут меня ….(морошка)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась
Жёлтенькая брошка -
Ягодка….(морошка)
Тундра им всегда богата
Ест его олень рогатый. (лишайник – ягель)
Витамином я богата –
Из меня готовят йод.
Но гожусь я на салаты
И расту в пучине вод. (морская капуста – ламинария)
Белые комочки
Образуют кочки. (пушица)