Аксенова Светлана Алексеевна
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. Цикл занятий «Путешествие по глобусу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема "Горная страна".
Цель:
Познакомить детей с природой гор, географическом положении, растительным и животным миром.
Задачи:
- Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.
- Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.
- Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы, Цикл занятий „Путешествие по глобусу“» размещена в разделах
Активизация словаря: геологи, пологие, крутые, снежные.
Оборудование: глобус, карта; слайды или картинки «Горы России», «Животные, птицы, растения»(макет вулкана, сухая красная краска, сода, лимонная кислота, бутылка с водой, разные камни, мел, лупы, гвозди, монетки, две емкости с водой, схема последовательности опытов.
Предварительная работа:
- рассматривание камней на занятиях и в свободное время;
- чтение сказов Бажова «Хозяйка Медной горы».
- сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)
- беседы о животном и растительном мире гор.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня вас ждет много интересного! Пожалуйста, будьте внимательными и активными.
Загадка.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
- Да, это горы. Сегодня вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране.
Загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).
- Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? На карте? (Ребенок показывает на глобусе горы).
- Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)
Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
- А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).
- Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)
- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет. Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Послушайте одну историю.
«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.»
- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как-будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
- У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой». Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.
- Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.
Опыт «Вулкан»
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».
- Ребята, скажите, горы могут нам что – нибудь рассказать о себе? (Ответы детей).
Физкультминутка.
А сейчас все дружно встали,
Отдохнули на привале.. .
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вниз,
Руки в бок, и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
- А сейчас мы отправимся в путешествие по горам России.
Слайд – «Горы России». или картинки.
- Какая красота. Вам понравилось?
- Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)
- Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть
воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.
-А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей «камни, разные породы»)
Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.
– Я приглашаю вас в лабораторию. (Опыты)
– Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Я предлагаю вам быть учеными. Сегодня вы исследуете свойства камней.
– Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет, в какой последовательности эксперименты вы будете проводить. Все знаки вам уже знакомы.
– Расскажи (имя ребенка) что мы сегодня должны узнать о камнях?
(Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).
1 опыт.
Выберите один камень и обследуйте его. ( Беседа с детьми индивидуально:
Какой камень на ощупь – гладкий или шершавый?
– Скажите, какой камень на ощупь? (Ответы 2-х детей).
2 опыт. (цвет)
- Что можно сказать о цвете камней? (Они разноцветные)
– Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой.
(Дети рассматривают, воспитатель индивидуально спрашивает: Что ты увидел на камне?
– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой)
3 опыт. (твердый – мягкий)
Проверим камень на твердость. (твердый, мягкий)
– Поцарапайте камень ногтем, на камне появилась царапина? Попробуйте поцарапать камень монетой, гвоздем. ( Индивидуально: какой камень у тебя)
– Что можно сказать о камне, какой он? (ответ ребенка)
– Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
“Белый камушек растаял
На доске следы оставил”
– О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень.
– Найдите среди камней мел и покажите его мне.
– Как вы думаете, чем он отличается от других камней? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
– Скажите, какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем.
– Что можно сказать о меле? (мел мягкий)
Вывод: Значит, камни бывают и мягкие и твердые.
4 опыт. (растворимость)
– Возьмите камень и мел и опустите их в воду. Что происходит (Ответы детей)
- Молодцы, вы настоящие ученые! А еще в горах есть все нам известные ископаемые: каменный уголь, нефть, газ, поваренная соль, известняки, глины, слюда, железная руда, цветные металлы, драгоценные камни.
- А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).
-Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в
горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).
- Да, в горах живут горные бараны- архары, они очень сильные, у них выносливые ноги, которые легко и быстро скачут по горным кручам. Красивые рога, изогнутые внизу. Еще один обитатель горных вершин – марал. Самый крупный олень, с большими, тяжелыми рогами, которые сбрасывают каждый год, и на их месте вырастают новые. Питается сочной травой. Снежный баран похож на архара, крупный, могучий, только ноги короче, голова массивная, рога толстые. Живут в самых высоких горах. У них плотная длинная шерсть. Питаются ветками кустарников, ягодными кустами, травой. Дзерен- белая антилопа. Держатся небольшими стадами, очень осторожны. Прыгают до 6 м. в длину. У самцов небольшие рожки, с кольцами, сколько колец, столько лет животному. Снежный барс- огромная кошка, размером с леопарда. Красивый, ловкий, изящный. Любит одиночество- осторожный, скрытый. Охотится на горных баранов, архаров, косуль, может поживиться и зайцем. (хищник).
- Обитают птицы: Черный гриф, Скалистый голубь, Бородач – ягнятник, Горный гусь, Каменная куропатка (кеклик, Улар.
-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья)
- Эдельвейс, Альпийский мак, Бадан, Сибирский барбарис, Маралий корень.
-А еще в горах есть чистейшие озера, реки, водопады.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
- О чем же нам рассказали горы? ( Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
- Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).
- Молодцы. Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали.