Светлана Евстифейкина
Конспект НОД для детей от 5 до 6 лет по познавательному развитию «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей от 5 до 6 лет по познавательному развитию
«Путешествие капельки».
Цели:
1. Дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
2. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Публикация «Конспект НОД для детей от 5 до 6 лет по познавательному развитию „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
3. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
4. Закрепить цифры от 1 до 10.
5. Играть на металлофоне поступенное движение вверх и вниз.
6. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
7. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
8. Воспитывать умение работать в коллективе.
9. Воспитывать чувство сострадания, вызывать желание оказать посильную помощь.
10. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.
Материал: план-схема «круговорот воды в природе», изображение капельки, вырезанное из картона (с одной стороны грустная, с другой веселая, шприцы без игл, емкость с водой, емкости с воронкой (по количеству детей, песок или земля, пластмассовые ложки, свеча, спички, столовая ложка, стекло.
Ход.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте догадаться, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять»
Дети. Вода.
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно догадались, о чем мы сегодня будем говорить - о воде.
Воспитатель:
- Посмотрите, к нам в гости пришла капелька воды. (Показывает большую капельку, вырезанную из картона с грустным выражением лица.)
- Кто скажет, какое настроение у капельки? (- Грустное)
- Наша капелька грустит потому, что потеряла своих подружек. Ребята, давайте поможем ей их отыскать? (-Да, поможем)
- Скажите, когда впервые появляются капельки весной? (- Когда начинают таять сосульки. Капли падают с крыши, когда начинает таять снег.)
- Звуки какого инструмента могут нам показать, как капают капли с крыш? (- Металлофона.)
«Весенняя миниатюра»
Воспитатель :
Нисколько не смущаясь,
Что снег лежит кругом,
Взяла и поселилась
Сосулька за окном.
И начала несмело
Петь песенку свою.
(Выходит один ребёнок, становится около металлофона).
Послушайте, послушайте,
Я про весну пою.
(Играет на металлофоне восходящую мелодию гаммы до мажор).
Воспитатель:
А через день мы видим –
Сосулек стало пять!
И начала уверенней мелодия звучать.
Ещё не очень слаженно
Играет их квинтет.
Дети:
Послушайте, послушайте
Весенний наш привет.
(играют восходящую и нисходящую мелодию гаммы до мажор.)
Воспитатель:
И вот под нашей крышей,
Построясь в длинный ряд,
Сосульки репетируют
Который час подряд.
Как звуки их оркестра
Прекрасны и нежны.
Послушайте, послушайте
Симфонию весны.
(дети играют гамму.)
Воспитатель:
- Куда же делись капельки после того, как они упали на землю?
(- Потекли ручейками.)
Подвижная игра «Ручеек»
Воспитатель:
- Капелька говорит, что искала своих подружек в ручейке, но ручеёк тёк, тёк, и куда-то исчез. Сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и посмотрим, что происходит с водой, когда она попадает на землю. Но перед этим, давайте вспомним правила безопасности, при работе в нашей лаборатории. Можно ли брать сыпучие материалы руками?
Дети: Нет, мы насыпаем ложечками.
Воспитатель: При работе с водой, можно ли брызгаться, обливаться.
Дети: Нет, с водой надо обращаться аккуратно.
Воспитатель: А кто показывает опыты со спичками и огнем.
Дети: Воспитатель, а мы стоим на безопасном расстоянии.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо помните правила безопасности при работе в нашей лаборатории. Значит, вам можно пройти в лабораторию.
- Ребята, насыпьте землю в стаканчики. А теперь возьмите шприцы, наберите воду и полейте землю. Что произошло с водой?
Дети: Она сначала впиталась в землю, а потом прошла сквозь нее.
Воспитатель: Правильно, часть воды впиталась в землю, а часть прошла сквозь нее. Та вода, которая прошла сквозь землю пополняет реки, моря и океаны. А теперь давайте посмотрим, что происходит с водой дальше.
Опыт. Испарение воды (Свечка, ложечка с водой, стекло над ложкой. Вода нагревается, превращается в пар и испаряется).
Воспитатель:
Представим, что ложка – это море. Под действием солнца вода нагревается и превращается в пар, который поднимается высоко в небо, туда, где постоянно очень холодно пар теплый и когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Посмотрите, пар на стекле превратился в воду.
- А теперь давайте посмотрим на схему: (Используют план-схему «Круговорот воды в природе»). Солнце нагревает воду в океане, в море, в реке, и в любых других водоемах; вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекают ее за собой теплые потоки воздуха, потому что теплый воздух легче холодного он всегда стремиться вверх. Поднимается все выше легкий пар, туда, где постоянно очень холодно, пар теплый и когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Капельки легонькие, теплый воздух подбрасывает их еще выше, а холодный тащит их вниз, так они и летают. Их очень – очень много и все вместе они образуют облако.
В верхней части облака капельки замерзают - там очень холодно, они превращаются в льдинки, тяжелеют и вот не могут удержаться - и падают вниз, а, падая, тают, потому что внизу - теплее; снова становятся капельками воды, сливаются вместе – и на землю идет дождь.
Иногда на землю вместе с дождем падают ледяные шарики. Это град, он образуется в тех случаях, когда кусочки льда не успевают по дороге растаять и ледяными шариками ложатся на землю.
Таким образом, вода и растаявший град, стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
«В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никуда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда -
Эта волшебница – наша вода»
- Ребята, но мы совсем забыли, о нашей гостье – капельке. Давайте пройдем к столам и нарисуем ей подружек. Перед вами нарисованы цифры от 1 до 10. Чтобы найти капельки, надо последовательно соединить все цифры, а потом разукрасить полученный рисунок. Давайте с вами посчитаем от 1 до 10.
- Какого цвета карандаш мы возьмем, для рисования наших капелек? (синий, голубой). Молодцы, можете приступать.
- Молодцы ребята, у вас получились очень красивые капельки. Посмотрите на нашу гостью, какое у нее стало настроение? (веселое, радостное)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Но нам пора возвращаться, но мы обязательно продолжим наше знакомство с водой в следующий раз.