Екатерина Каталевская
Конспект НОД для детей 5–7 лет «Разные народы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;
• актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ
Воспитательные задачи:
• воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,
• воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Развивающие задачи:
• развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;
• расширять активный словарь детей
• развивать память, внимание
Публикация «Конспект НОД для детей 5–7 лет „Разные народы России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Оборудование: костюм путешественника, пазл «Дружба народов», орнамент по количеству детей, карандаши, шаблоны деталей флага Калмыкии, ножницы и клей по количеству детей, слоги са, бан, туй, я, ран, га; буквы з, у, л).
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно слушайте, а потом скажете, о чем оно.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина - Россия,
У нас у всех одна. (Слайд №1)
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нашей Родине и народах, которые здесь живут) Правильно. Чтобы быть настоящими гражданами своей страны, нужно много знать о своей Родине, любить ее и гордиться ею, а еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей огромной, прекрасной и многонациональной стране.
Раздается стук в дверь, в группу входит путешественник.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Путешественник: Здравствуйте. Кто я? Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране России. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?
Воспитатель: Уважаемый путешественник, мы очень рады с тобой познакомиться. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.
Путешественник: Что правда? Ну раз так давайте я проверю точно ли вы знаете что-нибудь о народах России. А для этого у меня есть задания. Если вы выполните все задания, то соберете пазл и я точно смогу вас назвать знатоками нашей страны. Ну что вы готовы показать свои знания?
Дети: Да!
За каждое выполненное задание дети получают кусочек пазла.
Путешественник:
1 задание: А, вот и первое задание, оно будет о русском народе (Слайд №2). Рассмотрим народные костюмы (сарафан, кокошник, рубаха, сапоги и т. д., русские народные блюда - пельмени, блины, а также щи, каша, и другие. Русская изба.
А вот какие вы знаете традиционные русские праздники?
Предлагаю вам отгадать мои загадки. Отгадаете-получите первый кусочек пазла.
1. Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем,
А весну с теплом встречаем. (Масленица)
2. Мы покрасили яички
Желтым, синим, красным.
Мама испекла куличик,
Он с изюмом, с маслом.
Вот какая вкуснота!
Вот какая красота!
Светлый праздник – … (Пасха)
3. Яркие иголки на нарядной елке,
Шарики, игрушки,
Конфетти, хлопушки,
Сладкие конфеты,
От друзей — приветы!
Празднуют давно
Святое… (Рождество) (Слайд №3)
Путешественник: Молодцы, справились, вот вам первый кусочек пазла.
2 задание: Второе задание о народе Татары. (слайд №4). Вторым по численности народом в России являются татары. Это очень гостеприимный народ, любят танцы и музыку. Татарские мастера и мастерицы издавна украшали предметы интерьера и одежду орнаментами. Орнамент - это украшение. В их работах можно проследить три основных вида: (Слайд №5).
• первый вид - «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов, листьев).
• второй вид орнамента - «Геометрический». Это линии, зигзаги, волны, спирали.
• третий вид орнамента называется - «Зооморфный». Это распространение изображения соколов, голубей, уток, коней, летучих мышей, бабочек, пчел.
Чтобы получить 2 кусочек пазла, надо раскрасить и назвать какой это вид орнамента у татарского народа. Но помните, народные умельцы отдавали предпочтения ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному. Выберите цвет и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте. (Раскрашивают).
Путешественник: Какой это вид орнамента?
Дети: Цветочно–растительный, потому что я вижу на рисунке цветы.
Путешественник: Молодцы, получаете 2 кусочек пазла.
Задание 3. Следующий задание от народа чукчи. (Слайд №6)
Чукчи- это один из самых северных народов России. Основное занятие- оленеводство, охота и рыболовство. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. Живут чукчи в яранге, это шалаш, покрытый оленьими шкурами (Слайд №7). Давай вместе повторим новое слово: «Я-ран-га».
А задание будет таким, найдите восемь отличий на картинке и получите еще один кусочек пазла. (Слайд № 8)
Путешественник: Отлично, получаете 2 кусочек пазла.
Задание 4. Четвертое задание будет от народа башкиры. (Слайд №9). Они аккуратны, прилежны, исполнительны. Башкиры отличаются большим трудолюбием, а все основные праздники у них проходят весной и летом. Одним из народных праздников у башкир является сабантуй. (Слайд №10) Повторим это слово вместе: «са-бан-туй». Он посвящен окончанию полевых работ проводимых весной и тесно связан с трудом. В одном этом празднике сплетаются и надежда, и радость, и общение с природой. «Весенний день год кормит» — так звучит народная мудрость. В этот день боролись на кушаках, проводили бои мешками, устраивали скачки и всячески развлекались. Вот и я вам предлагаю поиграть в народную башкирскую игру и получить 4 кусочек пазла. Игра называется «Волк и зайцы».
Игра «Б ре мен н уян» (Волк и зайцы).
Организация игры: Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
«Белый заяц, мягкий заяц
В гости к нам пришел.
Ушки - длинные.
Короткий хвост».
На сигнал ведущего «Буре» («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.
Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.
Путешественник: Молодцы, вы получаете 4 кусочек пазла.
Задание 5. Следующее задание будет от народа калмыки (Слайд №11). Калмыки-это коренное население республики Калмыкия, со своим флагом, гербом и гимном. Они проживают в степи. Очень интересно они встречают новый год, название праздника произносится как Зул (Слайд №12). Обычно он проходит в двадцатых числах декабря. Зул переводится как «светильник», «огонь». Калмыки разжигают в этот день костры, они считают, что если огонь сильный, то это возвращает солнцу силу и оно будет все лучше и сильнее греть именно с этого дня.
Путешественник: Я предлагаю вам сделать аппликацию флага республики Калмыкия и получить за это 5 кусочек пазла (Слайд №13). Желтое полотно флага означает залитую солнцем республику. В центре флага голубой круг (символ неба, в котором изображен белый лотос, означающий дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов республики Калмыкия.
Дети выполняют задание (вырезают и приклеивают детали).
Путешественник: Отлично, я отдаю вам 5 кусочек пазла.
Задание 6. Последнее задание будет для самых внимательных. У меня есть слоги и буквы, составьте, пожалуйста, из них ответы на вопросы, и я подарю вам 6 кусочек пазла.
1 вопрос: Как называется праздник весны у башкир? (Слайд №14) (са-бан-туй)
2 вопрос: Как называется жилище чукчи? (Слайд №15) (я-ран-га)
На третий вопрос название надо составить из букв.
3 вопрос: Как называется встреча новый год у калмыков? (Слайд 16) (з-у-л)
Давайте проверим (Слайд №17)
Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.
Дети собирают пазл «Дружба народов» (Слайд №18).
Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России). Несмотря на то что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга.
Путешественник: Вы меня сегодня удивили. Я не знал, что дети так много знают о народах России. Ну а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!
Воспитатель: До свидания.
Воспитатель: Дети, вы такие молодцы. Справились со всеми заданиями путешественника. Скажите, а какие народы России мы сегодня встречали в заданиях путешественника? А какие задания вам запомнились больше всего? А какое задания показалось вам самым трудным?