Людмила Федорова
«Согласие да лад в семье клад». Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста с ТНР ко Дню матери
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста с ТНР
ко Дню мамы «Согласие да лад в семье клад».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о семье;
-закрепить ролевые отношения в семье;
- продолжать учить понимать переносный смысл пословиц;
- учить понимать главную мысль сказки, её мораль;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- вызывать желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
- развивать эмоционально-образное восприятие содержания сказки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание выказывать свои чувства близким людям;
- развивать чувство гордости за свою семью;
- воспитывать отрицательное отношение к невнимательности, равнодушию, безразличию к чужой боли;
-воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Словарная работа: пословицы и поговорки о семье; выражения: «лицом похожие на светлую луну», «быстрые, как ласточки».
Материал: набор картинок по теме "Семья"; сюжетная картинка «Семья за вечерним чаем»; текст «Три дочери» (по татарской сказке); семейные фото, детские рисунки семьи, листы для рисования А-4, краски, карандаши, пастель, цветные мелки, кисточки.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; составление рассказа по картине «Семья на прогулке»; разучивание индивидуальных стихов; работа с пословицами и поговорками; чтение художественной литературы; рисование портретов мам; совместные рисунки родителей и детей «Дом, в котором я живу»; рисунки детей на тему «Моя семья»; слушание программных произведений «Ходит месяц над лугами», «Солнышко»; классической, народной музыки; сюжетно-ролевые игры на тему: «Семья».
Ход занятия:
Организационный момент:
- Сядет тот, кто повторит за мной такие слова:
мама – папа – дочка; папа – дочка – сын; брат – сестра – бабушка;
дедушка – сын – внук; мама – внучка – дочка; дочка – мама – бабушка.
Объявление темы:
1. Вывешивается картинка «Семья за вечерним чаем».
-Ребята, как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить? (О семье).
-Правильно, о семье. Назовите, кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, дочка, сын) – дети отвечают полными предложениями.
2. Д/и: «Кто кем приходится?»
-Скажите, кто для бабушки и дедушки мама и папа? (Дочь, сын).
-А для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (Внук, внучка).
-Кто для мамы и папы мальчик и девочка? (Сын и дочка).
-Кто мальчик для девочки? (Брат). А девочка для брата? (Сестра). Молодцы.
-Как их можно назвать, одним словом? (Семья).
Молодцы! Говорят, что семья – это семь «я». На самом деле, такое бывает не всегда. У кого-то таких «я» больше, у кого – то меньше. Это не важно! Важно, чтобы все «я», сколько бы их ни было, жили в мире, любви и заботе друг о друге.
3. Д/и: «Угадай по описанию» (выставляются картинки: мама, папа, дедушка, бабушка, девочка, мальчик, котёнок).
-Скажите, о ком можно сказать:
• добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая (о маме).
• сильный, умный, большой, заботливый. (О папе).
• заботливая, внимательная, добрая, милая, седая?
-Какие красивые слова вы можете сказать о дочке (маленькая, большая, весёлая, хорошая, смешная); о сыне?
4. Чтение стихотворения «Семья» Елены Тарановой (ребёнком наизусть).
«Семья – это мама, и папа, и дед.
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье ещё братья и сёстры бывают.
Семья – это Я, и меня называют:
Котёнок и лапочка, заинька, птичка…
Мне кто-то братишка, а кто-то сестричка.
Семья, где все любят меня и ласкают.
И лучше семьи ничего не бывает!»
5. Работа с пословицами и поговорками.
Ребята, а сейчас послушайте пословицы и скажите, какая из пословиц больше подходит к нашей картине «Семья за вечерним чаем»:
«Изба детьми весела».
«При солнышке – тепло, при матери – добро».
«Нет такого дружка, как родная матушка».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
-Назовите, какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о маме, семье?
Дети называют знакомые. Например, «Где лад, там и клад». «Где любовь да совет, там и горя нет». «Кто мать свою забывает, того бог карает». «В согласии жить – никто не одолеет». «Один за всех и все за одного». «Золото и серебро не стареют, а отец и мать - цены не имеют». «Дети не в тягость, а в радость».
-Скажите, пожалуйста, чему учит народная мудрость?
-Какая из пословиц вам нравится больше? Почему? (Высказывания детей).
6. Физминутка: "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
7. Чтение и анализ сказки «Три дочери».
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трёх своих дочерей.
И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной они вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха-мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку:
- Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
- Ой! – вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
- Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучала белочка ко второй дочери.
- Ой! – отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! – сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям, и её передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся – ест только мёд и сахар.
-Про кого говорится в сказке?
-Какая была женщина? Что с ней случилось?
-О чём попросила женщина белочку?
-Что произошло с первыми двумя дочерьми? Почему?
-В кого превратилась младшая дочь?
8. Игровое упражнение: «Девочки и мальчики – хлоп, хлоп, хлоп.
Прыгают как мячики – прыг, прыг, прыг.
Ножками топочут – топ, топ, топ.
Весело хохочут – ха, ха, ха!»
9. Рисование красками, мелками: «Портрет семьи» - самостоятельная деятельность детей.
- А сейчас будем с вами рисовать портреты семьи (мамы, папы, бабушки, кто кого хочет. Во время самостоятельной деятельности детей звучит классическая, народная музыка.
Дети самостоятельно выбирают материал для изображения. Нарисованные портреты семьи рассматриваем, обсуждаем и помещаем на выставку «Семейный вернисаж».
10. Пальчиковая гимнастика (стоя).
Начинаем в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы: безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
«Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.»
Итог. Сегодня мы говорили, что семья – это взрослые и дети, которые любят друг друга и заботятся друг о друге, живут вместе.
У нас с вами получились яркие и светлые рисунки. И хочется пожелать, чтобы в каждой семье всегда были теплые, дружеские отношения. «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» - говорится в народной пословице.