Ирина Литвинова
Конспект НОД по развитию связной речи «Четыре желания» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
«Четыре желания»
Автор: учитель-логопед
Литвинова И. Ю. ,
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белый медвежонок»,
с. Газ-Сале, 2017 г.
Цель:
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи „Четыре желания“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Учить сознательно и обоснованно подходить к собственному выводу в ситуации выбора.
Развивающие задачи :
Развитие диалогической речи, логического мышления, внимания.
Развитие навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Образовательные задачи:
Учить связному пересказыванию текста с опорой на наглядность в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
Воспитательные задачи:
Показать нелепость необдуманных выводов, важность ответственности за свой выбор, сказанные слова.
Словарная работа:
Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
Материалы и оборудование: иллюстрации о временах года (картины природы, игры детей, мяч, графические схемы для пересказа.
Риски: трудности оценки поступка героя рассказа, обоснования собственного выбора.
Ход НОД:
I этап Организационный
Логопед загадывает детям загадки о временах года. Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня.
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы, рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке. Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? -.
Логопед: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)
II этап Мотивационный
Логопед: Необычная картина у нас получилась – все четыре времени года вместе. Есть один мальчик, который не знает какое время года из четырёх лучшее. Сначала думал, что знает, а потом совсем запутался. Хотите послушать, как это случилось, чтобы самим не попасть в такую же ситуацию?
III этап Практический
Чтение рассказаКонстантина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, -сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
Куда записали его желание? (В записную книжку)
Логопед: Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Беседа по содержанию.
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
Читаем дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Беседа по содержанию.
Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки ижелтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и озиме, и о лете.
Беседа по содержанию.
Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Физкультминутка:
Мы на саночках катались (полуприседания,
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!
Бабочки порхают (руки в стороны,
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх,
Что за прелесть весна (прыжки на месте!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,
В речку удочку забросим (руки вперед,
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх,
Лето – лучшее время года (прыжки на месте!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны,
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!
Д/ игра: «Подбери слово»
Дети встают на ковре, логопед, бросая мяч ребенку предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:
Осенью холодно, а зимой еще. (холоднее)
Весна теплая, лето еще. (теплее)
Весной солнце светит ярко, а летом еще. (ярче)
Весной птицы поют звонко, а летом еще. (звонче)
Трава зеленая, а после дождя еще. (зеленее)
Утром светлее, а днем еще (светлее)
Вечером темно, а ночью еще. (темнее)
Далее предлагаю детям подумать и ответить на вопросы:
Можно ли о 4-х разных временах года сказать одинаковым сравнением «самое лучшее»?
( Подвести к выводу: самое лучшее – значит что-то одно из нескольких предметов, явлений)
Что мог подумать папа о Мите, когда он говорил одно и тоже о каждом времени года?
( Помочь сделать вывод: нельзя спешить с выбором, нужно сравнить, подумать и потом говорить.)
Почему Мите трудно было выбрать из 4-х времён года одно, самое лучшее?
( Помочь сделать вывод: Митя не умеет сравнивать: сравнивать можно только похожие качества и признаки.)
Д/ игра: «Исправь предложение»
Зима холодная, а лето красное.
Весной листья распускаются, а осенью дождь.
Трава мягкая, а лёд блестит.
Летом одеваются в лёгкую одежду, а зимой много снега.
Логопед: Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, а то что будем самое главное в рассказе, я буду зарисовывать картинками-схемами на мольберте.
Вы, в отличие от Мити, спешить с выбором не будете – подумайте, пока я читаю и рисую, и с делайте ОДИН выбор: какое время года самое лучшее для вас и почему.
Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
(Рисую бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
(Рисую траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
(Рисую яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Далее предлагаю детям рассказать о своем одном любимом времени года с объяснение - почему.
IVэтап Рефлексивный
Мы сегодня с вами познакомились с торопливым мальчиком Митей из рассказа «Четыре желания», который написал К. Д. Ушинский. Какую ошибки нельзя допускать, когда тебе нужно что-то выбирать? (нельзя сравнивать разные качества предметов, явлений, нельзя спешить делать выбор, нужно подумать, прежде, чем сказать)
Я рада, что вы так много поняли и запомнили.
Дома вы можете рассказать об этом своим родным.