Галина Макулова
Конспект НОД «Прогулка по весеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Нод "Прогулка по весеннему лесу"
Цель. Создание социальной ситуации для расширения знаний детей о жизни живой и неживой природы весной, создание доброжелательной атмосферы, положительных эмоций у детей.
Задачи.
Познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД „Прогулка по весеннему лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Создать условия для расширения представлений детей о весенних изменениях в природе. Способствовать развитию представлений о лесных жителях; побуждать детей устанавливать простейшие связи в природе. Обеспечить условия для воспитания бережного отношения к природе, ко всему живому.
Социально- коммуникативное развитие Способствовать формированию основ безопасного поведения в природе.
Развивать коммуникативные умения: работать в коллективе, упражнять в знании правил поведения в лесу. Умение вести диалог.
Развивать внимательность, мышление Обеспечить условия для воспитания доброжелательного отношения к сверстникам, умения выслушать товарища.
Речевое развитие
Способствовать развитию связной речи, поощрять умение выражать свои действия в речи. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству.
Художественно-эстетическое развитие
Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.
Физическое развитие Повышать двигательную активность детей, способствовать
правильному выполнению движений. Закрепить правила поведения в лесу
Образовательная область:
Познание.
Материалы.
Панорама весеннего леса, аудиозапись голосов птиц, костюм Лесовичка. Игрушки: ёжик, зайчик, лисичка; черная гуашь; силуэты божьих коровок.
Предварительная работа.
1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке в детском саду.
Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями, закрепить знания о времени года весна, изучить приметы ранней весны.
2. Рассматривание иллюстраций с изображениями диких животных, насекомых.
3. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой “Весна”.
Цель: Развивать связную речь, память, продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
4. Чтение произведений о животных.
5. Беседа «Перелетные птицы»
6. Подвижная игра «Зайка серенький сидит».
7. Рисование “Свети, свети солнышко… ” (нетрадиционным методом) .
Цель: Создать у детей весеннее солнечное настроение, расширить знания детей о весне. Познакомить детей с рисованием пальцем. Воспитывать аккуратность в работе.
8. Дидактическая игра “Когда это бывает? ”
Цель: Закрепить полученные знания о весне, развивать логическое мышление, внимание, память.
9. П/ игра “Солнышко и дождик”.
10. Взаимодействие с семьей:
Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года”.
Привлечь родителей к подбору бросового материала.
11. Разучивание потешки «Божья коровка».
12. Предварительное прослушивание музыкальных произведений: «Звуки природы».
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о характерных признаках весны. Умеют различать по внешнему виду диких животных.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня я проснулась, меня первыми поприветствовали птицы
(Звучит фонограмма пения птиц)
Они весело щебетали, рассказывая о начале нового дня.
«Доброе утро!»-птицы запели
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам.
Солнце взошло и идет по домам
-Ребята с чего начали день птицы? С каких слов?
Воспитатель. Они поздоровались. Сказали «доброе утро».
Воспитатель. Посмотрите, к нам пришли гости, Давайте дружно поздороваемся с ними, скажем вместе «Здравствуйте!»
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь к ладошкам друга, улыбнитесь,- и настроение станет хорошим радостным. Вот какие вы молодцы!
Воспитатель.
- Ребята, мне сегодня пришло письмо от старичка - Лесовичка. Давайте прочитаем письмо.
«Дорогие ребята! Наступила весна. И я хочу пригласить вас в лес, чтобы вы посмотрели, как просыпается природа. Старичок – Лесовичок».
Воспитатель. Ребята, отправимся в путешествие в лес?
Дети: Да!
Воспитатель. Тогда в путь! Но перед тем, как идти в лес, я хочу задать вам один вопрос. Вы знаете как вести себя в лесу?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
-В лесу нельзя шуметь.
- В лесу нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель. - Ребята, вы молодцы, вы можете идти в лес
Воспитатель. - И так, мы отправляемся в лес, только идти по лесу надо тихо, чтобы не испугать лесных жителей. Нужно помнить, что мы идем в гости к природе, а в гостях надо вести себя воспитанно.
(звучит фонограмма «звуки леса»).
Воспитатель. Ребята вы ничего не слышите.
Ответ
Воспитатель. Давайте остановимся и послушаем эти приятные звуки. Но для этого нужно закрыть глазки и внимательно прислушаться.
Звучит кассета с записью звуков природы.
Лесовичок.
Здравствуйте ребята. Что вы услышали? Пение птиц. Какие вы внимательные.
Лесовичок. Вот вы и в лесу. Зовут меня Лесовичок. Я очень мудрый старичок, командую всем лесом с величайшим интересом. Весной у меня много работы: нужно за всеми присмотреть, всем помочь. (Я смотрю, чтобы животных и птиц не обижали, деревья, кусты не ломали). Мне очень приятно, что вы пришли ко мне в гости.
Лесовичок. Ребята, вы наверное очень устали. Я предлагаю вам присесть на пенечки и отгадать загадку.
Дети садятся на стульчики.
Слушайте внимательно.
Тает снежок,
Зеленеет лужок,
День пребывает.
Когда это бывает?
Дети. (весной)
Лесовичок –А сейчас какое время года?
Дети: весна
Лесовичок: Ребята, а давайте поговорим о весне. А какие приметы весны вы знаете?
Ответ детей.
Лесовичок. Давайте расскажем о приметах весны, а поможет нам в этом волшебная таблица. Я буду показывать, а вы называть приметы весны.
Дидактическая игра «Приметы весны»
(Наступила весна. Весной ярко светит солнышко. (солнце поднимается высоко на небе и его лучи приносят больше тепла на землю, чем зимой, поэтому тает снег, кругом лужи, бегут ручьи). Идет тёплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники. Просыпаются насекомые. Из теплых стран прилетают перелётные птицы).
Лесовичок: Ребята, мне кажется, надвигается тучка, значит скоро пойдет дождь, а у нас нет зонтика. Что же нам делать?
Дети: Нужно спрятаться. Встать под дерево.
Лесовичок: хорошо, давайте спрячемся под деревом (дети и воспитатель прячутся под изображение деревьев – березу и ель).
Лесовичок. Ребята, под какие деревья мы с вами прятались?
Дети. Под березу и под елку.
А как вы узнали, что это береза?
Дети. У нее белый ствол с черными пятнами.
Лесовичок. Правильно. А как вы узнали елочку?
Дети. Она колючая, она с иголочками вместо листьев.
Лесовичок. Да, правильно, у елочки иголочки это листья. Иголочки у елки называют хвоей. Эти иголочки она даже зимой не сбрасывает. Поэтому про елочку говорят: «Зимой и летом одним цветом».
Лесовичок. Вот и дождик прошел. Ребята, посмотрите, как на полянке стало сразу светло, солнышко светит ярко.
Лесовичок. Ребята, посмотрите, что это под елочкой?
Дети. Ёжик.
Лесовичок. Он клубочком свернулся, и мы его не заметили.
Лесовичок. А как вы думаете, почему ежик сворачивается в клубок?
Дети. Он боится. Он прячется от лисы и от волка. Чтобы его не съели.
Лесовичок. Ребята а вы видели ежей зимой? А как вы думаете, что ежи делают зимой?
Дети: спят в норках.
Лесовичок. Весной они просыпаются, у ежихи рождаются детеныши (ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей).
Лесовичок. Ребята, может вы возьмете ежа в детский сад?
Ответ.
Лесовичок. Почему? Как вы думаете, ежику будет лучше жить в лесу или в детском саду?
Дети. В лесу.
Лесовичок. Ежик – житель леса, поэтому его не нужно уносить домой, ему хорошо в лесу.
Дети оставляют ежика под деревом и идут дальше.
Лесовичок. Нам пора идти дальше.
Лесовичок: Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса. Ведь весной у зверей появляются детеныши, только я забыла, как они называются.
Как у зайца называются детеныши?
Дети: зайчата
Лесовичок: у лисы
Дети: лисята.
Лесовичок: Смотрите, кто это притаился в траве?
Дети: Это зайчонок. (В траве сидит игрушечный заяц.)
Лесовичок: Он совсем маленький и беспомощный, наверное, его мама-зайчиха оставила, пока ищет для него корм
Рассматривание зайчика.
Лесовичок: Ребята, у него шубка стала серой, он наверное её испачкал?
Дети. Весной он меняет белую зимнюю шубку на летнюю – серую.
(ему жарко в зимней шубке, мы же тоже меняем шубки зимние на весенние куртки, а еще он это сделал с целью сохранения своей жизни. Весной он менее заметен среди земли и травы его врагам.
Какие у зайчика ушки? Какой хвост?
Как называют зайчика в сказках?
Дети: Трусишка, косой
лесовичок: Почему он трусливый?
Дети: Потому что он боится.
Лесовичок: Кого зайчик боится в лесу?
Дети: Лису и волка.
Ребята, давайте поиграем с зайчиком.
Физминутка «Зайчик под кустом сидит»
Лесовичок: Вот так зайка и ускакал к своей маме.
Лесовичок: Ой, а вон лисичка пробежала между кустиков, но испугалась, что в лесу слышны голоса людей и убежала. А куда поторопилась лиса?
Дети. В свой домик. (лиса живет в норке, она роет или находит готовую норку, к лисятам.
Игра «Угадай, чей домик»?
Лесовичок. Лисичка пробежала, перепугала всех зверей. И они никак не могут разобраться, где чей дом. Давайте поможем им найти свои домики.
Молодцы.
Лесовичок : Теперь зайчик в безопасности. Давайте не будем пугать зайчика и пойдем на другую полянку.
Лесовичок: Ребята, весной просыпаются не только звери но и насекомые.
Игра "Хорошо - Плохо"
Лесовичок: Ребята насекомых на земле много или мало? А каких насекомых вы знаете?
Дети: ответ
Лесовичок: А что было бы, если бы насекомых не стало? Много разных насекомых - это хорошо или плохо?
Дети: хорошо- интересно наблюдать; красиво; пища для птиц и т. д; плохо- могут ужалить; мешают отдыхать и т. д.
Лесовичок. И все же насекомые это хорошо, если исчезнут насекомые, то не будет пищи для птиц и они погибнут. А если не будет птиц…
Лесовичок: У меня в лесу много зверей, насекомых, деревьев, да вот только беда случилась…
Много здесь жучков летало,
Красотою удивляло. А теперь они бледны, Крылышки их не видны.
Ребята, помогите жучкам вновь стать красивыми. Эти жучки – божьи коровки. Тело божьей коровки состоит из головы, груди и брюшка (показать силуэт божьей коровки, а вот крылышки божьей коровке нужно украсить. Как мы их будем украшать? Что должно быть на крылышках? Правильно, на крылышках должны быть пятнышки. А украшать мы с вами будем в группе, когда вернемся в детский сад. Выход в свободную деятельность.
(Давайте возьмем печатку-тычок и разрисуем им крылышки. (дети рисуют пятнышки на крылышках)
Теперь можно отпустить этих божьих коровок в лес. Лесовичок будет очень рад. (дети «выпускают» божьих коровок на поляну и читают потешку «Божья коровка»).
С божьими коровками наша поляна стала еще красивее. Значит, насекомые так-же, как и цветы делают нашу природу, наш край красивее.
Молодцы. Ну, вот и закончилось наше путешествие. Пришла пора прощаться в детский садик возвращаться.
Рефлексия
Лесовичок. Ребята, понравилось вам в лесу?
1) Кого встречали в лесу? (ежа, лисицу, зайчика)
2) Как их назвать одним словом? (звери)
3)А в какое время года мы побывали в лесу? (весной)
4)Какие приметы весны вы запомнили? (светит солнце, и т. д)
5) что меняется в жизни животных с приходом весны (просыпаются, появляются детеныши, линяют).
6) А кто еще просыпается весной? (насекомые)
Итог:
Ребята с приходом весны вся природа оживает, делается красивой, яркой, зацветают цветочки, распускаются листья на деревьях. Давайте эту красоту беречь и охранять. И наш край станет ещё краше.