Червонцева Елена
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Твори добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Червонцева Елена Петровна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Берёзка» городского округа Краснознаменск
г. Краснознаменск Московской области
«ТВОРИ ДОБРО» (КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ, РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ)
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Твори добро“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Программное содержание: Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, анализировать свои поступки и героев произведений.
Развивать связную речь. Вести диалогическую беседу, учить подбирать синонимы, называть действия персонажей. Упражнять в отчётливом произношении пословиц о добре.
Активизация словаря: закрепить понятия: «экскурсовод», «музейный экспонат», «милосердие», «доброжелательность».
Предварительная работа: Чтение произведений: Х. К. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка», В. Катаева «Цветик-семицветик», К. И. Чуковского «Бармалей», А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Изготовление дерева «Волшебных слов», коробочки «Добрых дел». Разучивание пословиц о добре, знакомство со словами «музей, музейный экспонат». Посещение мини-музеев в ДОУ: «Спорта», «Игрушек», «Наш город Краснознаменск», «Музей космонавтики» в лицее № 1 им. Г. С. Титова. Рассматривание пейзажной, портретной, сказочно-былинной живописи, натюрмортов.
Материал: конспект занятия, аудиозапись песни «Буратино», художественная литература, атрибуты к занятию: музейные экспонаты.
Ход занятия:
Организационный момент: дети входят в группу, их встречает воспитатель.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию в музей.
- Ребята, вы были в музее? (ответы детей).
- Кто скажет, что такое музей? ( ответы детей: это помещение, в котором хранятся различные предметы).
Воспитатель:
- Как называются предметы в музее? ( ответы детей: «музейные экспонаты»).
- Какие бывают музеи? ( ответы детей: музеи бывают разные: изобразительных искусств, где выставлены картины великих художников; литературный музей, где собраны произведения писателей, поэтов. Музей боевой славы, где хранятся награды воинов, защищавших нашу Родину от врагов. Музей восковых фигур. Существуют музеи под открытым небом – это музеи кораблей, самолётов, танков, техники.
Воспитатель:
- Ребята, как называется человек, который проводит экскурсию? ( ответы детей: называется экскурсовод (хоровое и индивидуальное повторение).
Воспитатель:
- Какие правила поведения необходимо соблюдать в музее? ( ответы детей: в музее нельзя бегать, шуметь, громко разговаривать, мешать другим, трогать руками музейные экспонаты).
Воспитатель:
- Что разрешается в музее? ( дети: смотреть, любоваться, слушать рассказ экскурсовода).
- Я подготовила для вас маленькие музеи, и мы сейчас их посетим.
Воспитатель:
- Мы входим в «Музей Великой Отечественной войны». Назовите, какие образцы военной техники вы видите? ( дети: вертолёт, самолёт, пушка, танк).
- Каждый год наша страна Россия отмечает 9 мая День Победы над врагом и поэтому мне бы хотелось показать вам Знамя Победы, его копию.
- Что вы ещё видите? ( ответы детей: солдатская пилотка, каска, фляжка, котелок, из него солдаты кушали кашу, бинокль, иллюстрации о войне).
Воспитатель:
- Молодцы, верно. Как их все вместе можно назвать? ( дети: это музейные экспонаты).
- Мы с вами входим в «Музей изобразительных искусств».
- Посмотрите, какую живопись вы можете назвать? ( ответы детей: натюрморт, пейзажная, портретная, сказочно-былинная живописи).
- Воспитатель:
- Как можно назвать эти картины? ( ответы детей: это музейные экспонаты).
Воспитатель:
- Проходим дальше. Это «Музей книги».
- В нём представлены произведения великих писателей, поэтов. Назовите их: ( дети: сборник произведений А. С. Пушкина, С. Михалкова «Дядя Стёпа», К. И. Чуковского «Айболит». Это тоже музейные экспонаты).
Дети подходят к мольберту и рассматривают фотографии.
- Ребята, скажите, какие музеи в нашем детском саду вы недавно посещали? ( ответы детей: «Музей спорта», «Музей игрушек», музей «Наш город Краснознаменск»).
Воспитатель:
- Ребята, а как называется музей в лицее № 1 им Г. С. Титова? ( ответы детей: это «Музей космонавтики»). Показать портрет космонавта Г. С. Титова.
Воспитатель:
- Этот музей является гордостью лицея.
- Что в нём хранится, какие экспонаты? ( дети: в нём хранятся не только кино- и фотодокументы, но и личные вещи космонавта, его книги, макеты самолётов, на которых он летал).
Дети переходят к следующему музею.
Воспитатель:
- Вот мы пришли в музей, который создан в нашей группе. Это «Музей добрых дел и поступков». В нём собраны разные экспонаты из любимых сказок. Мы рассмотрим и поговорим, что их объединяет, и почему они относятся к добрым делам и поступкам.
(Дети рассматривают экспонаты и садятся на стульчики).
Воспитатель обращает внимание на героиню сказки Х. К. Андерсена.
- Кто это? Из какой сказки героиня? ( ответ детей: это Дюймовочка).
- Какой добрый поступок она совершила? ( ответ детей: девочка спасла замёрзшую ласточку, она её отогрела, кормила, поила).
- Как ласточка отблагодарила маленькую девочку за её заботу, доброту и ласку? ( ответ детей: ласточка отблагодарила добром на добро : унесла Дюймовочку в тёплые края далеко от слепого Крота и Крысы. Девочка добрая, ласковая).
Воспитатель обращает внимание детей на цветок:
- Скажите, ребята, что это за странный цветок с одним лепестком? ( дети: это цветик-семицветик – волшебный цветок).
Воспитатель:
- В грядке старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, в лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чём-то просила,
Что надо сказать лепестки обрывая,
Как называется сказка такая?
Дети: «Сказка называется «Цветик-семицветик».
Воспитатель:
- На что потратила Женя остальные шесть лепестков? ( дети: девочка Женя потратила все лепестки на ненужные, пустые желания и только последний лепесток на доброе дело. Она помогла мальчику Вите, который не мог ходить).
Воспитатель:
- Какие слова сказала Женя? (проводится физминутка).
ФИЗМИНУТКА:
- Лети, лети, лепесток, Возвращайся, сделав круг.
Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли -
Через север, через юг, Быть, по-моему, вели:
Вели, чтобы Витя был здоров!
Воспитатель:
- Ребята, недавно мы с вами изготовили «Дерево волшебных слов». Эти слова я записала на бумажных полосках и повесила на веточки дерева.
- Как называется эта коробочка? ( дети: это «Коробочка добрых дел»).
- Давайте в «Коробочку добрых дел» мы будем класть фишки и проговаривать добрые, ласковые, вежливые слова, слова приветствия, просьбы: ( дети: «здравствуйте», «до свидания», «благодарю», «спасибо», «доброе утро», «пожалуйста», «прошу прощения», «извините»).
Воспитатель:
- Желать людям здоровья, счастья, радости – это добрый и благородный поступок.
Включается запись песни «Буратино».
Воспитатель:
- О ком поётся в песне? ( ответы детей: о Буратино).
- Какой он? ( ответы детей: добрый, весёлый, смелый).
- В чём проявилась смелость Буратино? ( ответы детей: он помог куклам убежать от злого Карабаса Барабаса, который обижал, бил их).
- Для чего Буратино нужен золотой ключик? ( дети: при помощи этого ключика он открыл потайную дверь в коморке папы Карло, где находился кукольный театр).
Воспитатель:
- Он делает всё, чтобы помочь своим друзьям.
- Посмотрите и скажите, из какой сказки эти герои? ( дети: это северный олень и Герда из сказки «Снежная Королева»).
- Послушайте, о каком герое говорится в этой сказке:
«Её сила очень велика. Ей служат и люди, и животные. Сила живёт в её сердце» ( ответы детей: о девочке Герде).
Воспитатель:
- Какая она? ( ответы детей: смелая, добрая, любящая, сильная, ответственная, ласковая).
Воспитатель:
- Почему вы так считаете? ( ответы детей: Герда победила Снежную Королеву и спасла Кая).
Воспитатель:
- Есть такие понятия «милосердие», «доброжелательность».
- Что обозначают эти слова? ( дети: «милое сердце» «желать всем добро»).
- Всех ли героев сказок: Дюймовочку, Герду, Буратино, Карабаса Барабаса, Снежную Королеву можно назвать «милосердными», «доброжелательными» ( дети: не всех, нельзя назвать Снежную Королеву и Карабаса Барабаса).
Воспитатель:
- Какая Снежная Королева? ( дети: злая, властная, у неё холодное ледяное сердце, она не знает, что такое добро, радость, счастье, любовь).
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним пословицы о добре. Я начну, а вы продолжите:
- Доброму… (везде добро). Жизнь дана… (на добрые дела). Доброе дело… (делай смело). Не одежда красит человека… (а его добрые дела).
- Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь и не нужно рецепта другого.
- Как вы понимаете эту пословицу? ( дети: когда человек болен, ему могут помочь не только лекарства, но и добрые слова, советы).
Воспитатель:
- Что это за предмет? ( дети: кормушка).
- Какой добрый поступок должен совершить человек для птиц? ( дети: строить кормушки, кормить птиц зимой, чтобы они не погибли от голода).
Ребёнок читает стихотворение В. Звягина «Воробышки» :
На дворе морозище - - Кушайте, воробышки,
Градусов под сорок. Кушайте, хорошие.
Плачутся воробышки, Я бы вам и валенки
Что весна не скоро, Подарил с калошами.
Что в морозы лютые Но сказала мама:
Плохо греют шубки… - Воробей ведь маленький –
Я принёс воробышкам Сразу, как запрыгает,
На тарелке крупки: Потеряет валенки.
Воспитатель:
- Птицы заслуживают нашей заботы и внимания. Будем же милосердными, доброжелательными, внимательными к нашим маленьким друзьям.
Воспитатель:
- Ребята, мы иногда совершаем не очень хорошие поступки, которые огорчают других людей. Какие это поступки? Назовите их ( дети: иногда дерёмся, отбираем игрушки, не признаёмся, если что-то сломали).
- Как поступить, чтобы вас простили, поверили вам? ( дети: попросить прощения, признаться в поступке, не обманывать, исправиться, стать добрым, отзывчивым).
- В нашем музее есть такой герой, экспонат (воспитатель снимает салфетку).
- Назовите его ( дети: Бармалей).
Воспитатель:
- Какой Бармалей был сначала? ( дети: кровожадный, беспощадный, злой разбойник, его боялись дети).
- Что потом произошло с ним? ( дети: он исправился, стал добрее, полюбил детей).
- Можем ли мы оставить Бармалея в нашем «Музее добрых дел и поступков»? ( дети: нет. Он ведь совершал плохие поступки, был злым, его все боялись).
Воспитатель:
- Каждому человеку надо дать шанс, попытку, чтобы он смог исправиться и не совершать плохих поступков.
- Давайте поиграем в игру: «Добрый и плохой поступок». (Стоя)
- Я буду называть, а вы должны определить, какой поступок хороший или плохой? Если хороший – поднять сигнальную ладошку зелёного цвета, если плохой– красную ладошку:
- Помочь старушке перейти через дорогу? - Успокоить малыша?
- Обмануть кого-то, схитрить? - Обидеть товарища?
- Сломать чужую игрушку и не признаться? - Вымыть посуду?
Воспитатель:
- Можно сказать, что наш музей - это «Музей добрых дел и поступков»? ( дети: можно).
- Почему? ( дети: потому что все экспонаты относятся к добрым делам, и все они совершили хорошие, добрые, милосердные поступки).
- Музей будет пополняться экспонатами из новых произведений. Мы с радостью пригласим других детей посетить наш «Музей добрых дел и поступков».
- Чем больше в мире доброты, тем счастливей и я, и ты.
Воспитатель:
- Перечислите, какие музеи мы с вами сегодня посетили? ( ответы детей: музей «Великой Отечественной войны», «Музей изобразительных искусств», «Музей книги», «Музей добрых дел и поступков».
- Как же назвать все предметы в музее? ( дети: музейные экспонаты).
- Ребята, я хочу угостить вас соком «Добрый» и пойдём совершать добрые дела.
- Занятие окончено.