Мария Запысова
Конспект нестандартного интегрированного занятия «Кто живёт в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нестандартного интегрированного занятия
Тема: «Кто живёт в лесу»
Цели и задачи:
Формировать представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу;
Способствовать тому, что объекты живой и неживой природы приносят пользу лесу и всей окружающей природе;
Формировать умение видеть прекрасное в окружающей природе;
Публикация «Конспект нестандартного интегрированного занятия „Кто живёт в лесу“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Учить наблюдать, познавать, оценивать, делать свои выводы, способствовать развитию связной речи по данной теме;
Расширять и углублять природоведческие знания детей;
Развивать наблюдательность, логическое мышление, память, внимание;
Воспитывать в детях понимание необходимости сохранять экологические ценности мира природы;
Закреплять знания, умения и навыки детей правильному поведению в лесу; соблюдать правила поведения в лесу;
Рабочий материал:
Мольберт (рабочий экран) - для оформления картины леса и лесной зоны; Модели деревьев, карточки с дидактическим материалом и развивающими играми - ассоциациями по данной теме.
Дидактические игры, тематические карточки; модели – карточки: «Живая и неживая природа»; «Природная зона»;
Атрибуты: ободки птиц, животных, насекомых для проведения развивающих и подвижных игр: «Цветочная полянка» и др.
Диски «Голоса птичьего леса», «Исцеляющая сила музыки», Произведения П. И. Чайковского, «Страна спокойствия», «Гармония мира»;
Звучит спокойная мелодия: «Страна спокойствия» - «В утреннем свете», дети с воспитателем входят в лес, вдыхая его свежесть и запахи леса (ароматерапия). Выполняется дыхательная гимнастика: «Запахи Леса», медитация: «Я - Солнце!»
Воспитатель:
Ребята, как прекрасен и свеж Лес! Как легко дышится! Пахнет сосновой смолой, корой, листвой и свежей травой. Пахнет Солнцем, Ветром! Ребята, а чем ещё может пахнуть Лес! (Ответы детей).
Дети, берегите Землю,
Берегите Солнце,
Берегите лучик яркий на оконце!
Берегите Небо,
Берегите Лес,
Тот, который дарит Вам
Множество чудес!
Звучит мелодия: «Исцеление природой» - «Исцеляющая сила природы». Легко, воздушно входит Лесная Фея. Улыбается, обращается к детям.
Лесная Фея:
Я приветствую Вас, Гости дорогие!
Я вижу, Вам нравится этот волшебный Лес,
Лес, полный сказок и чудес!
Воспитатель:
Здравствуй, прекрасная, Лесная Фея! Мы просить тебя не смеем!
Лесная Фея:
Коль с добром пришли, скажите!
Коль со злом, то извините.
Дети:
О, прекраснейшая, Фея Леса, разреши нам побыть в Лесу, пообщаться с деревьями, птицами, насекомыми и цветами.
Да, просто, отдохнуть, подышать чистым лесным воздухом, насладиться запахом леса.
Мы никого обижать не будем. Мы знаем правила поведения в Лесу.
Лесная Фея:
Я Вам разрешу пообщаться с Лесом, но с одним условием!
Дети:
Милая Фея, мы на все ваши условия согласны!
Лесная Фея:
Ну, так, слушайте и отвечайте:
Зачем Зимой Лес прячется под снегом?
Что происходит с деревьями в зимний период?
Кто в Лесу хозяин? А какого зверя называют Хозяином Леса?
В какие цвета наряжается Лес Осенью?
А кто заглядывает в Лес сквозь верхушки деревьев?
Дети отвечают на вопросы, Фея остаётся довольной и разрешает детям погостить в Лесу, и, прощаясь, уходит со словами,
Звучит мелодия: Шопена «Блестящий вальс»
Лесная Фея:
Цвета белого Зима,
Разноцветная Весна,
Лето, словно, Солнце ясное, доброе, прекрасное,
Осень золотистая в Лес приходит к нам!
Отдохните, дети, разрешаю Вам!
Ну, а мне пора, прощайте,
И лесные правила, конечно, соблюдайте!
Воспитатель общается с детьми:
Ребята, послушайте и присмотритесь в сказочную красоту леса!
А в тени я вижу прозрачную росу на зелёном листочке.
А вот улитка сидит на пенёчке,
Посмотрите, вот норка под кочкой,
А здесь появились новые расточки.
Дети наблюдают за тем, на что обращает внимание воспитатель. Активно участвуют в беседе, высказывают мнение о своих наблюдениях. Во время наблюдения, звучит мелодия: «Исцеляющая сила музыки» - «Тихая природа».
Дети:
Ах, как пахнет свежестью, травой…
До детей доносится шорох травы, они смотрят туда, откуда он слышится. Звучит фонограмма: «Шум листвы», «Шорох травы». К детям направляется Незнайка, напевает свою любимую песенку: «В траве сидел Кузнечик…»
Дети:
Ой, а, кто ты такой? И песня нам твоя очень знакома.
Незнайка:
Дети, привет! Вы чё такие-то?. Не узнали что ли меня? Посмотрите, у меня новая шляпа, майка, класненькая, зелёненькая! Вон, какая, гляньте! Как травка зелёненькая, как Кузнечик!
Дети:
Как это не узнали? Узнали, конечно! Это ты - Незнайка!
Воспитатель:
Ты с нами решил по Лесу погулять? Ой, осторожно, не наступи на жучка…
Незнайка:
Вот я и говорю:
Зачем мне Ваш Лес нужен?
Я так, просто прогуливаюсь. Я и без него обойдусь! А, вообще, мне мой лес нравиться.
Вон, смотрите, там, за детским садом деревья растут, да и на территории их не меньше. Зачем мне Ваш Лес? Вон (показывает на участок детского сада, красота какая: ни жучка тебе, ни червячка тебе. Благодать, да и только!
Вот это мой лес, не чета, вашему! У Вас тут только сказки…
Воспитатель:
Дети, а вы видели здесь по близости Лес?
Воспитатель выслушивает мнения детей, при этом ничего не добавляет и не уточняет.
Что – то наш Незнайка как-то путанно про Лес говорит!
Незнайка:
Ну, чего вы, чё болтаете, меня с толку сбиваете?.
Дети: (обращаясь к Незнайке)
Незнайка, ты перепутал настоящий Лес с простой посадкой деревьев.
Территория детского сада не может быть Лесом или лесопосадкой!
Незнайка удивляется, пожимает плечами, разводит руками.
Дети пытаются объяснить Незнайке разницу между Лесом и озеленением территорий – простой посадкой саженцев и уже давно растущих деревьев.
Незнайка:
А, я-то думал: Какая разница? Дерево – это уже лес. Помогите мне, дети, понять эту разницу.
Воспитатель:
Вновь звучит мелодия: «Исцеляющая сила природы» - «Рождение природы».
Ребята, а давайте, научим Незнайку, как Лес распознавать! А-то он территорию детского сада за лес принял. Дети, а вы, помните, мы с Вами читали сказочную историю Юрия Дмитриева про то, как художник Лес рисовал.
Дети вспоминают несколько нарисованных картин леса, и о том кто исправлял ошибки художника. Дети рассказывают, почему на картинах художника лес постоянно засыхал, а потом ещё был съеден насекомыми. И лишь после подсказок Старичка – Лесовичка Лес «ожил». Отвечают на вопросы.
Воспитатель:
Ребята, а у меня есть идея! А давайте мы с вами сами составим Лес из приготовленного материала.
А, на – ка, Незнайка, найди деревья и поставь их на вот это полотно.
Незнайка ошибается, беря кустарники, и, выставляя их. Дети исправляют Незнайкины ошибки.
Воспитатель и Дети:
Дети, подскажите Незнайке, чем отличаются деревья от кустарников (по росту, стволам, количеством веточек).
Игра – медитация «Я расту!»
Звучит мелодия: «Страна спокойствия» - «Музыка для души».
Много веточек в Лесу –
Я расту, расту, расту! (Дети протягивают ручки вперёд, быстро передвигая пальцами, поднимают руки над собой, поднимаются на носочки, продолжая двигать пальцами рук).
Растут кустарники в Лесу,
Я всё равно, расту, расту!
Дети приподнимают руки в стороны, расставляют широко пальцы и крутят кистями рук, представляя себя «Кустарником» - у кустарника много веточек.
Я стою, и всё расту,
Я, как, Деревце, в Лесу!
Дети стоят прямо, подняв руки вверх, и, соединив вместе ладони, представляют себя «Высоким деревом» - у дерева один ствол. Поднимаются на носочки и выполняют глубокий вдох и медленный выдох.
Незнайка пытается повторять движения, говоря:
Я – дерево! Я - веточка! Я – большой кустик!
Я – Расту! Ура! Я всё понял!
Незнайка вместе с детьми ставит на полотно деревья, кустарники, и другие дикорастущие растения. Проводятся дидактические игры: «Найди лишнее», «Как называется дерево?», «Незнайкины ошибки». Воспитатель ведёт беседу о Лесе. Затем воспитатель делает вывод:
Воспитатель:
Итак, что такое Лес? Лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе, и необходимы друг другу!
Мы любим Лес в любое время года!
Мы слышим шум листвы и пенье птиц,
Журчанье ручейка, возможно, речь,
Всё это называется – Природа,
Давайте же, всегда её беречь!
Со стороны слышится речь Лесовичка. Звучит мелодия «Страна спокойствия» - «Прекрасные мечты».
Лесовичок:
Про речь - это Вы правильно сказали! Лес- то, он, - живой: поёт, шуршит, звенит, пищит, журчит, жужжит, да всего и не перескажешь.
Но на вашей картине Леса я не вижу! В этот ненастоящий Лес жить я не пойду! Подумайте над моими словами. Найдите свои недостатки.
Дети:
Какие ещё недостатки?
И почему Лес ненастоящий? Вон они, какие деревья, кустарники…
Незнайка:
А! Ему, сроду, не угодишь! Всегда и всем не доволен!
Вы хоть, узнали, кто с Вами разговаривал?
Дети не знают, что ответить Незнайке, поэтому молчат. А затем просят Незнайку им подсказать.
Незнайка:
Ну, вот, кажется, и я пригодился!
Да, это ж, Старичок – Лесовичок!
Он всё про этот, как его там, Лес, знает! Вот и важничает.
Старичок – Лесовичок: (сердито)
Ну, придёшь ты ещё ко мне в гости,
Не угощу клубникой, земляничкой!
Незнайка:
А, я, чё, а, я, ничё! Я вот детям помогаю Лес «оживлять»!
Старичок – Лесовичок: (слышится его строгий голос).
Ну – ну, работайте, скоро приду, проверю!
Звучит мелодия: «Грустная песенка» из произведения П. И. Чайковского. Дети продолжают составлять картину Леса.
Если дети называют конкретные растения, спросить, как можно назвать одним словом.
Проводится дидактическая игра: «Растёт, цветёт, поёт, летит, ползёт», Кто, где живёт!» (Классификация предметов по подгруппам). Дети находят несоответствия предметных карточек, лишние убирают. Расставляют всё по местам, объясняя их значение. Незнайка запутывает детей, а они исправляют ошибки.
Воспитатель: (контролирует детей, исправляет ошибки, помогает сделать правильно).
Итак, деревья и кустарники поставили правильно. Молодцы!
Цветы и растения на месте.
Скажите, дети, а, почему кустарники вы поставили с деревьями? А куда поселили травянистые растения? Почему? И, вообще, нужны ли они в Лесу? А зачем?
Дети:
Лес без травки и цветов,
Без растений и лужков,
Без полянок, без жучков,
Без пенёчков и ростков,
Не встречался даже в сказках,
Даже в мультиках, в раскрасках.
И поэтому Природа оживает на глазах,
Лес чудесный, Лес прекрасный, наяву, а не в мечтах!
Воспитатель:
Мне вы объяснили всё правильно! Я довольна вашими ответами и последовательностью ваших действий.
Незнайка:
Да, глупости всё это! И без них в Лесу хорошо!
Хотя, вот, цветочки – это красиво!
И хочет сорвать ромашку, но дети запрещают Незнайке рвать цветы. Рассказывают, какой он этим наносит вред. Показывают Красную ему книгу.
Охраняется Красной книгой
Много редкостных цветов!
Незнайка:
А зачем? А почему?
Дети:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы все сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Не останется цветов,
Не приснится ярких снов!
Незнайка:
Вот наговорили. Даже жутко стало!
Всё, цветы я больше рвать не буду!
Затем дети продолжают создавать картину Леса. Рассказывают, где растут ели, сосны, где лучше будут расти ягодные растения (называют, какие ягодные растения дети знают).
Воспитатель:
Да, дети, наша картина уже почти похожа на Лес.
Это всё нарисовал и наш художник, но Лес его, почему-то, по - прежнему сох и чах!
Дети пытаются вспомнить, о чём они забыли. И тут Незнайка берёт карточки с изображением овощей, комнатных растений и ставит их на полотно.
Незнайка:
Вот и хорошо! Голодными теперь не останемся. И красиво и вкусно!
Ах, какой я молодец! Хорошо в Лесу стало.
Ребята, вы со мной, согласны? Какой же я - Молодец!
Воспитатель:
Прав ли Незнайка?
К какому виду надо отнести эти растения?
Дети объясняют, в чём ошибся Незнайка и пытаются убрать неправильно поставленные карточки, исправить ошибки. Но Незнайка протестует и не разрешает их убирать.
Незнайка:
Лес – это наше богатство!
Ну, всё, я пошёл к Старику - Лесовику. Пусть полюбуется и скажет, какой я Молодец! Хороший Лес у меня получился. Захотел витаминов – на тебе морковка, захотел, картошки, - пожалуйста, захотел капусточки, травки, - пожевал. Ой, нет, я же не козёл, травку щипать.
А воздух-то, какой чистый, свежий, - красота, да и только! Растений много…
Мечтательно разглядывает картину Леса, улыбается, вдыхает и выдыхает воздух и приглашает поучаствовать и детей.
Звучит мелодия: «Музыка для души». Снова слышится голос Лесовичка.
Старичок – Лесовичок:
Эх, недотёпа! Тебя только в Лес пускать!
Убери всё лишнее из моего Леса!
Незнайка:
А, я чё! Я не знаю, что здесь может быть лишнего?
Дети (Смотрит на детей умоляющими глазами, помогите, подскажите!
А-то, вон, Дед злющий такой, ругается на меня, грозится в Лес меня не пускать!
Воспитатель и дети исправляют ошибки, убирают лишнее, поучают Незнайку.
Дети хором:
Ну, вот, кажется, Лес ожил!
Воспитатель:
Незнайка, а ты с нами-то согласен?
Незнайка молча машет головой.
Звучит мелодия: «Гармония мира», появляется Старичок – Лесовичок.
Старичок – Лесовичок:
Это кто меня злым называл?
Злой я бываю злой только, тогда, когда в Лесу лесные ошибки совершают!
Смотрит на картину Леса, на Незнайку. Тот виновато опускает голову,
и обещает исправиться, не делать никаких глупостей.
А, ну – ка, посмотрите внимательно, чего ещё в Лесу нет!
Этот Лес настоящим назвать ещё нельзя!
Незнайка первым берёт грибы и ставит их на картине. Старичок – Лесовичок его похваливает.
Старичок – Лесовичок:
Молодец, Незнайка, первым справился с заданием.
Но всё равно это ещё не Лес.
Думайте, кого мы ещё забыли позвать?
Загадывает несколько загадок о диких животных, насекомых.
Затем проводится игра – поиск: «Где прячутся насекомые и дикие звери» - ориентирование на местности (в группе). Дети находят карточки и ставят их на место. Определяют их правильное расположение.
Незнайка:
И зачем эти насекомые в Лесу? Муравьи вон кусаются, комары кровь высасывают, жуки только жундеть и умеют. Нет, им точно, нечего делать в Лесу.
Убирает карточки с насекомыми с картины, ворчит себе под нос. А дети возвращают их на место и снова объясняют Незнайке, что в природе всё взаимосвязано. Никаких ошибок нет.
Незнайка:
Ну, ладно, уговорили! Эй, Лесовичок, ну, чё, в Лес- то можно входить!
Но, если меня ужалит оса или пчела, я на вас обижусь!
Старичок – Лесовичок:
Куда ты всё спешишь, Незнайка? Подожди немножко!
Ты думаешь, в Лесу место одним насекомым?
Представьте себе, дети, что случится,
Если в Лесу поселятся одни насекомые…
Обсуждения и ответы детей. (Насекомые съедят Лес)
Незнайка ужасно разволновался и вновь обратился к Старичку – Лесовичку.
Незнайка:
Ну, что же делать? Как же быть?
Птиц в Лес поселить, я ещё согласен. Но, неужели, в Лесу поселятся волки и медведи! Они ж съедят всех Вас и меня! Ну, уж нет, пусть уж лучше они в зоопарке обитают.
Старичок – Лесовичок:
А ты не лезь на рожон! Не только волки и медведи должны обитать в Лесу, но и много других животных - диких зверей.
Проводятся игры:
«Назови диких животных», «Кто здесь лишний», «Собери животного из частей» - (голова, уши, туловище, лапы); «Птицы леса», «Домашние и лесные птицы»,
Дети расставляют птиц (оставляют голубей, домашнюю птицу, снегиря).
Незнайка: (Ставит кур и петухов)
А они не птицы что ли? Пускай на воле погуляют, может и летать научатся.
Дети снова объясняют Незнайке, что голуби чаще обитают вблизи от людей, а куры и петухи окажутся быстрой добычей для диких животных.
Они относятся к домашним животным.
Незнайка:
Да, как в математике, столько сложного и непонятного…
Старичок – Лесовичок:
Ничего! Мы тебя всему научим.
А, давайте, немного отдохнём, подышим свежим воздухом, тишину послушаем да поиграем!
Дети одевают ободки насекомых, встают в круг и проводится игра. Дети встают на цветы, сделанные из разноцветной ткани.
Игра: «На цветочной полянке».
Физминутка: «Лесная».
Незнайка:
Хорошо в Лесу, птички поют; а, как здорово поиграли!
Звучит фонограмма: «Голоса диких зверей»
Незнайка пугается, смотрит по сторонам:
Ой, кто-то там рычит? Страшно-то как!
Старичок – Лесовичок:
А, ты не бойся! Не будишь их обижать и тревожить, они тебя не тронут.
Дети, а давайте посмотрим, всех ли вы зверей в Лес отправили.
Незнайка:
Смотрит на оставшиеся карточки, на которых изображены домашние животные и, недоумённо, спрашивает:
А этих, почему оставили? Они тоже хотят травку пожевать, на природе побыть.
Воспитатель вместе с детьми обсуждает этот вопрос, и объясняют Незнайке различие между дикими и домашними животными.
Незнайка:
Ладно, пойду со зверями дружбу искать. Лапки крепко им пожму.
Дети объясняют об опасности в общении с дикими зверями и напоминают о правилах поведения в Лесу.
Старичок – Лесовичок:
Дети, подумайте, про кого мы ещё забыли?
Кого ещё нет на нашем полотне?
Достаёт и показывает карточки с изображением жабы, ящерицы, лягушек, Незнайка брезгливо смотрит на них.
Незнайка:
Нет! Решительно, - нет! Не нужна в Лесу эта мокрота и слякоть!
Снова идут обсуждения и объяснения, и Незнайка смягчается и соглашается с детьми.
Старичок – Лесовичок:
Вот, сейчас, я доволен!
Теперь Лес стал настоящим, он ожил!
Звучит отрывок из произведения Чайковского П. И. «Щелкунчик» - «Вальс цветов». Затем дети беседуют.
Воспитатель:
Дети, почему так сказал Старичок – Лесовичок?
Дети рассказывают, кто и что обитает, живёт, растёт в Лесу.
Обращаются к Незнайке:
Незнайка, теперь ты понял, что такое Лес…
Незнайка:
Понял! Но в Лес я не пойду!
Дети:
Я же говорил: там насекомые, а они кусаются, жалятся, «щекотятся», щиплются. Лесовичок, вот, если ты их хоть на время уберёшь, может, я в Лес и схожу.
Ведущий:
Дети, давайте представим, что будет, если хоть на минуту из Леса исчезнут все насекомые…
Что же может случиться? (Обсуждают ситуацию).
Старичок – Лесовичок:
За одну минуту, а может даже ещё меньше, весь Лес погибнет! А с ним и птицы, - ведь, они питаются насекомыми.
Незнайка:
Но, если я соглашусь пойти в Лес, ведь, я же там заблужусь. Посмотрите, как много деревьев и кустарников. Жуть! Я потеряюсь в Лесу! А – звери! Они меня съедят,даже косточек не оставят!
Старичок – Лесовичок:
Какой же ты глупый, Незнайка!
Какой же Лес без животных, без деревьев?
Ведь это их Дом – дом животных и птиц, - птицы живут на деревьях.
Они употребляют семена, ягоды, листья, ветки деревьев, кору. И не только птицы, но и все живые существа. Птицы вьют гнёзда на деревьях.
Ну, понял теперь всё?
Незнайка:
Понял, что в Лесу без чего-то нельзя, а без чего – не понял…
Дети:
Да, запомни же ты, все жители Леса не могут жить друг без друга! Они – сообщество, - одно целое! Всё в природе взаимосвязано!
Ведущий:
А почему так происходит? (Выслушивает мнения детей).
Незнайка:
Всё равно не пойду в Лес! Не хочу!
Там нет ничего хорошего!
Дети:
Ты только послушай: все люди любят Лес. В Лесу просто приятно находиться, любоваться красотой Леса, отдыхать…
Незнайка:
Я и дома могу отдохнуть.
Старичок – Лесовичок:
О – хо - хо! Я, таких, непонятливых, ещё не встречал!
Люди любуются красотой Леса, даже поэты и писатели пишут стихи, рассказы, сказки; художники пишут картины, люди, просто, собирают ягоды и грибы, вдыхают свежий воздух, ароматы цветов.
Незнайка почёсывает себе затылок, о чём-то размышляет.
Незнайка:
Ладно, уговорили! Пойду уже, схожу в Лес!
У меня есть спички, сачок, костерок разведу, бабочек красивых наловлю. Красота, да и только!
Воспитатель:
Ой, ребята, как Незнайку в Лес отправлять даже и не знаю! Уговорили на свою голову…
А, давайте – ка, расскажем ему правила поведения в Лесу.
Незнайка:
Ну, всё, я всё понял и правила запомнил. Кажется!
Все дети активно участвуют в этом обсуждении, рассказывают Незнайке, как правильно вести себя в Лесу.
Выходит Фея и приглашает всех в Лес. Звучит мелодия: «Исцеляющая сила музыки» - «Ощущение довольства и благоговения»; Затем звучит «Вальс» из произведения Чайковского П. И. - «Спящая красавица»;
Лесная Фея:
Здесь царит в Лесу прохлада,
Нам здесь шуметь, кричать нельзя!
Вот на этой, на полянке
Землянички наберём!
Мы чуть – чуть повеселимся,
Поиграем, попоём!
Исполняется песня о дружбе: «Если с другом вышел в путь»
Незнайка:
А я-то, думал! А я-то, чего-то боялся! Ух, как здорово!
Подходит к Фее и интересуется :
Распрекрасная Фея, а можно узнать, что это у Вас в корзине?
И, вообще, что-то корзина мне больно знакома!
Воспитатель:
Ой, ребята, а Старичок – Лесовичок куда-то исчез!
Дети высказывают свои предположения. Лесная Фея, молча всех выслушивает, а потом и говорит:
Лесная Фея:
Незнайка, ты прав, эта корзина нам хорошо знакома.
Её оставил для нас Лесовичок,
А сам пошёл наводить лесные порядки.
Он для Вас приготовил буклеты: «Как вести себя в Лесу»,
И, особенно, просил передать Незнайке:
Чтобы, ты, Незнайка, не боялся ходить в Лес;
И, что Саричок – Лесовичок ждёт тебя в гости,
И всех детей тоже ожидает в ближайшее время.
Лесовичок собирает материал для новых историй.
И ждё т от Вас домашних сочинений: «Лесные истории»,
А так же ждёт рисунков на эту же тему,
Но лишь после того, как выучите Правила поведения в Лесу!
Про вас, Старичок – Лесовичок не забыл,
Он припас для Вас гостинцы.
Лесная Фея угощает детей сладостями, ягодой, а затем провожает детей из Леса. Звучит фонограмма: «Голоса птичьего Леса».