Платоновна Наталья
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Пасхальная сказка «Куличи»
▼ Скачать + Заказать документы
Пасхальная сказка Куличи
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет
Тема: Пасхальная сказка «Куличи»
Задачи:
1. Рассказать почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца, пекут куличи.
3. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.
4. Развивать речь и мышление.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 3–4 лет „Пасхальная сказка „Куличи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальные куличи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Предварительная работа: чтения сказки «Пасхальный куличик», иллюстрации «кулича»
Оборудования: ёлки, сенсорные деревья, дрова, русская печь, костюмы (дед, бабка, внучка, игрушка заяц, барабан, пень, ребристая доска, мешочки, экологическая тропа. Фартуки по количеству детей, косынки или колпаки.
Пособие для занятия: солёное тесто на каждого ребёнка по кусочку, доски или клеёнка на стол, влажные салфетки, поднос или противень.
Содержание:
Приветствие:
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое! (показываем ладошками солнце)
Здравствуй, небо голубое! (руки подняли вверх)
Здравствуйте, мои друзья! (пожали друг другу руки)
Очень рада вас видеть я! (обнялись)
Воспитатель: Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.
Откуда появился кулич?
Воспитатель: Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.
Воспитатель: История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ.
Воспитатель: Из чего пекли кулич?
В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича.
Кулич пасхальный невесом –
В нём радость рук, месивших тесто,
В нём для всего найдётся место:
В нём курага, изюма сонм.
В нём чувства вешнего подъём,
В нём бродит свет души, как дрожжи,
И хрустом корочки до дрожи
Он восхищает. Светлым днём
Зовётся это Воскресенье.
И в праздник ясны небеса.
И нам дарованы спасенье
И жизнь. И это — чудеса!
(Н. Буранова)
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в сказку за куличиками? Ответы детей
Воспитатель: влево в право повернись в сказке ты очутись.
Посмотрите, лес дремучий впереди (прикладывают руку колбу)
Воспитатель Как же путь да нам найти? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, мы пойдём по дорожке. Вот молодцы, поднимаем высоко ножки и пойдем прямо по дорожке (дети идут по ребристой доске).
Воспитатель: слышите, кто-то дрова рубит (стоит ребёнок имитирует рубку дров)
Воспитатель: кто там дрова рубит? (предполагаемый ответ дед дрова рубит)
Воспитатель: дед кому дрова рубишь?
Дед: Бабка с внучкой отправили в лес дров нарубить.
Воспитатель: А хочешь, мы с ребятками тебе дрова рубить поможем?
Воспитатель: Ребятки поможем дедушке дрова нарубить?
Дед: а вы дрова умеете рубить?
Воспитатель: А ты нас научи.
(Помощник)
- Топором дрова колю
имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз, произнося звук (ух)
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад, произнося звук (пжик пжик). Повтор 2-3 раза
Дед: Молодцы! Сколько вы дров мне нарубили
- Отнесите их бабушке,
- Чтоб испечь куличики.
Прощаются с дедом (до свиданья дедушка)
Воспитатель: нарубили мы дров, теперь пора и к бабушке и внучке Настеньки отправляться. И дров отнесём и в гости зайдём. Только путь не простой. Посмотрите какая преграда впереди.
Воспитатель:
По тропинке мы идем (идут по ребристой доске)
Скоро к бабушке придем
Эту лужу обойдем (перепрыгивают мешочки)
И в деревню мы придём.
Воспитатель: ребята смотрите вот и бабушка с внучкой встречает.
Дети здороваются (с бабушкой и внучкой)
Воспитатель: здравствуй бабушка, здравствуй Настенька. Мы тебе дров принесли, дед передал
Бабушка: вот спасибо большое, а я как раз куличей напекла, угощайтесь, да яиц на красила.
Воспитатель: бабушка, а ты научишь наших детей куличи печь?
Бабушка: да с удовольствием.
Тесто (пальчиковая гимнастика)
Мы вот так мы вот так
Тесто разминали (мнут тесто руками)
Мы вот так мы вот так
Тесто раскатали (пальчики в кулачках, имитируем скалку в перед назад)
Вот такой вот такой будет кулич большой. (поднимают руки вверх)
Воспитатель: спасибо тебе бабушка, научила нас как куличики печь
Дети прощаются с бабушкой и Настей.
Воспитатель: пора нам возвращаться к себе.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки (идут поднимают высоко колени)
По камушкам по камушкам (идут по экологической тропе)
Воспитатель: ребята слышите, кто там так стучит громко, не пойму.
Смотрят, а на пне зайка сидит да в барабан стучит.
Воспитатель: зайка что случилось, что так сильно барабанишь?
Нас научишь барабанить?
Зайка: научу
Вышел зайка на лужок,
Встал он в маленький кружок (дети в стали в круг и стали пересчитывать заек)
раз, два, три, четыре, пять
Будет лапками стучать (стучат пальчик а пальчик при этом произнося звук бум бум бум)
Постучали, постучали и устали
Сели отдыхать.
Воспитатель: зайка ты так и не сказал, что так громко барабанил?
Зайка: У бабушки в погребе пропали куличи, вот я вас на помощь звал.
Воспитатель: - не плачь зайка мы тебе поможем.
- ребята, поможем зайке и бабушке на печь куличей,
Ответы детей (да)
Воспитатель: Кто помнит, как нас бабушка учила печь куличи?
Ответы детей: надо тесто мять, потом раскатать….
Воспитатель: я вам предлагаю одеть фартуки и завязать косынки и сесть за стол (на столе приготовлено солёное тесто на каждого ребёнка)
Дети самостоятельно лепят куличи и при этом проговаривают пальчиковую гимнастику.
Тесто (пальчиковая гимнастика)
Мы вот так мы вот так
Тесто разминали (мнут тесто руками)
Мы вот так мы вот так
Тесто раскатали (пальчики в кулачках, имитируем скалку в перед назад)
Вот такой вот такой будет кулич большой. (поднимают руки вверх)
Воспитатель: ну вот какие вы молодцы,
а сколько налепили куличиков? (много)
Теперь нам нужно поставить их печь (положили в печь)
Пока наши куличи пекутся мы с вами сядем и отдохнём
Чтоб быстрей наши куличики из пеклись мы с вами проговорим
Мы лепили куличи (ладони кладут крест на крест)
Круглое как личико (обхватили ладонями щёки)
Получи из печи (протягиваем руки по очередной с щёк)
Вкусные куличики (прикрываем ладошку к ладошке)
Воспитатель: пойдемте посмотрим наши куличики, только осторожно печь горячая слышите, как она шипит (покажите, как печь шипит) дети произнося звук (ш)
Не достать нам куличики, что надо сделать? (подуть)
Воспитатель: молодцы, давайте в месте подуем на печь (все в месте дуют в печь)
Ну вот куличи готовы, воспитатель достаёт готовые настоящие куличи.
Воспитатель: ну что пора нам возвращаться из сказки в группу, я надеюсь больше снами приключений не произойдёт.
В лево в право повернись в группу возвратись.
-ребята понравилось вам в сказке?
Ответ детей: да
Воспитатель: Кто дрова рубил? (дед)
Воспитатель: - кому мы в гости ходили
Ответ детей; к бабушке…
Воспитатель: - что делала бабушка?
Ответы детей: пекла куличи….
Воспитатель: А кого мы повстречали? (зайца)
Воспитатель: А что случилось у бабушки? (пропали куличи)
Воспитатель: А мы бабушке помогли? Ответы детей:
Воспитатель: А наших гостей угостим куличами
Ответы детей: да