Лариса Михайловна Свиридова
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ПДД «Аркадий Паровозов. Осторожно, перекресток»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему : «Аркадий Паровозов. Осторожно перекресток» (для детей старшего возраста)
Образовательная область : «Познавательное развитие»
Возраст детей: старшая группа (от 5 до 6 лет).
Цель: создание условий для активизации и закрепления знаний детей правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по ПДД „Аркадий Паровозов, Осторожно, перекресток“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Задачи: Образовательная : закреплять знание правил дорожного движения у детей и правил безопасного поведения на улице города; учить детей применять знания ПДД в повседневной жизни; продолжать формировать у детей представления о последствиях при несоблюдении ПДД на улице города.
Развивающая: развитие внимательности, памяти, умения высказывать свою точку зрения и умение ее объяснить, диалогической и монологической речи, активизация словаря по теме «Правила дорожного движения».
Воспитательная: способствовать воспитанию сопереживания и желания помогать друг другу.
Форма проведения :квест
Средства обучения: - мультфильм из серии: «Аркадий Паровозов спешит на помощь» «Хоккей на дороге» (серия № 49);
- карта путешествия по стране Правил дорожного движения;
- изображения Маши, Саши и Аркадия Паровозова;
- 2 картинки для обсуждения «Соблюдают ли дети ПДД и правила безопасного поведения на улице?»;
- кружочки красного, зеленого и желтого цвета для деления детей на подгруппы;
- материалы для составления мнемотаблицы: «Переходим дорогу правильно!»;
- медали от Аркадия Паровозова «Я знаю правила дорожного движения» (для каждого ребенка).
Предварительная работа: - беседы на тему: «Что такое правила дорожного движения и зачем их нужно соблюдать?», «Как правильно переходить дорогу?», «Где гулять и играть безопасно?»;
- разгадывание загадок по теме, чтение стихов про ПДД, разучивание физкультминутки «Три сигнала светофора»;
- рисование на тему «Светофор – наш помощник», «Дорожные знаки»
Форма организации детей: - фронтальная; - подгрупповая; - индивидуальная.
Ход занятия.
Воспитатель и дети собираются в круг:
Ребята,проходите
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
1. Организационно - мотивационная структурная часть.
Включение в образовательную деятельность.
Дети свободно находятся в группе.
В группе находится компьютер, который начинает издавать звук.
- Ребята, вы слышите, кто-то нам прислал письмо на электронную почту. Хотите узнать, какое сообщение нам прислали и от кого оно? (Да)
- Тогда рассаживайтесь перед экраном компьютера так, чтобы было всем удобно. (Дети рассаживаются на подготовленные места перед компьютером.)
Открываем письмо на электронной почте. (На экране появляется картинка с изображением Аркадия Паровозова). (Фронтальная форма работы)
- Ребята, кто нам прислал письмо? (Аркадий Паровозов).А вы знаете кто он (герой - спасатель, который приходит на помощь Маше и Саше).
- Да, и он нам не просто прислал письмо. Он нам прислал мультфильм, чтобы мы его посмотрели. Хотите посмотреть мультфильм? (Да)
Далее дети смотрят мультфильм из серии: «Аркадий Паровозов спешит на помощь» «Хоккей на дороге» (серия № 49).
Беседа по содержанию мультфильма и создание мотивации для познавательной деятельности.
(Фронтальная форма работы)
- Ребята, что произошло с Сашей и Машей в этом мультфильме? ( Ответы детей:Они играли на дороге в хоккей и чуть не попали под машину и т. д.)
- А как вы думаете, почему Саша и Маша попали в такую ситуацию? (Дети не знали ПДД или их не хотели выполнять).
- Что могло бы произойти, если бы Аркадий Паровозов вовремя не спас Сашу и Машу? (Саша и Маша могли бы попасть под машину. Грузовик попал в аварию. и т. д.)
- Вы верно все сказали, могла бы произойти авария, дети и водитель могли бы пострадать. А можно ли избежать такой ситуации, как для этого нужно себя вести? (Нужно следовать ПДД, не играть на дороге, быть внимательным рядом с проезжей частью и т. д.)
- Ребята, а вы знаете правила дорожного движения? Вы всегда их выполняете? (Да)
1. Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад.
Дети называют какое-нибудь правило (например, я перехожу дорогу только на зеленый сигнал светофора; когда я еду в детский сад на машине, то папа пристегивает меня ремнем безопасности; по дороге в детский сад я держу маму за руку; мы с мамой идем по тротуару и т. д.)
- Аркадий Паровозов ищет себе помощников (Ребята, вы хотите стать помощниками А. П., ну что же А. П. приглашает нас отправиться в путешествие по стране ПДД, где он сможет проверить насколько хорошо вы знаете ПДД. Готовы? (Да)
- Для этого нам понадобиться карта. Карту нам тоже прислал Аркадий Паровозов по электронной почте. Я ее распечатала. Вот она. (Воспитатель показывает карту детям). Ну что, отправляемся в путешествие? (Да)
2. Основная структурная часть – познавательно-исследовательская деятельность.
- Давайте рассмотрим карту. (Фронтальная форма работы)
(Дети встают со стульчиков и подходят к карте, закрепленной на мольберте)
Какая наша первая остановка? (1-ая остановка - «У Маши»)
А).Познавательно-игровая ситуация «У Маши загадки, на которые она не знает ответы».
(В отведенном месте находится изображение Маши. Рядом с ней 3 конверта. На конвертах наклеены красный, зеленый и желтый кружочки, что позволит распределить задания по подгруппам детей. В каждом конверте находится картинка- загадка по ПДД.)
На столе стоит изображение Маши из мультфильма и 3 конверта. (Дети находят в группе 1-ую остановку и подходят к ней.)
- Ребята, у Маши в конвертах пазлы – знаки дорожного движения. Аркадий Паровозов предложил Маше их разгадать. Но у нее никак не получается. Поможем Маше справиться с этим заданием? (Да)
- У Маши 3 конверта, т. е. 3 пазла. Я предлагаю разделиться на 3 группы, и каждая группа будет собирать свой знак. В этом нам помогут разноцветные круги. Пожалуйста, вытяните из коробочки 1 круг и объединитесь в группы по цветам. (В коробочке находятся круги красного, зеленого, желтого цветов. Дети вытягивают кружочки и объединяются в группы по цвету кружочков.)
- Ребята, у кого красные круги подходят к столу. У вас пазл в конверте с красным кружком. Ребята, у кого зеленые круги подходят к столу. У вас загадка в конверте с зеленым кругом. И соответственно осталась команда с желтыми кругами. Подходите к своему столу. У вас загадка с желтым кружком.
Ваша задача:собрать пазл-знак ДД правильно и сказать, что этот знак обозначает. (Подгрупповая форма работы) (Дети в своих подгруппах собирают пазлы, обсуждают, делают выводы)
Конверт с красным кружочком: «Автобусная остановка».
Конверт с зеленым кружочком: «Пешеходный переход».
Конверт с желтым кружочком: «Проезд запрещен».
После подгруппового обсуждения, каждая группа излагает свое мнение.
- Молодцы, вы справились с заданием, помогли Маше. Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим на карту. Какая следующая остановка? (Нам нужно идти к Саше.)
Б).Познавательно-игровая ситуация «Помоги Саше перейти дорогу на перекрестке».
Изображение Саши стоит. (Фронтальная форма работы)
- Присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, Саша не знает как перейти дорогу на перекрестке, он не знает, как сделать это правильно, чтобы не произошла авария, чтобы было безопасно. А давайте Сашу научим и составим для него подсказку: «Как правильно и безопасно переходить дорогу на перекрестке» (Давайте).
Посмотрите, ребята,на картинки и скажите, на которой из них ребенок переходит дорогу правильно, соблюдает ПДД и объясните почему вы так решили ( Ответы детей: Мальчик перебегает дорогу в неположенном месте. Он не соблюдает ПДД. Дорогу нужно переходить по зебре и со светофором. Дорогу нужно переходить внимательно, а не бежать.)
Давайте повторим, какие правила нужно соблюдать при переходе дороги( ( Дети называют правила: Переходить дорогу нужно только там, где разрешено (по зебре.)Переходим дорогу на зеленый свет светофора. Переходить со взрослым за руку. Нужно посмотреть сначала налево, потом направо. (Воспитатель выслушивает индивидуальные ответы детей.)
А теперь посмотрите на мольберт. На нем схема с пустыми окошками. А рядом картинки, на которых изображены правила, по которым нужно правильно переходить дорогу. Необходимо расставить картинки с правилами перехода через дорогу в нужной последовательности. (Дети по порядку называют правила, какие нужно соблюдать, когда переходишь через дорогу, и по - одному приклеивают картинки к мнемодорожке.)
- Кто сможет теперь полностью рассказать Саше, как правильно и безопасно переходить дорогу? Подсказка вам поможет в этом. (Воспитатель слушает ответ 1-2 детей.) (Индивидуальная форма работы)
-Ребята, подсказка для Саши готова, вы успешно справились и с этим заданием. А мы с вами продолжаем наше путешествие по стране ПДД.
В). Давайте посмотрим на нашу карту, какая следующая остановка? (Следующая остановка – Аркадий Паровозов).
- Ребята, это наша последняя остановка. (Дети становятся в кружочек, воспитатель предлагает физкультминутку от Аркадия Паровозова.)
- Аркадий Паровозов предлагает немножко отдохнуть перед последним заданием. Давайте встанем в круг так, чтобы было всем удобно. Игра называется «Разрешается/Запрещается». Если по правилам дорожного движения делать что-то нельзя вы присаживаетесь на корточки, и говорите - запрещается, а если все правильно – то остаетесь стоять, и говорите – разрешается. (Фронтальная форма работы)
1. Переходить улицу на зеленый свет… (разрешается)
2. Играть на дороге … (запрещается)
3. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом … (запрещается)
4. Выбегать на проезжую часть… (запрещается)
5. Переходить улицу по зебре … (разрешается)
6. Переходить улицу при желтом свете светофора… (запрещается)
7. Всегда выполнять правила дорожного движения… (разрешается)
8. Помогать старикам и старушкам переходить улицу (разрешается)
9. Кататься на велосипеде, не держась за руль (запрещается)
10. Болтать и громко смеяться в транспорте (запрещается)
11. Учить правила движения…
И так у нас осталось последние задание. Задание, которое вас ждет – «Викторина от Аркадия Паровозова». Присаживайтесь на стульчики. У меня в руках загадки, которые приготовил для вас Аркадий Паровозов. Вам нужно будет на них ответить. Но отвечать вы будете необычным способом, с помощью карточек. На столах у вас разложены дорожные знаки. Я буду читать загадку о дорожных знаках, вы поднимаете нужный знак.
Фронтальная и индивидуальная форма работы.)
- Внимание, викторина начинается!
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход…. (пешеходный переход)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской …. (помощи)
Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный пункт …. (питания)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый (Светофор)
3. Рефлексивная часть.
- Молодцы, вы все отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. И нам пора отправляться обратно в детский сад. (Беремся за руки)
Вам понравилось путешествовать по стране правил дорожного движения? (Да)
А что больше всего понравилось, запомнилось? (Дети по очереди высказывают свое мнение о занятии).
- Аркадий Паровозов гордится ребятами, которые всегда соблюдают правила дорожного движения и которые не создают аварийных ситуаций на дороге. И он хочет наградить вас медалями «Лучший пешеход». (Всем детям вручаются медальки «Я знаю правила дорожного движения»).
Используемая литература.
2. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. :МОЗАИКА-СИТИ, 2015г.
3. Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста «Путешествие на зелёный свет» (издается совместно с ГУОБДД МВД России).
4. Пособие «Азбука пешехода» для дошкольников, младших школьников и родителей (по заказу Министерства образования и науки Калужской области).