Людмила Евглевская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 6–7 лет «Осторожно, огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно -образовательной деятельности для детей 6 – 7 лет
«Осторожно, огонь!»
Цель:
Закрепление знаний детей о пожарной безопасности, правил поведения во время пожара, о способах тушения огня.
Задачи:
Образовательная: Продолжать учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей 6–7 лет „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Расширить активный словарный запас детей по теме «Пожарная безопасность».
Сформировать элементарные знания об опасности шалостей с огнём (спички, электроприборы и т. д., об опасных последствиях пожаров в помещении, в лесу.
Закрепить знания детей о вреде и пользе огня.
Развивающая: Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать,
высказывать своё мнение.
Развивать умение анализировать и аргументировать свои суждения, внимание.
Развивать речь, любознательность, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывающая: Воспитывать умение слушать, в том числе товарищей, дополнять их ответы.
Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности и безопасности окружающих людей.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Оборудование:
Коробка, спички, иллюстрации по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, иллюстрации «огонь - наш друг», «огонь - наш враг», материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, стеклянный стакан.
для игры «Мы - пожарные» : макет горящего дома, каски пожарных, картинки: ведра с песком и водой, лопата, кошма, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, игрушки;
для пластического этюда: платочки красного цвета на каждого ребенка.
медали на каждого ребенка «я знаю правила пожарной безопасности».
Музыкальное оформление «Танец огня», «Звуки леса», «Звук костра в лесу».
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о труде пожарных, чтение рассказов, стихотворений о пожаре. Заучивание стихотворений, рассматривание сюжетных картинок на противопожарную тематику,.
- Чтение литературных произведений о пожаре С. В. Михалков «Дядя Стёпа», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
- Выставка детских рисунков совместно с родителями.
Изготовление уголка в группе по пожарной безопасности.
Ход НОД:
Орг. Момент
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.
Здравствуйте все!
Здравствуйте все!
Мы рады приветствовать
Наших гостей.
Воспитатель: Ребята, у меня есть коробочка. Вы хотите посмотреть, что там лежит?
Дети: (варианты ответов) Да, хотим.
Воспитатель: Давайте ее откроем и посмотрим. (В коробочке лежит спичечный коробок).
Воспитатель достаё т спичечный коробок и читает стихотворение:
Перед нами коробок,
Он похож на теремок,
Злой волшебник в нем живет,
Недовольный пряча взгляд,
Непослушных ждет ребят.
Как начнет он их просить:
«Можно с вами мне дружить?
Я веселый огонек,
Стал мне тесен коробок!
Разве трудно спичку взять, -
Отпустить меня гулять?
Буду бегать и шалить,
Всех могу развеселить!»
Очень хитрый огонек!
А ребятам невдомек,
Что дружить с таким нельзя,
Спички прячутся не зря!
Воспитатель: Ребята, какой огонек в стихотворении?
Дети: (варианты ответов) огонек хитрый, злой.
Воспитатель: А почему, огонек хитрый и злой? Ведь он такой маленький. Не успеешь зажечь спичку, как она гаснет.
Дети: (варианты ответов) От одной спички может быть пожар.
Воспитатель: Жаль, что это не все ребята понимают, играют со спичками. Тут-то их злой волшебник огонек и ловит.
Воспитатель: Огонь – одно из самых больших чудес природы. С появлением огня все изменилось в жизни человека. Он стал большим помощником и другом. Об этом нам расскажет Даша Ч.
Нам без доброго огня обойтись никак нельзя
Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг
Всем огонь хороший нужен и за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
Воспитатель: Когда огонь является нашим другом, помощником?
Дети: (варианты ответов) Огонь дарит человеку тепло (помогает обогреть жилище) ,используется для приготовления пищи (ведь многое из того, что мы едим, нужно варить, печь, жарить и т. д., помогает поднимать в небо воздушный транспорт - воздушный шар (огонь наполняет воздушный шар горячим воздухом и поднимает его в воздух, огонь дарит человеку свет (огонь может использоваться как источник освещения.)
Воспитатель: Говорят, что огонь не только наш друг, но и наш враг. Когда огонь становится нашим врагом?
Дети: (варианты ответов) Когда огонь превращается в пожар
Об этом нам расскажет Полина Б.
Говорят: «Огонь нам друг!»
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров -
И от дома куча дров.
Воспитатель: Если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего.
В пламени пожара рушатся стены домов, гибнут люди.
Воспитатель: Из представленных иллюстраций выберите те, где «огонь наш друг» и «огонь наш враг», сопровождая свои действия объяснениями.
Воспитатель: Знаете, ребята, ведь окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Вы стали взрослыми, вам скоро в школу. Кому-то придется дома оставаться одним. А может кто уже оставался дома один. Скажите, какие предметы в доме можно считать пожароопасными и почему?
Дети: (утюг, фен, электропечь, газовая плита и т. д.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации и попробуем понять причину возникновения пожара.
Дети, скажите, от чего возник пожар? Что изображено на этой иллюстрации?
(предлагаются последовательно 3-5 изображений, дети дают свои комментарии к увиденному: от неосторожного обращения со спичками, от неправильного использования электроприборов).
Воспитатель: Чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главное правило: дети не должны брать спички и играть с ними. Именно игра со спичками может быть одной из причин пожара.
Пластический этюд
Воспитатель: Вы хорошо отвечали и теперь нам надо отдохнуть. Я вам предлагаю отправиться в лес. (Звучит аудиозапись «Звук леса»)
Закройте глаза и представьте, что мы попали с вами в лес. Гуляем по лесу. Щебечут птички, шумят деревья, белки перепрыгивают с ветки на ветку, постукивает клювом дятел, слышится кукование кукушки, почувствуйте свежий запах лесного воздуха….слышится потрескивание горящего костра
(Звучит аудиозапись «Звук костра в лесу»)
Открывайте глаза.
Воспитатель: Что вы услышали? Что за звуки?
Дети: (варианты ответов) кто-то развел костер и не потушил его.
Воспитатель: Как вы думаете, что может произойти? Что нужно было сделать с костром? А вы хотели бы превратится в искорки этого костра?
Дети: Да
(Вокруг себя обернись и в искорки превратись).
Возьмите по 2 искорки, внимательно слушайте мой рассказ и попробуйте передать под музыку характер огня.
(Звучит аудиозапись «Танец огня», дети под музыку имитируют пламя.)
Воспитатель: Люди оставили костер в лесу. Он разгорался все сильнее и сильнее…Подул легкий ветерок, и искры этого костра разлетелись в разные стороны. Ветер усиливался, и они летели дальше и дальше, сжигая все на своем пути и деревья, и кусты, и траву. А когда искры собирались вместе, они превращались в огромное пламя. И это пламя бушевало все сильнее и сильнее… Но вот закапал дождик. Сначала маленький, искры сопротивлялись ему, спорили с дождем. А потом хлынул ливень и затушил огонь.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем эксперимент и выясним, что нам поможет в борьбе с огнем. (Воспитатель на металлическом подносе зажигает 4 свечи.)
Воспитатель: Когда я зажгла свечи, что вы увидели?
Дети: (варианты ответов) Огонёк
Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, чем можно потушить огонь?
Дети: (варианты ответов) земля, песок, вода, снег.
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений.
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему?
Дети: (Огонь погас, потому что он боится воды).
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет, если накрыть свечу стеклянным стаканом?
Горящую свечу мы накроем стеклянным стаканом. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в стакан прекратился, огонь погас.
Вывод: огонь боится воды, песка, снега, земли, гибнет без доступа воздуха, потушить можно с помощью огнетушителя.
Воспитатель: Скажите, ребята,если случился пожар, а мы самостоятельно не можем потушить огонь, что мы должны делать?
Дети: (варианты ответов) Вызвать пожарных по телефону 01 или 112. Сообщить что горит, свой адрес, фамилию, имя; закрыть окна, покинуть помещение.
Воспитатель: Если помещение наполнилось дымом?
Дети: (варианты ответов) Нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т. к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше.
Воспитатель: Люди какой профессии каждый день борются с огнем?
Дети: (Профессии «пожарный»)
Воспитатель: Какими качествами должен обладать пожарный?
Дети: (варианты ответов) Пожарный должен быть сильным, смелым, быстрым, выносливым, мужественным, ловким, здоровым, внимательным, отважным, добрым. Пожарные много занимаются спортом, тренируются, могут быстро подняться по лестнице на любой этаж.
У пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня.
Воспитатель: Вы хотите помочь пожарным бороться с огнем?
Давайте с вами потренируемся.
Физминутка.
Пусть мы маленького роста
Только рост тут не причём. (приседание)
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнём. (маршируют)
Раз – подняться, потянуться,
До пожара дотянуться. (встать на носочки, потянутся)
Два – нагнуться, снова встать –
Надо нам насос качать.
Три – вокруг посмотрим дружно,
Повернуться значит нужно.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
На пожар быстрей бежать! (бег на месте)
Сейчас мы поиграем в игру «Мы - пожарные».
Сюжет: случилась беда – загорелся дом, нам нужно его потушить. Перед вами представлены различные предметы – вам нужно выбрать те, которые помогут потушить огонь.
Игровые действия: надеть защитную каску, взять предмет для тушения огня, добежать до горящего дома, сорвать «искорку огня». Когда все «искорки» с дома сняты – огонь потушен.
Воспитатель: Молодцы, ребята, быстро потушили пожар. Посмотрим, какие предметы вам помогли справиться с огнем (огнетушитель, ведра с песком и водой, лопата). Вы выбрали правильные средства для тушения пожара, а почему эти предметы оставили - тетрадь, ветки, игрушки? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте еще раз повторим правила пожарной безопасности.
Дети рассказывают стихи о правилах пожарной безопасности.
Воспитатель:
Чтоб пожаров избежать,
Нужно много детям знать
1 ребенок: Если ты один в квартире
Осторожен будь с огнём
Спички лучше ты не трогай,
Не сгорит тогда твой дом.
Воспитатель: Какое правило пожарной безопасности мы закрепили?
Дети: Не играть со спичками.
2 ребенок: Не всегда бывает друг
Электрический утюг
Хоть и гладит он детишкам
И рубашки и штанишки,
Но запомните друзья
Что играть вам с ним нельзя.
Воспитатель: Какое правило пожарной безопасности мы закрепили?
Дети: Нельзя оставлять без присмотра утюг.
3 ребенок: Очень братцы непроста
Газоэлектроплита.
Будь ты с нею осторожен,
От нее пожар возможен.
Воспитатель: Какое правило пожарной безопасности мы закрепили?
Дети: Без взрослых нельзя подходить к плите.
4 ребенок: И на даче, возле печки,
Не играйте вы с огнем
Уголек упал на коврик,
И сгорит тогда весь дом.
Воспитатель: Какое правило пожарной безопасности мы закрепили?
Дети: Нельзя самим разжигать печи.
5 ребенок: Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
Ты о пожаре услыхал-
Скорей об этом дай сигнал!
Воспитатель: Какое правило пожарной безопасности мы закрепили?
Дети: Не разводить костер в лесу.
6 ребенок : Сам огня не разжигай
И другим не позволяй:
Даже крошка-огонёк
От пожара не далёк.
7. Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
Обходите стороной
Маленькие детки.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось заниматься?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Что интересного сегодня вы узнали?
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили, закрепили правила пожарной безопасности, я надеюсь, вы будете не только всегда помнить, но и выполнять их.
Вы достойны звания «Юный пожарный», каждому из вас я вручаю медаль
«я знаю правила пожарной безопасности».