Канарейкина Наталья Андреевна
Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру для старшей группы «Зима-чудесница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру для старшей группы
ГБОУ школа №98 Калининского района Санкт-Петербурга (отделение дошольного оюразования)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим миром в старшей группе
на тему «Зима - чудесница»
Составила воспитатель
Канарейктна Наталья Андреевна
Санкт-Петербуг
2020
Тема: «Зима – чудесница»
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру для старшей группы „Зима-чудесница“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель. Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.
Задачи.
Образовательная. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев.
Развивающая. Формировать умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе.
Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе (деревьям, птицам, животным)
Словарная работа: Знакомить с народными словами - «хмурень», «лютень», «снеговей», формировать понятие о природных явлениях- метели, вьюге, пурге, поземке,
Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части зимнего пейзажа
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
- Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от зимнего пейзажа, на которых написаны задания).
- «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать зимний пейзаж, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от отрывков пейзажа)».
Дети находят часть пейзажа №1, воспитатель читает задание.
№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
Народ называет эти месяца!
Как называют в народе первый месяц декабрь?
(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).
Как называют в народе второй зимний месяц январь?
(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).
Как называют последний месяц февраль?
(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).
Выполнив задание, дети получают фрагмент от пейзажа
№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, буран, гололёд, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.
Дыхательная гимнастика
- Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют).
№3. Загадать загадки:
«Белые мухи прилетели,
на землю сели» (Снег)
«Он все время занят делом,
Он не может зря идти
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути» (Снег)
- Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.
- Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)
- А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить).
Как снег помогает природе?
Физ. пуза.
Снег идет, снег идет (машут руками,
Дворник улицу метет (показывают,
Мы катаемся на санках (пружинка,
И встаем все на коньки (встаю на носочки,
Мы катаемся на лыжах (показываю,
И играем все в снежки (показываю).
№4. Загадать загадки:
«Без досок, без топоров
Через реку мост готов,
Мост как синее стекло
Скользко весело, светло» (Лед)
«Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло» (Лед)
- А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом).
-А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать).
- Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух).
- Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду).
№5. Загадать загадку:
«Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем. (Ель)
Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).
А почему у ели иголки не опадают (если дети не могут ответить, предложить им найти информацию) Дополнительный ворос, где можно получить информацию (Дети предлагают варианты)
Дети получают пятую часть от пейзажа
№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).
- Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают).
(Дети получают шестую часть от пейзажа0
№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы).
- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).
- Какую птицу называют санитаром леса? (дятел).
Какие птицы выводят птенцов зимой?
- Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.
(Дети получают седьмую часть от пейзажа)
№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?
- Послушайте загадки, кто отгадает, получит картинку и расскажет о животном.
С рыжим, огненным хвостом
Пролетает над кустом.
С веточки на ветку стрелкой…
Кто прыгун в лесу тот? … (Белка)
В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочкоми укрывшись пушистым хвостом.
У кого нет берлоги,
От лисички тот зверек
Убегает наутек.
Ну—ка, угадай—ка!
Это белый … (Зайка)
Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос». (Медведь)
Медведь спит в берлоге, сосет лапу.
«Шубка – иголки
Свернется он – колкий
Рукой не возьмешь
Кто это?» (Еж)
Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.
«Рыжий клубок
За белым – скок». (Лиса)
- У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.
«Серый, зубастый
По полу рыщет,
Телят, ягнят ищет». (Волк)
- Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от пейзажа).
- Вот мы и собрали все части от пейзажа, давайте сложим рейзаж (Дети собирают пейзаж).
(Сюрприз – угощение от Зимы – чудесницы)