Светлана Киселева
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Радуга» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• расширять представления детей о происхождении радуги;
• формировать умение получать сведения о новом объекте (радуге) в процессе его практического исследования;
• формировать умение выполнять последовательные действия;
• различать и называть цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый);
• обогашать речь детей;
• активизировать словарный запас;
• развивать произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
• развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности „Радуга“ в средней группе» размещена в разделах
• воспитывать интерес к окружающему миру;
• воспитывать дружеское отношение к сверстникам.
Оборудование: телевизор, ноутбук.
Демонстрационный материал:слайды с изображениемрадуги, презентация «Сказка о радуге».
Раздаточный материал: Для каждого ребенка: молоко, красители, моющее средство, ватная палочка, салфетка, цветные фломастеры, стаканчики, подносы, фартуки с нарукавниками.
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент-видеообращение
2. Художественное слово – сказка о радуге
3. Физкультминутка
4. Игра на внимательность «Собери радугу»
5. Опыт 1: «Радужные опыты с водой»
6. Опыт 2:«Волшебная радуга»
7. Подведение итогов
8. Сюрпризный момент – получение мыльных пузырей
Ход
В группе раздаётся звуковой сигнал
Воспитатель:Ребята, нам пришло видеообращение. Предлагаю его посмотреть!
Видеообращение : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юля, мне всего 3 года. Посещаю в детский сад № 176 «Золотой петушок».Я узнала, что в детском саду «113» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. У меня к вам просьба. Мне очень интересно узнать о радуге, помогите, мне, пожалуйста, откуда она появляется и почему.
Воспитатель:Кто к нам обратился?
Ответы детей
Воспитатель: О чем она нас просит?
Ответы детей
Воспитатель:Поможем Юле?
Ответы детей
Воспитатель:А кто видел радугу?
Ответы детей
Воспитатель: Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя?
Ответы детей
Воспитатель:Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, а из каких источников мы можем узнать о радуге?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а я знаю одну интересную сказку о радуге. Предлагаю послушать ее. Вы согласны? Присаживаетесь, поудобнее на стульчики. (Чтение сказки о радуге)
В тёплые летние дни, после дождя на небе появляется большая красивая радуга. (Слайд 2)И вот в один из таких дней дети, глядя на небо, закричали: «Смотрите! Какая яркая радуга!»(Слайд 3) Она была необычна яркая, потому что в тот день после дождя стояла солнечная погода, или у самой радуги было хорошее настроение. Все цвета на ней переливались: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они между собой о чём-то разговаривали. (Слайд 4) Вдруг фиолетовый цвет сказал: «Друзья, скажите мне, почему я последний по счёту? Я хочу быть первым!» (Слайд 5)Все цвета посмотрели друг на друга и стали тоже думать, спрашивать, почему они стоят именно на этом месте. (Слайд 6) «А давайте поменяемся местами!» – предложил оранжевый цвет. Все согласились, но у них никак не получалось. (Слайд 7)Тут радуга сказала : «Вы не сможете поменяться местами, потому что нас так создала природа. Не зря про вас цветов придумали стихотворение:(Слайд 8)
Каждый охотник
Желает знать
Где сидит фазан.
Начальная буква каждого слова означает цвет и порядок». После того как цвета услышали про себя рассказ радуги, им не захотелось меняться. Они стали ценить своё место. Вот почему цвета в радуге стоят именно в таком порядке. (Слайд 9)
Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?
Ответы детей
Воспитатель:Какие цвета есть в радуге?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, сколько цветов в радуге?
Ответы детей
Воспитатель: Какой цвет самый последний стоит в радуге?
Ответы детей
Воспитатель: Чтобы запомнить порядок расположения цветов в радуге, можно выучить стихотворение из сказки (Слайд 10)
Дети:Каждый охотник
Желает знать
Где сидит фазан.
Физкультминутка
Воспитатель:Ребята, а теперь предлагаю поиграть, выходите, вставайте ко мне.
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами (руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой.)
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы.)
Игра на внимательность «Собери радугу»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки, мы с вами вспомним еще раз порядок располажения цветов в радуге. Кто помнит, какой цвет стоит самым первым?
- Молодец, Маша, выбери карточку и прикрепи ее на доску.
- А какой же следующий цвет стоит после красного цвета? И т. д.
Воспитатель. А сейчас мы с вами проверим нашу внимательность. Я буду убирать карточки с цветами, а вы скажете, какого цвета не стало. А для этого я попрошу вас отвернуться от доски и закрыть глаза.
Воспитатель убирает катрочку и просит повернуться и ответить.
Воспитатель обращает внимание на четкое произношение слов, особенно окончаний в словах.
-Очень хорошо!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно самим сделать радугу?
Ответы детей
Воспитатель: А как можно сделать радугу?
Ответы детей
Воспитатель: Я вам предлагаю поэкспериментировать. Сегодня я буду вашим руководителем, а вы мои помощники - научные сотрудники. Но для начала, вспомним правила поведения в лаборатории.
Воспитатель вместе с детьми обсуждают правила.
Ребята, чтобы не испачкаться, мы с вами оденем фартуки и нарукавники. Все готовы, а теперь присаживайтесь за столы.
Опыт 1: Радужные опыты с водой
Наливаем немного воды на блюдце. А теперь берем фломастеры и на салфетке нарисуем радужные точки. Сначала красным фломастером, потом оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Опускаем салфетку в стаканчик, ребята, что мы видим? Вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую.
Воспитатель: У нас получилась радуга! У всех- весёлая и яркая
Воспитатель:А теперь мы попробуем сделать волшебную радугу. Стаканчик с салфеткой, поставьте в середину стола, чтобы он нам не мешал.
Опыт 2: Волшебная радуга
Для начала налейте в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Возьмите пипетку и в тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов, т. е красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока, только не нужно смешивать их.
Ребята что-то происходит?
Ответы детей
Воспитатель:А почему ничего не происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь возьмите другую ватную палочку, окуните ее в волшебную жидкость и наша палочка станет волшебной. Давайте этой палочкой, коснемся молока. Только касаемся, не нужно перемешивать! Ребята, наши краски начинают «танцевать», разбегаясь от волшебной палочки.
Ребята, как вы думаете, почему получилось волшебная радуга?
Рефлексия:
С каким природным явлением мы сегодня познакомились?
Когда появляется радуга?
Сколько цветов у радуги? Назовите цвета.
А стихотворение,напоминалку вы запомнили?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня мы узнали о красивом и сказочномявлении в природе – орадуге. А Юля передала вам маленькие подарки – мыльные пузыри, где спряталась радуга.
Я думаю, онабудет очень рада нашим открытиям, и мы ей обязательно вышлем информацию о радуге.
Используемая литература.
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М. : Сфера, 2004.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004.
4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. М. : Мозаика – синтез 2002.