Оксана Гараган
Конспект непрерывной образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Обитатели моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Используемые технологии, методы и приё мы: игровые, ИКТ (mimio, здоровьесберегающие, экспериментирование, логоритмика.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, коммуникативная.
Цель: расширение, углубление и закрепление знаний детей о море и морских животных.
Задачи:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста „Обитатели моря“» размещена в разделах
Обучающие:
- формировать первичные представления о многообразии обитателей моря (морской конёк, медуза, дельфин, краб, осьминог, об их внешнем виде, особенностях передвижения и питания
- познакомить детей со свойством соленой воды удерживать предметы на ее поверхности
- учить создавать множество (группу предметов) из разных по качеству элементов (разный цвет, разный размер)
Развивающие:
- развивать у детей познавательно-исследовательский интерес к окружающему миру, привлекая к простейшим экспериментам
- формировать умение получать информацию о новом объекте из разных источников
- продолжать обогащать и расширять активный словарь детей
- развивать внимание, память, мышление и воображение
Воспитательные :
- формировать положительное нравственное, эмоциональное отношение к окружающему миру
- Воспитывать культуру речевого общения
Методическое обеспечение:
- мультимедийное оборудование (экран + проектор + ноутбук)
- презентация «Морские обитатели»
- разрезные картинки: морской конёк, медуза, краб, осьминог, дельфин (картинки разрезаны в соответствии с игрой Б. Никитина «Сложи квадрат»)
- маска осьминога
- две банки с водой, соль, два сырых яйца
- фонограмма «Шум моря»
- выставка детской художественной литературы и энциклопедий по теме
- два обруча разного цвета
- силуэты медуз разного цвета и размера
- заготовки на бумаге формата А-4 – силуэты клякс разного цвета
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: С. Сахарнов «Морские сказки», «Живые домики»
- рассматривание картинок с изображением обитателей моря
- чтение и рассматривание энциклопедий
- развивающие игры «Сложи квадрат», блоки Дьенеша
- разучивание подвижной игры «Осьминог»
- разучивание стихотворения «К морю быстро мы спустились…», считалки, скороговорки
- слушание «Звуки природы»
- просмотр мультфильма «Осьминожки»
Ход НОД:
(1, 2 слайды – название, содержание)
В. : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся!
В. : А теперь встанем в круг, закроем глаза и прислушаемся.
Слайд 3: Звучит фонограмма: "Шум моря".
В. : Как вы думаете, ребята, что это шумит?
Дети: Море.
В. : Открывайте глаза. Посмотрите на экран.
Дети подходят к интерактивной доске.
Слайд 4: "Море"
В. : Что вы знаете о море? Какое оно?
Дети: Море – большое, глубокое, синее, тёплое, холодное, белое, солёное и т. д.
В. : Ребята, а вы были на море, плавали в нем?
Ответы детей.
В. : А знаете, почему в солёной воде плавать легче?
В. : Давайте проведём эксперимент.
Дети подходят к столу, на котором стоят банки с водой, соль. Воспитатель показывает опыт, комментируя свои действия.
Эксперимент: "Яйцо, всплывающее в солёной воде"
На столе две банки с водой. Воспитатель добавляет в одну из банок соль и тщательно размешивает. Опускает в каждую банку по сырому яйцу. В банке с пресной водой яйцо тонет, а в банке с солёной водой не тонет, плавает на поверхности.
Вывод: солёная вода имеет свойство удерживать предметы на поверхности. Именно поэтому плавать в морской воде гораздо легче, чем в бассейне или в реке с пресной водой.
В. : Ребята, а кого можно встретить в море?
Дети называют.
В. : Какое общее название у всех этих жителей?
Дети: Морские обитатели, морские животные.
В. : Хотите совершить путешествие по морю и больше узнать о морских животных?
Дети: Да.
В. : На чем можно путешествовать по морю и добраться до его глубин?
Дети: На подводной лодке, батискафе.
Слайд 5: "Подводная лодка".
В. : Начинаем наше путешествие!
Проводится физминутка "К морю быстро мы спустились".
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Поплескались, порезвились,
И под воду погрузились!
В. : Вот мы и на месте. Чтобы узнать, с какими морскими животными мы сегодня познакомимся, нужно собрать картинки. Подойдите к столам.
На столах лежат разрезные картинки с изображением морских обитателей (дельфин, медуза, осьминог, морской конёк, краб) по количеству детей. Дети собирают картинки.
В. : Назовите, кто у вас получился?
Дети: дельфин, медуза, осьминог, морской конёк, краб.
Слайд 6: "Морские обитатели"
В. : Ребята, а как и где мы можем узнать об этих животных?
Дети: из книг, энциклопедий, телевизора, интернета, от родителей, старшего брата или сестры, спросить у воспитателя и т. д.
В. : С каким животным познакомимся сначала?
Ответы детей.
Например: дельфин. На слайде выбираем дельфина и переходим на соответствующий слайд по гиперссылке.
Слайд "Дельфин".
В. : Про дельфина мы узнаем из книги Святослава Владимировича Сахарнова "Дельфиний остров".
Воспитатель читает рассказ "Копчёный".
В. : Ребята, что вы узнали о дельфине?
Дети: Дельфины живут стаей, у них есть вожак. Дельфины переговариваются друг с другом.
В. : Дельфины дышат воздухом. У них нет жабр, как у рыб, чтобы извлекать воздух из воды. Они поднимаются на поверхность воды и делают вдох. Давайте подышим с вами, как дышат дельфины.
Проводится дыхательная гимнастика "Дельфины".
Встаньте свободно, разведите руки в сторону - на вдох, положите руки на живот - на выдох - 4 раза.
По гиперссылке возвращаемся к слайду 6: "Морские обитатели".
В. : С каким морским животным мы познакомимся дальше?
Ответы детей.
Например: краб. На слайде выбираем краба и переходим на соответствующий слайд по гиперссылке.
Слайд "Краб".
Рассказ воспитателя "Про краба".
В. : Про краба расскажу вам я. Крабы встречаются практически повсюду на Земле. Большинство крабов живут в воде и дышат с помощью жабр, так же как рыбы. Одни крабы плавают на поверхности моря, другие передвигаются по дну, а некоторые живут под камнями и на морском побережье. Передвигаются крабы не прямо, а что называется "бочком". У этих животных десять ног, при этом первая пара давно превратилась в мощные клешни. С их помощью крабы охотятся на маленьких моллюсков, защищают себя при встрече с другими крабами. Панцирь — основная защита краба, но время от времени краб вынужден его сбрасывать, так как сам краб растёт, а панцирь – нет. Когда один панцирь заменяется другим, краб становится совершенно беззащитным и поэтому прячется в пустые раковины. Окраска крабов очень разнообразна. Большинство донных видов — бурого или зеленоватого цвета. Обитающие среди водорослей уже чисто-зелёные. Обитатели коралловых рифов пёстрые. Тропический сухопутный краб-привидение имеет цвет песка. Многие крабы съедобны. Мясо крабов богато белком и витаминами.
В. : Ребята, что вы узнали о крабе?
Ответы детей.
В. : Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
В. : Повторяйте за мной (дети за воспитателем хором повторяют скороговорку) :
Краб забрался на трап, и заснул крепко краб.
А кальмар не дремал, краба в лапы поймал.
В. : Кто попробует один быстро и чётко повторить скороговорку?
Два-три ответа детей по одному.
По гиперссылке возвращаемся к слайду 6: "Морские обитатели".
В. : Какое морское животное мы выберем следующим?
Ответы детей.
Например: осьминог. На слайде выбираем осьминога и переходим на соответствующий слайд по гиперссылке.
Слайд "Осьминог".
В. : Об осьминоге мы узнаем из детской энциклопедии.
Воспитатель показывает энциклопедию, читает об осьминоге.
В. : Осьминог – это моллюск, но без раковины. У него 8 "ног" – щупалец с присосками, а в глубине между ними – рот с клювом. Живёт он в море. Если не охотится, то прячется в какой-нибудь пещерке, загораживая вход в неё баррикадой из камней и ракушек. Среди осьминогов известны гигантские и совсем крошечные виды.
При опасности осьминог выпускает в воду чернила и, пользуясь этой "дымовой завесой", скрывается. А найти его потом нелегко! Тем более что у осьминога чернила не простые: они на некоторое время отбивают у рыб чутье.
В. : Ребята, что вы узнали об осьминоге?
Ответы детей.
В. : Вставайте со стульчиков, давайте поиграем:
Проводится подвижная игра "Осьминог".
В. : Ребята, встанем в круг. С помощью считалки выберем водящего.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо - осьминог!
Водящий будет осьминогом. Остальные дети – рыбки. Рыбки произносят слова:
Осьминог – восемь ног!
Нас поймать никак не мог!
И ребёнок – осьминог начинает ловить рыбок. Пойманный игрок-рыбка становится ракушкой – опускается на колени, обнимает себя руками.
Игра заканчивается, когда осьминог переловит всех рыбок.
В. : Давайте продолжим наше путешествие по морским глубинам. Садитесь на стульчики.
По гиперссылке возвращаемся к слайду 6: "Морские обитатели".
В. : С каким морским животным мы познакомимся дальше?
Ответы детей.
Например: медуза. На слайде выбираем медузу и переходим на соответствующий слайд по гиперссылке.
Слайд "Медуза".
В. : С медузой нам поможет познакомиться ученица … класса …
Просмотр видео "Рассказ ученика".
Ученик: Медуза – очень древнее животное, с прозрачным, студенистым телом. По форме её тело напоминает колокол или зонтик. Внизу на теле медузы находится рот, окружённый щупальцами. Питаются они мелкими животными. Окрас медузы зависит от того, где она обитает. Он может быть белым, розовым, жёлтым, оранжевым, красным, голубым, зелёным и многоцветным. У медузы нет лёгких, она дышит всей поверхностью своего тела. А ещё у медузы 24 глаза! Двигается медуза интересным способом, работая как насос, втягивает воду в свой зонтик, а затем, сокращаясь, выталкивает воду наружу. Вода выбрасывается в одном направлении, а медуза продвигается в противоположном. Многие медузы не ядовитые, но бывают и такие, которые могут быть очень опасны! Будьте осторожны!
В. : Ребята, что вы узнали о медузе?
Ответы детей.
В. : Если поедете на море, будьте осторожны! Некоторые медузы могут оставить ожоги. Если вас обожгла медуза, то, прежде всего не следует паниковать. Место ожога не чешите, иначе оно распухнет и покраснеет ещё сильнее, а лучше положите на него что-нибудь холодное - хотя бы мороженое, если оно у вас под рукой. Затем можно смазать больное место успокаивающим кремом или мазью. И, конечно, следует обратиться к врачу.
Проводится развивающая игра "Найди домики медузам".
Воспитатель берет заранее приготовленный набор медуз, вырезанных из цветного картона, разной величины и цвета. На пол кладёт два обруча.
В. : Ребята, посмотрите, медузы так резвились в море, что позабыли, где их домики. Давайте им поможем. Большие медузы живут в обруче, который находится слева, а все жёлтые живут в обруче, который находится справа.
Дети раскладывают медуз по домикам.
В. : Какие медузы оказались в левом домике (большие красные, большие синие, большие зелёные, а какие в правом (жёлтые маленькие? Какие медузы могут жить и в одном и в другом домике (жёлтые большие? Какие медузы не нашли свой дом (маленькие красные, маленькие синие, маленькие зелёные?
Варианты игры:
- в синий обруч положить всех больших медуз, в красный обруч – всех жёлтых медуз.
- в синий обруч положить всех не больших медуз, в красный обруч – всех не жёлтых медуз.
- и др.
В. : Мы немного поиграли. Давайте продолжим наше путешествие по морским глубинам.
По гиперссылке возвращаемся к слайду 6: "Морские обитатели".
В. : С каким морским животным мы ещё не познакомились?
Ответы детей.
Например: морской конёк. На слайде выбираем морского конька и переходим на соответствующий слайд по гиперссылке.
Слайд "Морской конёк".
Просмотр видео-ролика из интернета "Морской конёк".
В. : Ребята, что вы узнали о морском коньке?
Ответы детей.
Слайд "Найди всех морских коньков".
Проводится игра на внимание "Найди всех морских коньков"
На слайде дети ищут спрятавшихся морских коньков.
В. : Молодцы! Ну что же, ребята, наше путешествие подошло к концу, закрывайте глаза.
Слайд 13: Звучит фонограмма: "Шум моря".
В. : Мы снова в детском саду. Ребята, в каком путешествии мы с вами побывали?
Дети: в морском, интересном, подводном…
В. : Чтобы проверить были ли вы внимательны, я загадаю вам загадки о морских животных.
По гиперссылке возвращаемся к слайду 6: "Морские обитатели".
Рефлексия – отгадывание загадок:
На слайде выбираем загадки и переходим на соответствующий слайд по гиперссылке.
Слайд 14: "Загадки"
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и объясняют, почему так решили.
Плавает прозрачный зонтик.
"Обожгу! – грозит. – Не троньте!"
Лапки у неё и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской (Конек)
Ползёт в море паук –
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах – испуг. (Краб)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
Любознательны, игривы,
С плавниками, но не рыбы! (Дельфины)
В. : Молодцы, все загадки отгадали правильно, значит, были очень внимательны и многое узнали о морских животных.
Слайд 15: изображение моря.
В. : Ребята, у меня есть для вас сюрприз. Вот такие смешные кляксы, вы можете взять их домой, а можете и здесь - в детском саду - с помощью красок, карандашей или фломастеров создать из них любое морское животное, но сначала попрощаемся с гостями!
Дети: До свидания!
Воспитатель раздаёт листочки с кляксами.