Елена Андреевна Матвеева
Проект «Звезды и созвездия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Звезды и созвездия»
Карта проекта
Вид проекта
Познавательно-исследовательский
групповой
Продолжительность проекта :
долгосрочный (ноябрь 2016- апрель 2018)
Участники проекта :
воспитанники старшего дошкольного возраста
воспитатели
родители воспитанников
Образовательные области:
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
социально-коммуникативное развитие
физическое
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Разработчик проекта Воспитатель
Матвеева Елена Андреевна
Цель проекта :
формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательно-исследовательские способности посредством ознакомления с первоначальными астрономическими представлениями о космическом пространстве, освоении космоса.
Задачи проекта :
сформировать у детей представления о том, что Вселенная – это множество звёзд, планет и небесных тел.
Познакомить детей с освоением человеком космического пространства, рассказать о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
Познакомить с историей освоения космоса
развивать любознательность и познавательную активность, расширить и активизировать словарный запас детей;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, желание развивать в себе выносливость, смелость.
привлечь родителей к совместному творчеству.
Ожидаемый результат:
у детей повысится на 25% уровень знаний и представлений о космосе, космонавтах, Вселенной, планете Земля.
расширится на 15% словарный запас детей, дети смогут активно использовать новые слова в речи.
у детей появится желание добывать новые знания, воспитывать в себе новые качества характера.
родители смогут проявить себя в совместном с детьми творчестве.
Актуальность. Проблематика проекта :
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Ночное звездное небо не оставляет равнодушным ни одного ребенка. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
В звездной вселенной скрыто много таинственного и интересного. Кроме всего прочего, обогащая знания детей о космосе и солнечной системе можно более полно раскрыть тему смены времен года, частей суток.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.
Согласно Госстандарту в рамках формирования у дошкольников естественно-научных представлений детям должны давать элементарные представления о Солнечной системе и основных космических явлениях. В настоящее время накоплен опыт изучения элементов астрономии в начальных классах школы, на книжных полках появились многочисленные энциклопедии, сказки, книги о космосе, об астрономии для детей дошкольного возраста.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И. Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Однако, проведенный опрос выявил, что дети имеют поверхностные знания о космосе, недостаточный интерес и внимание родителей к космосу и празднику День космонавтики.
Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему добывать новую, интересную информацию про космос? Данный проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни.
В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Понятно, что просто чтение рассказов о небесных телах, рассматривание иллюстраций, а тем более «сухое» перекладывание материала школы на детский сад неприемлемы. Естест-венно, содержание и формы проведения занятий должны определяться воспитателем в соответствии с его интересами и знаниями, контингентом воспитуемых, спецификой ДОУ и т. д.
В организации работы с детьми используются следующие методы:
• методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
• наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
• методы проектных технологий, в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
• методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы. В работа с детьми мной использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание мной было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Знакомство с космосом по данному проекту подразделяется на блоки:
1. В Солнечном царстве — Космическом государстве.
2. Страна 1000 Солнц.
3. Неизведанное — непознанное.
4. Экология космоса.
Изучая первый блок проекта, дети узнают о космическом доме нашей планеты — Солнечной системе; Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Путешествуя по этому дому, дети должны усвоить, что такое Солнце, планеты, спутники, астероиды; как происходит смена времён года её дня и ночи; существование или отсутствие жизни на планетах; о Луне — спутнике Земли и тд.
Во втором блоке даются представления о звёздах, созвездиях, о звёздных домах — Галактиках, о Солнце как звезде. Детей знакомятся с мифами и легендами Древнего мира. Они учатся находить самые яркие созвездия, такие как Большая Медведица, Кассиопея, Малая Медведица, Орион и т. д. ; Полярную звезду.
Через содержание третьего блока осуществляются развивающие и воспитательные цели проекта. На занятиях дети под руководством воспитателя фантазируют о внеземных цивилизациях, констатируют и «заселяют» другие планеты, дискутируют, знакомятся с тайнами своей планеты (Снежный человек, Лохнесское чудовище) и тд., рассматривают рисунки очевидцев НЛО, сами рисуют по представлению обитателей иных миров. Важно, чтобы у детей формировался не страх перед неизведанным, а спокойный интерес и умение принимать жизнь в разных проявлениях.
Четвёртый блок призван реализовать задачи экологического воспитания детей. На примере того, как дети учатся обустраивать планету Земля, т. е. ухаживают за растительным и животным миром, выявляют неблагополучия в природе и устраняют их, изучают законы природы, строится обучение экологии космоса. Дети моделируют ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе и способы их устранения. Дети констатируют экологически «правильные» планеты.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Знакомство с Космосом по данному проекту проходят раз в неделю; 4 раза в месяц.
В рамках этого проекта создаётся музей Космоса в детском саду, что позволяет более эффективно организовать работу.
Предварительная работа:
подбор иллюстративного материала по теме;
подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
Работа с родителями:
ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
информация в приемной: «Беседы о космосе. Что интересно дошкольникам»;
привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды.
Реализация проекта :
1-й этап - подготовительный
Первичная диагностика детей
Анализ подобранной литературы
Организация предметно-развивающей среды
Разработка каталога подвижных игр
Подготовка различных презетнаций
2-й этап – основной
Разработка конспектов организованной образовательной деятельности, проведение занятий, экспериментов, игр.
Организация продуктивной деятельности детей по теме «Космос».
Разработка конспектов и проведение различных мероприятий с родителями.
3-й этап – заключительный
Праздник
Выставка продуктивной деятельности детей.
Презентация проекта.
Итоговая диагностика дошкольников.
Интеграция по образовательным областям
Содержание деятельности Задачи области
Образовательная область «Физическая культура»
Эстафеты, соревнования, подвижные игры по теме проекта
Физкультурный досуг. - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Здоровье»
Игры настольно печатные
«Хорошо – плохо»;
«Найди лишнее»
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Познание»
Наблюдения, экскурсии.
Дидактические игры. «Найди дорогу на Землю»; «Волшебная космическая палочка»; «Космическое лото».
Знакомство с глобусом.
Загадывание загадок по теме проекта.
Разрешение проблемных ситуаций
Кроссворды по теме проекта.
Настольно печатные игры «Космос», «Космическое путешествие»
Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная» и др.
Экспериментальная деятельность «Земля и Солнце»;
Экскурсия в планетарий. - сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Коммуникация»
Беседы с детьми на темы «Наша планета Земля»,
серия картинок «Что мы видели на небе».
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Создание «Космического словаря».
Игра «Планеты» «Письмо космическим друзьям», «Продолжи ряд слов»
Игра «Узнай по описанию планету». - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей
- практическое овладение воспитанниками нормами речи
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система», чтение произведений о космосе.
Чтение стихов, пересказ историй. - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Социализация»
Сюжетно-ролевые игры «Космонавты», «Путешествие на Луну», «Строим космодром» - развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Образовательная область «Труд»
Совместно с родителями изготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.
Изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме проекта.
Создание книги о космосе - развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательная область «Безопасность»
Беседа по ознакомлению с окружающим социальным миром и правилами поведения - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Образовательная область «Музыка»
Театральные костюмы космонавта, космических пришельцев
Инсценировка «Большое космическое путешествие»
Разучивание музыкально-ритмической композиции по теме проекта. - развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Образовательная область «Художественное творчество»
Изготовление поделок из бросового материала «Космическое путешествие»
Рисование, аппликация, конструирование на тему «Космос» - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
И в заключение хочу сказать что…
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя». Развивает волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия и способствует успешному обучению в школе. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Список литературы:
1. Дейнеко О. В. Использование метода игрового моделирования в работе с детьми // ж. «Справочник старшего воспитателя» №3/2009, стр. 22.
2. Близнецова В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ //ж. «Справочник старшего воспитателя» №9/2009, стр. 33.
3. Богина М. Ю. Полет в космос //ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
4. Н. Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе. //ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г. ,стр. 49.
5. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? //Книга для воспитателей, гувернеров и родителей – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005 - 96 с.
6. Л. Н. Прохорова Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М. : АРКТИ, 2003 - 64 с.