Татьяна Рунцова
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Моя семья»
Рунцова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 140 г. Твери
Образовательная область : познавательное развитие
Интеграция с другими областями: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
1. Познакомить с понятием «многодетная семья».
2. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов семьи.
3. Закреплять умение детей классифицировать и обобщать предметы.
4. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей интерес к труду взрослых, семейным традициям.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание.
3. Развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
4. Развивать эмпатии, толерантность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи, желание помочь, утешить.
2. Продолжать формировать у детей понятие о том, что семья одно целое, где каждый зависит друг от друга.
Речевые задачи:
1. Активизировать словарь детей по теме, за счет слов обозначающих нравственные качества (любимый, заботливый, ласковый, нежный).
2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Структура (части и предполагаемое время)
1. Игровая мотивация. Постановка задач – 3 минуты.
2. Практическая. Активизация знания детей, вопросы, игры, задания – 20 минут.
3. Беседа с детьми. Подведение итогов – 2 минуты.
Общее время: 25 минут.
Резервное время: 2 минуты.
Контроль за усвоением детьми программного содержания: дидактические игры, опрос, наблюдение за работой с раздаточным материалом.
Организация детей:
1 часть: сидя на стульях в кругу.
2 часть: стоя полукругом.
3 часть: сидя на стульях.
Оборудование: мяч, мультимедийное оборудование, ноутбук, экран, магнитофон.
Демонстрационный материал: видео презентация «Моя семья».
Раздаточный материал: карточки тучки, солнышки, предметные картинки.
Предварительная работа: закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Рассматривание семейных фотографий. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Закрепление знаний пословиц о семье. Чтение стихов и рассказов о семье.
Содержание (ход) Методы и приемы
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей в полукруг.
В. : Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
1. Вводная часть.
В. : Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких, хороших, пригожих, я приглашаю сегодня поиграть.
Сегодня мы пойдем в гости к семье Ивановых. Вот на экране их дом. Заходим к ним в гости. А дома только Ваня и его сестренка Маша. Ване уже 4 года, а Маше 6 лет. Ваня спрашивает у Маши, а что такое семья?
(на экране слайды 2, 3).
В. : А вы, ребята, знаете, что такое семья?
Ответы детей.
В. : Давайте поможем Ване узнать, что такое семья. Какие бывают семьи. Мы с вами будем играть, выполнять интересные задания, путешествовать и для этого нам понадобятся ваши знания и умения. Согласны?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Упражнение «Кто живет в моей квартире?»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Приготовили все пальчики.
Раз, два, три, четыре -
Дети хлопают в ладоши.
Кто живет в моей квартире?
Пожимают плечами.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хлопают в ладоши.
Всех могу пересчитать:
Разводят руки в стороны.
Папа, мама, брат, сестра,
Загибают пальцы по одному на каждой руке.
Бабуля, дедушка и я.
Вот и вся моя семья.
Сжимают и разжимают кулаки.
В. : Рядом с домом – парк.
(на экране слайд 4).
В. : Ребята, посмотрите, кто это?
Ответы детей.
В. : Скажите Ване, а как вы догадались, что это дедушка и бабушка?
Ответы детей.
В. : А что они делают в парке?
Ответы детей.
В. : А с кем они гуляют?
Ответы детей.
В. : Скажите Ване, а почему вы решили, что это внук?
Ответы детей.
В. : А для дедушки ты кто?
Ответы детей.
В. : А для бабушки?
Лтветы детей.
В. : А Ваня кто для дедушки и бабушки?
Ответы детей.
В. : Кто дедушка для твоих родителей?
ответы детей.
В. : Кто бабушка для твоих родителей?
Ответы детей.
В. : А мама кто для бабушки?
Ответы детей.
В. : Ребята, посмотрите, какие красивые листочки у нас в парке. А на каждом листочке есть картинка.
Игра «Назови ласково»
В. : Назовите ласково бабушку.
Ответы детей.
В. : Назовите ласково дедушку.
ответы детей.
В. : Как ласково назвать папу?
ответы детей.
В. : Маму?
Ответы детей.
В. : Сына?
Ответы детей.
В. : Дочку?
Ответы детей.
В. : Молодцы, ребята, мы отправляемся дальше. Перед нами – магазин. Посмотрите, ребята, кто это? (на экране слайд 5).
Ответы детей.
В. : У каждого из вас есть мама. Опишите для Вани свою маму. Какая она?
Ответы детей.
В. : Конечно у каждого из вас мама самая лучшая, самая красивая! Мама каждый день заботится о вас, а когда она была девочкой, кто о ней заботился?
Ответы детей.
В. : А для мамы ты кто?
Ответы детей.
В. : А Ваня кто для мамы?
Ответы детей.
В. : Какие вы молодцы, ребята, вы меня радуете своими знаниями. А как мы выражаем любовь своим близким?
Ответы детей.
В. : Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и стараемся никогда не делать плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) - на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
В. : Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму и папу, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
Нарисовали красивую картину.
Подрались с другом.
Съели манную кашу.
Убрали игрушки на место.
Порвали книгу.
На прогулке замарали куртку.
Разбили чашку.
Уступили место в автобусе бабушке.
Помогли маме с уборкой.
Отыскали потерянные бабушкой очки.
В. : Молодцы, ребята.
Отправляемся дальше.
Мы познакомились с бабушкой, дедушкой, и мамой. Кого мы еще не встретили?
Ответы детей.
В. : Правильно. Папа у нас в гараже (на экране слайд 6).
В. : У каждого из вас есть папа. Расскажите Ване, какие обязанности у папы в вашей семье?
Ответы детей.
В. : А ты для папы кто?
Ответы детей.
В. : А Ваня кто для папы?
ответы детей.
В. : Давайте мы поиграем в игру «Папа пришел с работы» (на экране слайд 7).
Папа приходит с работы,
(Дети идут по кругу)
Папа снимает боты,
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Папа глядит кругом.
(Дети останавливаются и отвечают на вопросы педагога)
- Был на квартиру налет?
(руки в стороны «Самолет»)
- Нет (кивок головой).
- К нам заходил бегемот?
(Топот ногами)
- Нет (кивок головой).
- Может быть, дом не наш?
(Дети опускают и поднимают плечи)
- Наш (кивок головой).
- Может не наш этаж?
(Наклоны корпуса в стороны)
- Наш (кивок головой).
(Дети отвечают на вопросы педагога)
- Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет (кивок головой).
(Дети хлопают в ладоши)
- Очень рад я.
(Дети прыгают на месте)
Оказалось, я напрасно волновался.
В. : Наступает вечер, давайте вернемся домой – квартира.
Дети сидят на стульях у экрана (слайд 8).
В. : Ребята, посмотрите, вся семья собралась в сборе. Напомните их для Вани.
В. : Щенок может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, а поэтому не является родней.
В. : Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные : есть семьи большие, есть маленькие. Кто хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы 2-3 детей о своей семье).
В. : Давайте посмотрим на семью Ивановых, которая собралась вечером дома (на экране слайд 9). Сколько детей?
Ответы детей.
В. : Как называется такая семья?
Ответы детей.
В. : Многодетная (много детей). В многодетной семье может быть не только три ребенка, но и 4, и 5 и больше. У нас в группе тоже есть такая семья Лизы Смирновой (на экране слайд 10).
В. : Не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Итог занятия.
В. : Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей.
В. : Что нового узнали?
Ответы детей.
В. : Какие игры вам понравились?
Ответы детей.
В. : Ребята, мы с вами ответили на вопрос Вани, что такое семья?
Ответы детей.
В. : А вот раньше, на Руси была такая традиция в семьях – собираться вместе по выходным дням и пить чай из самовара. Но о традициях в семье мы поговорим с вами на следующей неделе. А сейчас я приглашаю вас на чай.
Эмоциональное вхождение в занятие.
Словесный метод. Выразительная речь воспитателя.
Предварительная беседа. Вопросы, активизирующие речевую деятельность детей.
Сюрпризный момент.
Наглядный, просмотр детьми слайдов.
Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи.
Совершенствование мелкой моторики рук.
Координация слова с движением. Игровой метод.
Словесный метод. Выразительная речь воспитателя.
Игровой метод. Вопросы, активизирующие речевую деятельность детей.
Побуждение детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Наглядный, просмотр детьми слайдов.
Сюрпризный момент.
Практический метод.
Игровой метод. Вопросы, активизирующие речевую деятельность детей.
Игровой метод. Наглядно-иллюстративный метод. Вопросы, активизирующие речевую деятельность детей.
Педагогическая оценка.
Словесный метод. Выразительня раечь воспитателя. Контроль уровня усвоения материала.
Наглядный, просмотр детьми слайдов.
Словесный: вопросы – ответы.
Динамическая пауза. Упражнение на координацию речи с движением.
Наглядный, просмотр детьми слайдов.
Словесный: вопросы – ответы.
Словесный: рассказы детей о своей семье.
Наглядный, просмотр детьми слайдов. Вопросы, активизирующие речь детей.
Развитие умения вести диалог.
Беседа. Вопросы. Контроль уровня усвоения нового материала.
Метод поощрения.