Татьяна Князева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Комнатные растения — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: средняя группа
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления дошкольников с комнатными растениями.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе „Комнатные растения — наши друзья“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Задачи:
Образовательная:
- расширять знания детей о комнатных растениях;
- закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части;
- пополнять словарный запас детей;
- продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;
- подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода; - закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
Развивающая:
- развивать навыки связной речи;
- развивать образное восприятие, воображение, внимание, память;
- развивать умение детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы
- развивать эстетический вкус, умение получать положительные эмоции от вида и соприкосновения с комнатными растениями.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы.
- поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью.
Методы и приемы:
1. Мотивационный прием: заинтересовать детей к практическим действиям.
2. Словесный: художественное слово, объяснение, указание, вопросы воспитателя, ответы детей, обобщение
3. Игровой: физкультминутка «Аленький цветочек», психогимнастика «Я растение», сюрприз.
4. Практический: совместные действия педагога и детей.
5.Наглядный: картинки – схемы «Части растений», картинки разных предметов для игры «Что необходимо для роста растений»
Предварительная работа:
1. Беседы: «Знакомство с комнатными растениями»; «Растения, живущие с нами рядом»; «Как ухаживать за комнатными растениями»;
2. Чтение стихов о комнатных растениях.
3. Наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
4. Рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
5. Уход за комнатными растениями уголка природы (полив, протирание листьев).
Словарная работа:
1.Активизация словаря: комнатное растение
2.Обогащение словаря: фиалка, бегония, герань, щучий хвост (сансевьера, папоротник, амариллис лейка.
Материалы и оборудование: карточки-схемы с изображением предметов необходимых для роста и развития комнатных растений; карточки-схемы с изображением частей растений; влажные салфетки; комнатные растения в уголке природы; конверт с изображением комнатных растений для раскрашивания; аудиозапись музыки для психогимнастики «Я растение»
1. Организационный момент
Цель: Обеспечить положительную мотивацию детей к предстоящей деятельности.
Задачи: 1. Заинтересовать детей, создать позитивный эмоциональный настрой.
2. Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать эрудицию и сообразительность детей.
3. Поддержать интерес к дальнейшей совместной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и ласково, приветливо улыбнемся.
А сейчас давайте настроимся на нашу встречу и проведем небольшую зарядку.
Мои ушки слышат все.
Мои глазки видят все.
Я вдыхают аромат цветов!
Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать.
Дети включаются в игру добровольно и тоже говорят гостям «Здравствуйте»
Дети выполняют движения зарядки.
Дети гладят уши
Гладят глаза
Делают вдох.
Дети внимательно слушают.
2. Основная часть.
Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей посредством ознакомления дошкольников с комнатными растениями.
Ребята, сегодня мы с вами пойдем путешествовать в очень большой мир, а в какой мир, вы должны отгадать:
«Воздух очищают, создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут».
Воспитатель:
- Правильно, это растение! Мы с вами будем путешествовать в мире растений. Это очень большой и интересный мир. В этом мире живут большие и маленькие растения, с длинными листьями и маленькими листочками, с яркими и красивыми цветами.
Дети отгадывают загадку:- Растение.
Воспитатель:
- Ребята, скажите пожалуйста, как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет?
Дети рассматривают растения с длинными и короткими листьями, с цветами
Дети:
- Растет, поворачивается к свету.
Воспитатель:
- Как дышит растение?
Дети:
- Через листья, корни.
Воспитатель:
- Как пьет и ест? Так же как и мы?
Дети:
- Нет, пьет и ест корнями.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, именно корни кормят растение. А где же хранится пища для растения?
Дети:
- В земле.
Воспитатель:
- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет. Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Воспитатель:
- Ребята как можно назвать растения, которые живут у вас дома в комнате, в саду в группе, т. е. растения живут только в помещении. Поэтому их называют. … Как?
Дети:
- Комнатные растения.
Воспитатель:
- Назовите знакомые растения в уголке природы.
Дети называют комнатные растения, которые растут в уголке природы
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть красивыми цветами?
Проводится психогимнастика «Я растение»
- Ребята, присядьте.
Дети присаживаются на корточки.
Дети представляют себя маленьким растением.
Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в теплую землю. Оно еще совсем слабое, хрупкое беззащитное.
Но вот добрые руки поливают растение, вытирают с него пыль. Растение начинает расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами….
Растение чувствует себя хорошо.
Дети медленно поднимаются
Дети поднимают руки вверх.
Дети опускают руки.
Воспитатель:
- Молодцы, садитесь, ребята. А давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Что есть у каждого растения?»
Дети садятся на стулья
Пока дети перечисляют: корень стебель, листья и показывают изображение частей растений на карточках.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: А теперь назовите, что нужно для роста растений
Д. Игра «Что растениям нужно для роста?». Посмотрите на рисунки и скажите, что нужно, чтобы наши растения выросли?
Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы, нужные для роста растений
Дети:
- Солнце, воздух, вода, земля, любовь.
Воспитатель:
- Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!
Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы…»
-Что бы было, если бы растение поставили в темное место?
- Что бы было, если бы растение забыли полить?
- Что бы было, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Я вижу, что один цветок стоит печальный. Что же могло случится с этим цветком?
Дети говорят, что нужно потрогать землю.
-Цветок просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение поливать? -Теперь посмотрим, какая земля в горшке у одного растения и у другого.
Вот мы и определили, который цветок надо полить/
Дети по очереди трогают землю, вытирают руки салфетками.
Дети отвечают, что в одном горшке земля сухая и этот цветок надо полить.
Воспитатель: Правильно, где сухая земля надо полить, но поливать растение, тоже надо правильно. Давайте расскажем, как.
Ребёнок поливает и рассказывает: носик лейки кладу на край горшка и лью воду на землю, а не разбрызгиваю. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка.
Воспитатель помогает ребенку, если он затрудняется с ответом.
Воспитатель: Молодец! Действительно, поливать нужно аккуратно, не заливая растение водой, иначе оно погибнет.
Воспитатель: Вот и повеселело наше комнатное растение. И в благодарность за нашу заботу будет радовать нас своей красотой.
Физкультминутка «Аленький цветочек»
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
3. Заключительная часть.
Цель: Подведение итогов образовательной деятельности.
Задачи: 1. Поощрить детей за активную деятельность, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Воспитатель:
- Ребята, наше путешествие заканчивается, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали.
Дети:
- О растениях, о комнатных растениях
Воспитатель:
- Ребята, скажите, как надо заботиться о растениях?
Дети:
- Поливать водой, рыхлить землю, им нужно солнечное тепло, подкармливать удобрениями, теплый воздух.
Воспитатель:
- Правильно. Теперь вы знаете как растут растения, цветы, как за ними надо ухаживать. Без нашей доброты, любви и заботы наши комнатные растения не могут выжить. Я надеюсь, что и у себя дома и в группе вы будете бережно относиться к растениям, не будете рвать листочки и цветы, а будете тихо шепотом спрашивать них «Как вы себя чувствуете?», «Хорошо ли вам у нас в группе живется?»
Посмотрите ребята, цветочная фея прислала нам конверт, а в конверте картинки, комнатных растений которые нужно раскрасить.