Таня Крутикова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
г. Северодвинск
МАДОУ № 77 "Зоренька"
Воспитатель
Крутикова Татьяна Анатольевна,
1 квалификационная категория
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по знакомству детей старшей группы с русским народным фольклором
«Широкая Масленица»
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
ЦЕЛЬ: формировать представления детей о традициях празднования русским народом праздника – Масленица; развивать музыкальные способности детей, артистичность; создать хорошее настроение, вызвать положительные эмоции у детей от занятия.
ЗАДАЧИ:
- знакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, ее традициями, символами;
- знакомить детей с русскими народными играми;
- развивать речь;
- заучивать заклички, поговорки;
- воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, а также сюрпризные моменты.
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Чучело Масленицы, самовар, сувениры.
2. Музыкальный материал: «Кадриль», «Блины», «Весенний хоровод», «Светит месяц».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, поговорки, заклички, потешки, загадками).
2. Знакомство с русскими народными играми.
3. Выпуск лэпбука «Масленица»
4. Оформление папки-передвижки «Масленица».
Ход ЗАНЯТИЯ:
В зал входит воспитатель с двумя мальчиками
Воспитатель: Здравствуйте гости! Милости просим! Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Ребенок (1) : Эй, честной народ, у ворот не стой! Ты не спи на пути, просим в гости зайти!
Ребенок (2) : Спешите, проходите, времени осталось в обрез. Ждут вас прибаутки, чудеса из чудес!
В зал под русскую народную мелодию входят парами дети и встают полукругом
Ребенок (1) : Народ собирается, праздник начинается!
Ребенок (2) : Ты, постой, мой друг-проказник. А какой сегодня праздник?
Ребенок (1) : Про то ребята знают, пусть они и отвечают.
Воспитатель: Ребята, а какой сегодня праздник?
Дети: Масленица!
Воспитатель: Верно, Масленица!
Ребенок: Не английский, не французский. Масленица – праздник русский!
Ребенок: Будем петь мы и плясать. В игры русские играть!
Воспитатель: Внимание! Внимание! Слушайте все! Масленицу широкую открывает, веселье начинаем! Заводи честной народ, наш веселый хоровод!
Хоровод «Весенний хоровод»
(после хоровода дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор.
Масленица - это прощание с зимой и встреча весны. Существует несколько названий этого праздника: мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса; сырной – потому что на этой недели едят много сыра; Масленицей – потому что употребляют большое количество масла. Главным угощением на Масленицу были – блины. Главная участница Масленицы – большая соломенная кукла по имени Масленица. Ребята, посмотрите, и к нам пришла кукла Масленица!
Воспитатель делает круг по залу с Масленицей
Воспитатель: Ай, да Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько! Сыром, маслом, да яйцом, да румяным калачом. Песней, пляской и весельем, да хорошим угощеньем!
Ребенок: Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла. Думали, на семь недель, оказалось на семь дней.
Воспитатель: Да, длилась Масленица неделю. И начиналась в понедельник.
Ребенок: Понедельник – встреча. В этот день раскатывали снежные горки.
Воспитатель: Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю все блины едят. Всю неделю пекутся вкусные блины из гречневой и пшеничной муки. В понедельник – блинища, вторник – блины, среда - блинцы, четверг - блинчики, пятница - блинки, суббота - блиночки, воскресенье – царские блины. Наступает вторник.
Ребенок: Вторник – заигрыш. С этого дня начинались игры и развлечения.
Воспитатель: Все гулять, резвиться вышли как один! Игры и потехи, а за них награда: сдобный и румяный масленичный блин! Ребята! А какие русские народные игры вы знаете? («Горелки», «Золотые ворота» и другие). Так давайте в «Ручеек» играть! Веселой игрою Весну зазывать!
Проводится игра «Ручеек»
Воспитатель: А следующий день – среда.
Ребенок: Среда – лакомка. В этот день старались съесть больше сладостей.
Воспитатель: Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается. Пироги и блинчики – все на стол мечи. А какие пословицы и поговорки вы знаете про Масленицу и блины?
Дети: Не все коту Масленица. На горах катаемся, блинами объедаемся. Блин хорош не один. Масленица идет, блин да мед несет. Первый блин комом.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, кому на Руси был посвящен первый блин.
Дети: Медведю.
Воспитатель: Правильно. Всем известное выражение «Первый блин — комам» означает вовсе не то, что первый блин получается всегда неудачным, а то, что первый блин отдают комам. Давным-давно Масленицу называли интересным словом «Комоедица». Комы — это медведи. Славяне считали, что медведи — это хранители леса и прародители всех живущих людей. Поэтому медведей очень почитали и именно им относили первый блин прямо в лес.
Воспитатель: Четверг.
Ребенок: Четверг - разгул. Это самый веселый день.
Воспитатель: Ледяные крепости, снежные бои, тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Давайте и мы веселиться. А сейчас при всем честном народе оркестр сыграет «Светит месяц».
Оркестр «Светит месяц»
Воспитатель: Молодцы! Здорово сыграли! Всем настроение подняли! А мы продолжаем. Пятница.
Ребенок: Пятница – тещины вечера. Папы идут в гости на блины к маминым мамам, нашим бабушкам.
Воспитатель: Теща приглашает зятя на блины и с икрой, и семгой или чуть попроще – со сметаной, с медом, с маслом ели мы.
Ребенок: Суббота – золовкины посиделки. За столом собиралась вся семья, они ели и веселились.
Воспитатель: Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается. Общее веселье – славно провожает зимушку народ. Я вас приглашаю на веселую кадриль.
Танец «Кадриль»
Воспитатель: Отличная кадриль! Следующий день - воскресенье.
Ребенок: Воскресенье – прощеный день. В этот день прощали все обиды, забывали ссоры, мирились.
Воспитатель: Воскресенье светлое быстро наступает. Душу облегчают в тот Прощеный день. Маслену соломенную зимушку – сжигают. Нарядив в тулупчик, валенки, ремень. Так давайте же обнимемся и простим друг другу обиды и ссоры. А теперь пора прощаться, с Масленицей расставаться.
Воспитатель держит масленицу, дети встают полукругом на сцену.
Ребенок: Прощай Масленица, прощай красная! Наступает Великий пост, дай нам редьки хвост.
Ребенок: Масленица-блиноеда, накормила людей, а сама за плетень. Полизала сыр и масло, а сама и погасла.
Все хором: Уходи зима! Приходи весна! Прощай зима! Прощай Масленица!
Воспитатель: Ребята, а в воскресенье проходил праздник – «Проводы Русской Зимы».
А какой праздник без блинов? Давайте споем песню «Блины».
Песня «Блины»
Воспитатель: Вы давно блинов не ели? Блинчиков захотели? Напекли их вам поесть сотен пять, а может шесть. Угощайтесь гости дорогие! И ребятам угощение, спасибо вам за праздник!
Воспитатель: Пусть праздник подошел к концу. Веселье не кончается. Я верю, что еще не раз мы с вами повстречаемся.
Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.