Шутанова Татьяна Викторовна
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Испытание магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя образовательная школа№3
г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой
структурное подразделение МДОУ д/с №1
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности на тему :
«Испытание магнита»
для детей подготовительной к школе группы
по познавательному развитию
Образовательная область : познавательное развитие
Воспитатель Шутанова Татьяна Викторовна
СП МДОУ д/с №1
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Испытание магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.
Задачи:
Образовательные : сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»; познакомить об использовании магнита человеком.
Развивающие: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Оборудование и материалы: магниты разной величины (на каждого ребенка, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы, стаканы с водой, автомобильные трассы нарисованные на картоне формата А 4, тарелки одноразовые, мяч.
Предварительная работа: опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; чтение энциклопедии об истории магнита, проведение опытов.
.
Ход НОД:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Добро пожаловать в нашу лабораторию научно-исследовательского института им. Магнитолика. Сегодня мы будем экспериментировать, делать опыты, заниматься наукой и вы на некоторое время станете лаборантами — исследователями.
Воспитатель: Уважаемые младшие сотрудники, сегодня к нам в научно-исследовательский институт им. Магнитолика пришли гости, чтобы посмотреть, чем занимается наш институт. Давайте с ними поздороваемся!
Дети здороваются
Воспитатель: Ребята, вчера поздно вечером к нам в институт привезли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать, что же это за предмет?
Загадка:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдёт иголку в куче сена.
Ответы детей: Магнит.
Воспитатель: Правильно, магнит!
Воспитатель достает из коробки магнит и показывает
Воспитатель:
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: «Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем».
Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет…
Воспитатель: А кто знает, что такое магнит?
Ответы детей: Это камень, который притягивает к себе железные предметы…
Воспитатель: Правильно! А вы знаете, почему этот камень так называют?
Ответы детей: Нет! Да!
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам послушать одну старинную легенду о необычном камне…
Легенда
(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Ответы детей: Магнитная гора.
Воспитатель: Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?
Ответы детей: Снял доспехи, сделанные из металла, железа…
Воспитатель: Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить ваши предположения, приглашаю вас – младших лаборантов и наших гостей, отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем на базе нашего института им. Магнитолика.
Воспитатель приглашает детей к столам. На столах стоит все необходимое для опытов и экспериментов с магнитом на каждого ребенка.
Опытно-экспериментальная часть
Воспитатель: Ребята, что вы видите на своих рабочих столах?
Ответы детей: Магниты, металлические скрепки, монеты, гвоздики, крышки от бутылок, счетные палочки, кусочки картона и ткани…
Воспитатель: Правильно ребята, здесь лежат предметы из разных материалов. И сейчас мы с вами проведем эксперимент с этими материалами, и проверим, притягивает магнит только металлические предметы или это всего лишь легенда.
Опыт № 1
Воспитатель: У вас на столах, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него разделите ваши предметы на две группы: в первой группе у вас будут предметы, которые притягиваются магнитом, а во второй группе - предметы, которые не притягиваются магнитом. Те предметы, которые притягивает магнит, мы положим на розовую тарелочку, а те которые не притягивает – на синию.
Дети берут по одному предмету, подносят к нему магнит и разделяют их по тарелочкам
Воспитатель: Назовите, какие предметы притянул магнит.
Ответы детей: Скрепки, монеты, гвоздики…
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?
Ответы детей: Из металла, железа.
Воспитатель: А какие предметы не притянул магнит?
Ответы детей: Счетные палочки, крышки от бутылок, ленточка, карточки…
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом?
Ответы детей: Из дерева, пластика, бумаги и т. д.
Воспитатель: Как вы считаете, почему притянулись скрепки, монеты, гвоздики?
Ответы детей: Потому что они металлические, железные.
Воспитатель: Правильно, все они металлические, железные. Значит, магнит притягивает к себе только металлические предметы. Предметы из других материалов не притягиваются. Это свойство притягивать к себе предметы называется магнитной силой или магнетизм, от слова магнит, а материалы магнетическими.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло, воду?
Ответы детей: Да! Нет!
Воспитатель: Хорошо. Давайте проверим.
Воспитатель: Первой преградой у нас будет лист обыкновенного картона с нарисованной автомобильной трассой. И мы сейчас попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку, скрепку) с помощью магнита через преграду - картон.
Дети берут со стола листы картона с нарисованной на них трассой и скрепку
Воспитатель: Представьте, что скрепки – это автомобили, а вы – гонщики. Установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать скрепку с помощью магнита как можно точнее, не заезжая на бордюр и не выскакивая на обочину.
Воспитатель: Готовы? На старт, внимание, марш!
Воспитатель: Видите, авто двигается, повторяя движения магнита, который вы двигаете под картоном.
Воспитатель: Отчего так происходит?
Ответы детей: Магнит действует на металлическую скрепку через преграду - картон…
Воспитатель: Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические скрепки (монетки) и вынуждает их следовать за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Магнит сохраняет свое свойство и действует через преграду – картон.
Опыт № 3
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, если магнит действует через преграду - картон, действует ли он через другие преграды, например - стекло, воду и другие препятствия?
Ответы детей: Да! Нет!
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. Бросьте в него скрепку и представьте, что это затонувший корабль. Как вы думаете, можем ли мы с помощью магнита через стекло достать затонувший корабль со дна моря?
Ответы детей: Да! Нет!
Воспитатель: Тогда давайте проверим.
Воспитатель: Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Что мы видим?
Ответы детей: Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.)
Воспитатель: Может магнит притягивать через преграду - стекло?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через преграду - стекло.
Опыт № 4
Воспитатель: А сейчас давайте проверим, действует ли магнит через преграду - воду.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку, монетку, кнопку и бросьте их в этот стакан, они будут играть роль различного мусора в пруду, а мы попробуем этот пруд очистить от мусора с помощью магнита и выяснить, сохраняет ли магнит свои свойства притягивать металлические предметы через преграду - воду. Берите магнит и опускайте его в воду. Что же мы видим?
Ответы детей: Предметы примагничиваются через воду…
Воспитатель: Вот так с помощью магнита мы сделали доброе дело и очистили пруд!
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства и может действовать через воду.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Воспитатель приглашает детей на ковер
Игра с мячом «Притянет - не притянет»
(Мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
Воспитатель предлагает детям вернуться к рабочим местам
Опыт № 5
Воспитатель: Продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно цепочка не разорвалась. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время. Магнит может быть не только постоянным, но и временным.
Дети повторяют опыт
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита существует два полюса: северный и южный?
Ответы детей: Да! Нет!
Воспитатель: Кто знает? Какие полюса притягиваются, а какие отталкиваются?
Ответы детей: Если полюса разные – притягиваются, если одинаковые – отталкиваются.
Воспитатель: Хотите проверить. Тогда я сейчас подойду к каждому из вас, и вы приложите свой магнитик к каждой из сторон моего магнита и узнаете так ли это.
Воспитатель подходит к каждому, дети прикладывают магнитик
Итог опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатель: На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:
- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)
- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)
- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)
- Какие свойства магнита вы запомнили?
(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – картон, стекло, воду…; Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами).
Воспитатель: Сколько полюсов у магнита?
Ответы детей: Два - северный и южный.
Воспитатель: Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?
Ответы детей: Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где еще используются магниты?
Ответы детей: В медицине, в различных приборах, для очистки водоемов, в качестве поисковиков, при строительстве и ремонте подводных сооружений, так как с их помощью удобно держать инструменты.
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель им помогает
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Прощаются!