Мария Максакова
Конспект непосредственной образовательной деятельности с экспериментированием «Воздух»
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух невидимка»
Цель: Сформировать представление детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни человека.
Задачи:
Образовательные :
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с экспериментированием „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие:
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Материал: Пустые стаканчики и стаканчики с водой, мисочки с водой, салфетки, мыльные пузыри, воздушные шарики, парашют из полиэтилена с привязанным к нему пластилином и пластилиновый шарик.
Ход
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем снова экспериментировать, играть, узнавать много интересного о том, что вокруг нас. Ребята, а что вокруг нас?
Дети: Воздух.
Опыт №1. Какой воздух. Для чего нужен воздух?
Воспитатель ловит в полиэтиленовый пакет воздух.
Дети подходят к воспитателю и интересуются: А что вы делаете?
Воспитатель: Воздух ловлю. Посмотрите, я его поймала. Вот какой круглый, надутый пакет стал. А вы хотите попробовать поймать воздух? (Воспитатель раздает детям пакеты. Дети рассматривают его и определяют, что находится внутри - пакет плоский, пустой.)
Затем воспитатель предлагает взять пакет за концы одной стороны, взмахнуть и поймать воздух.
Воспитатель: Что случилось с пакетом?
Дети: Он стал круглым.
Воспитатель: Чем заполнился пакет?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Но здесь ничего не видно.
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Сейчас я наберу в один пакет воздух, а в другой столько же воды.
Чем они похожи?
Дети: Они оба прозрачные.
Воспитатель: А как узнать, в каком пакете воздух? Вот подержите.
Дети: Вода тяжелая, а воздух легкий.
Воспитатель: Правильно. А для чего нам нужен воздух? Вот вода нам нужна чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать, а воздух для чего?
Дети: Дышать.
Воспитатель: А можно прожить без воздуха? Давайте попробуем ненадолго задержать дыхание. Можно долго не дышать?
Дети: Нет. Очень тяжело.
Воспитатель: Да, ребята, человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: И так что мы узнали о воздухе?
Дети: Воздух невидимый. Он легче воды. Человек не может прожить без воздуха.
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.
Опыт №2. Где живет воздух?
Ребята, мы уже знаем, что воздух вокруг нас. Мы им дышим. Раз мы дышим воздухом, может ли воздух жить внутри нас?
Дети: Может.
Воспитатель: Проверим. Вот, возьмите воздушные шарики и попробуйте их надуть. Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, внутри нас есть воздух. А если я отпущу сейчас шарик, что произойдет?
Дети: Он улетит.
Воспитатель: Кто же его толкает?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперед, движется до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Ребята, посмотрите у меня в руке стаканчик. В нем что-то есть?
Дети: Нет, он пустой.
Воспитатель: Я его переверну верх дном, действительно пустой. Сейчас медленно опущу его в воду, погрузив до дна.
Воспитатель достает из воды стаканчик и показывает детям.
Дети обследуют его и приходят к выводу: с снаружи стаканчик мокрый, а внутри сухой.
Воспитатель: Почему вода не попала внутрь?
Дети: Потому что там был воздух.
Воспитатель: Правильно. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте повторить то же самое, только на дно стакана положите салфетку. Как вы думаете, что станет с салфеткой?
Дети: Она промокнет. Останется сухой.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим.
Дети выполняют опыт.
Воспитатель: Переверните стакан дном вверх и медленно погрузите в воду, но при этом стакан держать нужно очень ровно. Погрузили?
Дети: Да.
Воспитатель: Спокойно достаньте стакан и проверьте, что стало с салфеткой?
Дети: У меня сухая. И у меня сухая.
Воспитатель: Теперь погрузите стакан в воду, но держите его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: А откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
Воспитатель: Молодцы. (Воспитатель пускает мыльные пузыри) А что находиться в внутри мыльных пузырей?
Дети: Воздух (Дети сами играют с мыльными пузырями и слушают отрывок из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»)
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он воздухом надутый
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: Воздух живет в стакане, в шарике, в воде и в нас тоже.
Опыт №3. Как помогает воздух?
Воспитатель: Ребята, посмотрите в одной руке у меня шарик из пластилина, в другой - парашют из полиэтиленовой пленки с таким же шариком. Как вы
думаете, какой шарик упадет раньше?
Дети: С парашютом. Без парашюта.
Воспитатель: Давайте посмотрим. Воспитатель отпускает одновременно оба шарика, а дети определяют, что быстрее упадет на землю.
Дети: Быстрее упал без парашюта.
Воспитатель: Почему шарик с парашютом упал на пол позже шарика без парашюта?
Дети: Ему помог воздух.
Воспитатель: Правильно воздух поддерживал парашют, не давал шарику упасть сразу. Посмотрите, с ним даже ничего не произошло, а шарик без парашюта помялся.
Что же мы узнали? Кому помогает воздух.
Дети: Воздух помогает человеку, если он прыгает с парашюта.
Воспитатель: Правильно. Он медленно опускает парашютистов на землю.
Воспитатель: Вам понравилось играть с воздухом? Что мы о нем узнали? Он прозрачный, невидимый, легкий.
Литература
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом»
2. М. Султанова «Простые опыты с воздухом»