Ольга Лаврикова
Открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности на тему «Экспериментирование. Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности
на тему «Экспериментирование. Воздух»
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Задачи:
-обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах
Темочки:
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: волшебный мешочек с апельсином, веер, стеклянная бутыль, диаграмма состава воздуха, свеча, стакан прозрачный, стакан с дыркой на дне, шприц медицинский большой, весы, шарики воздушные, плакат «Знание – сила», портрет Галилео Галилея, таз с водой, парусная лодка, парашют, трубочка для коктейля.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об известном незнакомце – о воздухе. Почему я назвала воздух известным незнакомцем? (ответы детей) Правильно, о воздухе мы кое-что знаем, но сегодня нам предстоит познакомиться с ним поближе.
Расскажите, что вы знаете о воздухе? (ответы детей)
• Воздух без вкуса;
• Воздух переносит запахи;
• Воздух чувствуем;
• Воздух видим;
• Воздух слышим.
Молодцы, А теперь послушайте меня. Кто из вас любит салат? Из чего состоит салат? Правильно, перемешенные кусочки овощей назвали одним словом – «салат». Так вот и перемешенные разные газы назвали – «воздух». В состав воздуха входят такие газы, как азот, кислород, углекислый газ, водород и другие. (показываем диаграмму состава воздуха)
Воздух нам необходим для дыхания, но не весь воздух, а только газ кислород, который наш организм добывает из воздуха. Но кислород необходим не только для дыхания. Вот смотрите. Я зажигаю свечку. Горит? Горит. Накрываю ее стаканом – она погасла! А почему? Ведь свеча еще не вся сгорела? Да потому, что огня не может быть без кислорода.
Дышат люди, звери, птицы и все забирают кислород, горит огонь – тоже забирает кислород. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи углекислого газа. Кислорода становится все меньше, а углекислого газа – все больше. Так и задохнуться можно. Как вы думаете? (ответы детей)
К счастью, углекислый газ необходим растениям. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ. А возвращают в воздух кислород. Леса, поля, луга, парки, сады – все растения на Земле взамен углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас в научную лабораторию, чтобы продолжить эксперименты. Кто знает, что такое «лаборатория»? (ответы детей) А, что такое «эксперимент»?
Но чтобы заниматься наукой, наш мозг должен хорошо работать. И тут не обойтись без кислорода. Мы должны насытить все клетки мозга кислородом. Для этого сделаем дыхательную гимнастику, предварительно открыв форточку.
Вот, ребята, вы сказали, что воздух везде, а вдруг вы ошибаетесь? В этом стакане воздух есть? Как проверить? (опыт с опусканием стакана в воду) А что произойдет, если в стакане будет дырочка? (ответы детей) Вывод: воздух везде.
А сейчас я проведу еще один эксперимент. (опыт со шприцем) Кто выдавил поршень? Конечно воздух. Мы его сжали, а он вновь расширился. Вывод: воздух упругий.
Что бы вы подумали, ребята, о человеке, который попросил бы взвесить ему, скажем… килограмм воздуха? Наверно, сказали бы, что чудак тот человек. Или шутник. Разве можно взвесить воздух? А вот знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет назад, к всеобщему изумлению, взял… да и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашечку весов он не мог, но он придумал одну хитрость. Взял Галилей медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Теперь чаша весов с медным шаром сразу же поднялась, а чаша с гирьками опустилась. Это значит, что воздух что-то весил. Позже вычислили, что в одной бутылке из под молока помещается почти один грамм воздуха. (опыт по взвешиванию воздуха) Вывод: воздух имеет вес.
Ребята, а кто сможет прочесть, что написано на плакате, который висит в нашей лаборатории? (Знание – сила) Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
Человек научился использовать воздух для достижения своих целей. Чтобы корабль плыл быстрее – он поставил парус. Чтобы спуститься с большой высоты – придумал парашют. Изобрел принцип реактивного движения и полетел в космос.
Вот и закончилось наше научное исследование воздуха. Мы стали знать больше. Но больше – это не все. Дальше исследовать воздух и искать новые способы его применения, это задача молодых ученых.