Кабакова Наталья
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
«Невидимка — воздух»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивающие задачи : Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
Образовательные задачи : Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер — это движение воздуха). Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха. Формировать познавательный интерес. Обобщить ранее полученные знания о свойствах воздуха. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Воспитательные задачи: Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми возможными способами. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал и оборудование: воздушные шарики, белые халаты с бейджиками, трубочки для коктейлей, пластиковые прозрачные стаканчики, наполненные водой; разноцветные ленточки; стеклянные стаканы, на дно которых приклеен кусочек салфетки, веер, детские музыкальные духовые инструменты, мыльные пузыри – данное оборудование по количеству детей. Три таза, наполненные водой.
Просмотр слайдов. 1 — слайд. По небу плывут облака. 2 — слайд. Колышутся листочки на деревьях. 2 — слайд. Качаются ветки деревьев.
Предварительная работа: изготовление веера, рассматривание картинок (плывут облака, колышутся листочки на деревьях, вращается вертушка и т. д., чтение стихов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня приготовила вам сюрприз. Надула воздушные шарики и хотела вам их подарить, но посмотрите, что с ними случилось. (Ответы детей)
Дети: В шариках нет воздуха и они сдулись. Воспитатель: А, что такое воздух? (Ответы детей)
А кто из вас, ребята, видел воздух? (Ответы детей). — Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. А как нам убедиться, что воздух есть? (Ответы детей)
— Посмотрите, дети, у нас в группе есть мини — лаборатория. Как вы думаете, она нам поможет стать исследователями? Вы хотите превратиться в ученых?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Пройдёмте в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия. Для опытов в нашей лаборатории я приготовила вам халаты. — Оденьте их, пожалуйста. (Дети надевают халаты с бейджиками) — Вот вы и превратились в настоящих исследователей. И мы с вами узнаем много интересного и нового о воздухе.
Опыт 1. Как увидеть воздух?
На столе стоят прозрачные пластмассовые стаканчики с водой по количеству. Воспитатель предлагает детям взять трубочки и подуть на свою ладошку.
Воспитатель: Дети, что почувствовала ваша ладошка?
Дети: Тёплый ветерок.
Воспитатель: Ребята, воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. — А можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем, проведём опыт. Дети погружают трубочку в стаканчики с водой и дуют. На воде появляются пузырьки.
Воспитатель: Ребята, откуда взялись пузырьки? Дети: Это воздух, который мы выдыхали. Воспитатель: Куда плывут пузырьки — поднимаются вверх или опускаются на дно?
Дети: Поднимаются вверх.
Воспитатель: Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков в стаканчиках не будет. Воспитатель: Вот мы и доказали, что воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх. Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: Мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики — вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Дыхательная гимнастика «Разноцветные ленточки»
Дети берут разноцветные ленточки и дуют на них. Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с первым опытом. Ребята, скажи нам, пожалуйста, что будет, если в воду бросить бумагу.
Дети: Она размокнет.
Воспитатель: Дети, а можно ли достать бумагу сухую из воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, а давайте проведем еще один опыт.
Опыт 2. Сколько места занимает воздух?
На столе стоят 3 таза с водой и стеклянные стаканы, на дно которых прикреплен кусочек салфетки. Воспитатель предлагает детям убедиться, что салфетка в стакане сухая.
Дети быстро переворачивают стакан вверх дном и опускают его в воду.
Воспитатель: Ребята, попробуйте, какой стала бумага?
Дети: Бумага сухая.
Воспитатель: Дети, почему бумага сухая?
Дети: В стакане был воздух, и он не дал воде намочить бумагу. (Дети повторяют опыт) Воспитатель: Воздух хотя и невидим, но занимает место!
Воспитатель:— Ребята, а вы любите трудиться? — Чем вы любите заниматься? (Варианты ответов детей) — Дети, а воздух тоже работает. Я вам предлагаю посмотреть, как работает воздух.
Опыт 3. Воздух работает.
Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Возьмите веер и помашите перед своим лицом. Что вы почувствовали?
Дети: Лёгкий ветерок.
Воспитатель: Ребята ветер — это движение воздуха. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.
Просмотр слайдов. 1 — слайд. По небу плывут облака. 2 — слайд. Колышутся листочки на деревьях. 2 — слайд. Качаются ветки деревьев.
После просмотра воспитатель уточнят с детьми, почему это происходит. Ответы детей (Воздух может двигаться).
Воспитатель: — Дети, а как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух? (Ответы детей)
Опыт 4. Воздух можно услышать.
Воспитатель: — Ребята, а можно ли воздух услышать? (Ответы детей) — Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете почему?
Дети: Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки.
Воспитатель: Правильно, ребята, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать — звуки не передаются. Дети, возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. — Что вы услышали?
Дети: Мы услышали звуки.
Воспитатель: Дети, звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха. - Молодцы, ребята, хорошо работали. Хотите немного отдохнуть? Дети: Да, хотим.
Физминутка с выполнением движений.
Мы работали, устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора.
Встали, дружно потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем друзьям мы улыбнулись
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
Воспитатель: — Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? (Ответы детей) — Дети, а ещё хотите поиграть? (Ответы детей)
Дидактическая игра: «Кому нужен воздух»
Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух. Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе.
– Воздух легче воды;
– воздух есть внутри предметов;
– воздух есть внутри людей;
– без воздуха не возможна жизнь;
– воздух работает;
– воздух можно услышать.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что такое воздух, и почему сдулись наши шарики. Ребята, на прогулке мы с вами понаблюдает за ветром. А теперь давайте устроим праздник мыльных пузырей.