Папки-передвижки

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел?»

Вагабова Инесса
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область : «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»

Виды детской деятельности : игровая, восприятие художественной литературы, познавательная.

Цель: закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах

Обучающая: закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, закрепить названия профессий людей, производящих хлеб. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10. Закреплять умение составлять тематическую композицию из геометрических фигур по собственному замыслу.

Развивающая: словообразование : хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной.

Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, взбороновать, серп, сеялка, сеятель, страда, гумно, снопы, молотилка, пекарь, мукомол, хлебокомбинат, хлебобулочные изделия.

Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений. способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам из зерновых культур.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игре; умеет договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности; пересказывает содержание небольшого литературного произведения, оценивает характер деятельности, используя в речи соответствующую лексику.

Предварительная работа: экскурсия в пекарню, знакомство с профессиями: тракторист, агроном, рассматривание гербария злаков, знакомство со строением колоска: пшеницы, ржи, просо, ячменя, чтение рассказа М. Глинской «Хлеб», беседа «Откуда хлеб пришел», разучивание пословиц о хлебе.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением посева, уборки урожая, пекарного цеха.

Рисунок с изображением агронома.

Рисунок с изображением серпа.

Колосья пшеницы.

20 жетонов (на 20 детей) : 5 синих, 5 красных, 5 зелёных и 5 белых.

Аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.

Зерно пшеницы и корзина с хлебом.

Поднос с хлебобулочными изделиями, самовар, кружки, салфетки, блюдца.

Перед занятием дети берут жетоны разных цветов: синий – пахота, вспаханная земля; красный – рост посевов, всходы на полях; зелёный – сбор урожая, созревшие колосья и зерно; белый – мука, пекарня.

Ход НОД

- Сегодня мы с вами будем говорить о самом основном продукте на нашем столе. Он утром на нашем столе, и в обед, и вечером. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (Сегодня на занятии пойдет речь о хлебе.)

- Правильно, о хлебе. Недаром говорится: «Плох обед, когда хлеба нет». Какие еще пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб– всему голова. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Без хлеба и медом сыт не будешь. Не хлебом единым сыт человек. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Хлеб-соль и во сне хорошо. Без соли, без хлеба худая беседа. Пот на спине – так и хлеб на столе. Не оставляй на завтра дело, а оставляй хлеба).

На стол выложить зернышко и поставить корзину с хлебобулочными изделиями.

- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сегодня будем мы говорить о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.

- У вас в руках жетоны разных цветов.

- Что означает синий цвет? (Синий цвет означает вспаханное поле, пашню.)

Вспашка земли

- Кто начнет рассказ о путешествии зернышка на наш стол?

Показ иллюстрации «трактор пашет».

- С чего начинается путешествие зернышка? Кто первым появляется в поле? (Весной выехали в поле трактора.)

- Кто управляет тракторами? (Ими управляют трактористы.)

- Верно. А чтобы трактора исправно работали, за ними следит, ремонтирует их механизатор.

- А как в далекие времена пахали? (Раньше пахали на лошади.)

Показ иллюстрации «Пахарь».

- А сейчас тоже на лошади пашут? (Нет. Трактора пашут землю: к трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его.)

- Правильно. Плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю зерно бросать можно? (Нет. Нужно сначала ее разрыхлить или, еще говорят взбороновать.)

- Конечно. Бороновать – старинное слово, оно происходит от слова борона – сельскохозяйственное орудие, похожее на большие грабли, у нее острые стальные зубья.

Показ иллюстрации «борона».

- Трактор тянет борону за собой, она рыхлит пашню. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.

- Как это делали в старину? ( Раньше это делали вручную: по полю шел человек - сеятель, брал зерно из мешочка и рассыпал его.)

Показ иллюстрации.

- А теперь? (Сейчас зерно сеют машины. И называются они сеялки.)

За правильные ответы выдаются жетоны.

Как растут посевы

Показ иллюстрации.

- На этом весенние работы закончены. Наступает черед лета. Солнышко пригревает, дождик поливает, зернышки начинают прорастать. Все поле становится красным. У кого красные жетоны? Расскажите, как растут посевы.

- Кто смотрит за их ростом? (За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном.)

- Что это за профессия? Чем занимается этот человек? (Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.)

- Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители – нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай.

- Как агроном может помочь росткам? (Звонит агроном летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и разбрызгивает сверху это лекарство.)

- Кто дополнит? (А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда агроном снова вызывает летчиков. Они с самолета посыпают поля порошком, от которого гибнут сорные травы, а пшеничка растет здоровой и сильной.)

Физминутка «Колоски».

Уборка урожая

Показ иллюстрации.

- Вот вышел агроном в поле, смотрит: высокими стали колосья, а цветом стали золотистым.

- Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Составь колосок»

В: Ребята, а чем отличается колосок пшеницы от колоска ржи?

Дети: Колос пшеницы короче, а ржи длиннее, у ржи есть усики, а у пшеницы нет.

В: А чем они похожи?

Дети: У них есть стебель, листья, много зерен в колоске.

В: Я предлагаю вам составить колосок, а какой вы решите сами.

Дети сами выбирают количество зерен и форму зерна, из них составляют колоски.

В: Потом каждый ребенок считает зернышки и рассказывает, колос пшеницы или ржи он сделал.

- Зернышки в колосьях потяжелели, и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе всё зерно высыпется на землю, и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.

- У кого зелёные жетоны? Кто начнет рассказ об уборке урожая?

- Начни с того, как убирали урожай в давние времена, когда не было машин-помощников. (Раньше это делали вручную – серпом жали пшеницу.)

Рисунок с изображением серпа

- Выходили косцы в поле и с утра до ночи косили хлебные колосья. А женщины вязали снопы. Потом везли пшеницу на гумно и там обмолачивали ее – били палками, чтобы зернышки высыпались.

- Правильно. Кстати, это время уборки хлеба называется страда.

- А как сейчас убирают урожай? (Урожай убирают машины. Это комбайны.)

- Как называется человек, который управляет комбайном? (Человек, который управляет комбайном называется комбайнер.)

- Какие работы выполняет комбайн? ( Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев.)

- И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.

- Зачем? (Потом и ее уберут – на корм домашним животным).

- А кто из вас знает, куда отвозит зерно водитель? (В большие зернохранилища, они называются элеваторами.)

- Зачем нужны элеваторы? (В них зерно хранится всю зиму. Его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.)

На хлебозаводе

- У кого жетоны белого цвета? Что означает белый цвет? (Это цвет муки.)

- Верно. С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат. Там есть несколько больших цехов.

Рассматривание иллюстрации «На хлебозаводе». Рассказывает подготовленный заранее ребенок.

- Расскажи, какие цеха есть на хлебокомбинате, и что там делают. (На хлебокомбинате есть большой цех с мельницей, там из зерна сделают муку.)

- Скажи, кто работает на мельнице? (Мельник.)

- Верно, или по-другому – мукомол.

- Продолжи: куда отправится мука из мукомольного цеха? (Мука отправится в другой цех хлебозавода – в пекарню. В пекарне из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки.)

- А вы знаете, почему хлеб бывает разный : черный и белый, сладкий и обычный? (Потому что пекут хлеб из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки (ржаная мука получается изо ржи). А белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.)

- Конечно. И сладкие булочки тоже пекут из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.

В булочной

Показ иллюстрации.

- Как же хлеб с хлебокомбината попадает к нам на стол? (Водители на грузовых автомобилях развозят хлебобулочные изделия в булочные. Мы приходим в магазин и выбираем красивую румяную булку).

Итог занятия

Ребята, вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….

Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.

Ячневая из ячменя. Геркулес из овса.

- Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь Это настоящее богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Посчитайте свои жетоны: у кого 2? 4? 5? 9?

- Вот кто сегодня работал лучше всех! Похлопаем ребятам.

- Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из муки, стойте тихо.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

- Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из муки испекли.

Публикации по теме:

Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользойТематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой На прошедшей тематической недели «Космос»,уже было положено начало дистанционной работы с родителями. Итоги нас порадовали! Следующая тематическая.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Игровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группеИгровые технологии по лексической теме «Откуда хлеб пришел? Хлебобулочные изделия» в старшей группе Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по городу» с детьми средней группы Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: 1. Расширять представления детей о Правилах дорожного движения для.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел»Конспект совместной деятельности с детьми 5–6 лет «Откуда хлеб пришел» Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, сравнить с тем, как это делалось в старину,.

Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?»Конспект занятия-беседы «Откуда хлеб пришел?» Ознакомление с трудом взрослых. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Программное содержание: - закрепить представления детей.

НОД с элементами лепки с детьми подготовительной группы «Откуда хлеб пришел» НОД в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел». Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел?»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 05:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел?»» (включая файлы) размещена пользователем Вагабова Инесса (УИ 1615932) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД