Вагабова Инесса
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Виды детской деятельности : игровая, восприятие художественной литературы, познавательная.
Цель: закрепить знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучающая: закрепить знания детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле, закрепить названия профессий людей, производящих хлеб. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах 10. Закреплять умение составлять тематическую композицию из геометрических фигур по собственному замыслу.
Развивающая: словообразование : хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнер, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной.
Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнер, агроном, взбороновать, серп, сеялка, сеятель, страда, гумно, снопы, молотилка, пекарь, мукомол, хлебокомбинат, хлебобулочные изделия.
Развивать связную речь, упражняя в употреблении сложных предложений. способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления;
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам из зерновых культур.
Планируемые результаты: принимает активное участие в игре; умеет договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности; пересказывает содержание небольшого литературного произведения, оценивает характер деятельности, используя в речи соответствующую лексику.
Предварительная работа: экскурсия в пекарню, знакомство с профессиями: тракторист, агроном, рассматривание гербария злаков, знакомство со строением колоска: пшеницы, ржи, просо, ячменя, чтение рассказа М. Глинской «Хлеб», беседа «Откуда хлеб пришел», разучивание пословиц о хлебе.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением посева, уборки урожая, пекарного цеха.
Рисунок с изображением агронома.
Рисунок с изображением серпа.
Колосья пшеницы.
20 жетонов (на 20 детей) : 5 синих, 5 красных, 5 зелёных и 5 белых.
Аудиозапись песни «Хлеб – всему голова» в исполнении Ольги Воронцовой.
Зерно пшеницы и корзина с хлебом.
Поднос с хлебобулочными изделиями, самовар, кружки, салфетки, блюдца.
Перед занятием дети берут жетоны разных цветов: синий – пахота, вспаханная земля; красный – рост посевов, всходы на полях; зелёный – сбор урожая, созревшие колосья и зерно; белый – мука, пекарня.
Ход НОД
- Сегодня мы с вами будем говорить о самом основном продукте на нашем столе. Он утром на нашем столе, и в обед, и вечером. Как вы думаете, о каком продукте идет речь? (Сегодня на занятии пойдет речь о хлебе.)
- Правильно, о хлебе. Недаром говорится: «Плох обед, когда хлеба нет». Какие еще пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб– всему голова. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Без хлеба и медом сыт не будешь. Не хлебом единым сыт человек. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Хлеб-соль и во сне хорошо. Без соли, без хлеба худая беседа. Пот на спине – так и хлеб на столе. Не оставляй на завтра дело, а оставляй хлеба).
На стол выложить зернышко и поставить корзину с хлебобулочными изделиями.
- Как хлеб на стол приходит? Как маленькое зернышко превращается в ароматный хлеб? Сегодня будем мы говорить о долгом пути зернышка к нашему столу, и о труде людей, вырастивших его.
- У вас в руках жетоны разных цветов.
- Что означает синий цвет? (Синий цвет означает вспаханное поле, пашню.)
Вспашка земли
- Кто начнет рассказ о путешествии зернышка на наш стол?
Показ иллюстрации «трактор пашет».
- С чего начинается путешествие зернышка? Кто первым появляется в поле? (Весной выехали в поле трактора.)
- Кто управляет тракторами? (Ими управляют трактористы.)
- Верно. А чтобы трактора исправно работали, за ними следит, ремонтирует их механизатор.
- А как в далекие времена пахали? (Раньше пахали на лошади.)
Показ иллюстрации «Пахарь».
- А сейчас тоже на лошади пашут? (Нет. Трактора пашут землю: к трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его.)
- Правильно. Плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. В такую землю зерно бросать можно? (Нет. Нужно сначала ее разрыхлить или, еще говорят взбороновать.)
- Конечно. Бороновать – старинное слово, оно происходит от слова борона – сельскохозяйственное орудие, похожее на большие грабли, у нее острые стальные зубья.
Показ иллюстрации «борона».
- Трактор тянет борону за собой, она рыхлит пашню. Теперь земля готова к посеву, можно бросать в нее семена.
- Как это делали в старину? ( Раньше это делали вручную: по полю шел человек - сеятель, брал зерно из мешочка и рассыпал его.)
Показ иллюстрации.
- А теперь? (Сейчас зерно сеют машины. И называются они сеялки.)
За правильные ответы выдаются жетоны.
Как растут посевы
Показ иллюстрации.
- На этом весенние работы закончены. Наступает черед лета. Солнышко пригревает, дождик поливает, зернышки начинают прорастать. Все поле становится красным. У кого красные жетоны? Расскажите, как растут посевы.
- Кто смотрит за их ростом? (За ростом едва проклюнувшихся из земли росточков наблюдает агроном.)
- Что это за профессия? Чем занимается этот человек? (Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.)
- Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители – нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай.
- Как агроном может помочь росткам? (Звонит агроном летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и разбрызгивает сверху это лекарство.)
- Кто дополнит? (А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда агроном снова вызывает летчиков. Они с самолета посыпают поля порошком, от которого гибнут сорные травы, а пшеничка растет здоровой и сильной.)
Физминутка «Колоски».
Уборка урожая
Показ иллюстрации.
- Вот вышел агроном в поле, смотрит: высокими стали колосья, а цветом стали золотистым.
- Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Составь колосок»
В: Ребята, а чем отличается колосок пшеницы от колоска ржи?
Дети: Колос пшеницы короче, а ржи длиннее, у ржи есть усики, а у пшеницы нет.
В: А чем они похожи?
Дети: У них есть стебель, листья, много зерен в колоске.
В: Я предлагаю вам составить колосок, а какой вы решите сами.
Дети сами выбирают количество зерен и форму зерна, из них составляют колоски.
В: Потом каждый ребенок считает зернышки и рассказывает, колос пшеницы или ржи он сделал.
- Зернышки в колосьях потяжелели, и наклонились к земле. Надо вовремя хлеб убрать с полей, иначе всё зерно высыпется на землю, и растащут его мышки-полевки да птицы. Чтобы этого не случилось, необходимо собрать урожай.
- У кого зелёные жетоны? Кто начнет рассказ об уборке урожая?
- Начни с того, как убирали урожай в давние времена, когда не было машин-помощников. (Раньше это делали вручную – серпом жали пшеницу.)
Рисунок с изображением серпа
- Выходили косцы в поле и с утра до ночи косили хлебные колосья. А женщины вязали снопы. Потом везли пшеницу на гумно и там обмолачивали ее – били палками, чтобы зернышки высыпались.
- Правильно. Кстати, это время уборки хлеба называется страда.
- А как сейчас убирают урожай? (Урожай убирают машины. Это комбайны.)
- Как называется человек, который управляет комбайном? (Человек, который управляет комбайном называется комбайнер.)
- Какие работы выполняет комбайн? ( Комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, косит их. Внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерна от колосьев.)
- И вот зерно сыплется в кузов грузовой машины, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле.
- Зачем? (Потом и ее уберут – на корм домашним животным).
- А кто из вас знает, куда отвозит зерно водитель? (В большие зернохранилища, они называются элеваторами.)
- Зачем нужны элеваторы? (В них зерно хранится всю зиму. Его там сушат, проветривают, чтобы оно не заболело от сырости.)
На хлебозаводе
- У кого жетоны белого цвета? Что означает белый цвет? (Это цвет муки.)
- Верно. С элеватора мы отправляемся на хлебокомбинат. Там есть несколько больших цехов.
Рассматривание иллюстрации «На хлебозаводе». Рассказывает подготовленный заранее ребенок.
- Расскажи, какие цеха есть на хлебокомбинате, и что там делают. (На хлебокомбинате есть большой цех с мельницей, там из зерна сделают муку.)
- Скажи, кто работает на мельнице? (Мельник.)
- Верно, или по-другому – мукомол.
- Продолжи: куда отправится мука из мукомольного цеха? (Мука отправится в другой цех хлебозавода – в пекарню. В пекарне из муки делают тесто и пекут из него булки, плетенки, караваи, буханки.)
- А вы знаете, почему хлеб бывает разный : черный и белый, сладкий и обычный? (Потому что пекут хлеб из разной муки. Черный хлеб пекут из ржаной муки (ржаная мука получается изо ржи). А белый хлеб пекут из пшеничной муки, поэтому и хлеб называется пшеничным.)
- Конечно. И сладкие булочки тоже пекут из пшеничной муки, только в тесто добавляют побольше сахара.
В булочной
Показ иллюстрации.
- Как же хлеб с хлебокомбината попадает к нам на стол? (Водители на грузовых автомобилях развозят хлебобулочные изделия в булочные. Мы приходим в магазин и выбираем красивую румяную булку).
Итог занятия
Ребята, вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.
Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….
Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.
Ячневая из ячменя. Геркулес из овса.
- Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб. Вот почему, ребята, я всегда говорю вам: «Хлеб надо беречь!» Это настоящее богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Посчитайте свои жетоны: у кого 2? 4? 5? 9?
- Вот кто сегодня работал лучше всех! Похлопаем ребятам.
- Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать стихотворение И. Лопухиной. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из муки, стойте тихо.
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
- Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем, что пекари из муки испекли.