Анна Грачева
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Всё интересное рядом»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В условиях введения ФГОС ДО, я, как педагог, должна создать условия:
для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира; условия для развития познавательной активности и самостоятельности детей в естественнонаучном познании (через проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.).
Соблюдая требования к психолого – педагогическим условиям, я выбрала метод- экспериментирование.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 6–7 лет „Всё интересное рядом“» размещена в разделах
Такая форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода образовательной деятельности, наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения. Использование практического метода – работа с солью эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности, творческих способностей.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интегрированные образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма занятия: экспериментирование
Цель занятия: создание условий для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира (соли)
Образовательные задачи:
познакомить со свойствами соли через опытно – экспериментальную деятельность
способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли.
Развивающие задачи
учить анализировать, делать умозаключения, иметь собственное мнение
развивать познавательные способности (внимание, мышление, воображение, любознательность, речь и др.)
стимулировать познавательную активность детей
развивать умения детей планировать свою деятельность
Воспитательные задачи
воспитывать умение действовать в коллективе.
воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу
воспитывать культуру здоровья
воспитывать умение терпимо относятся к затруднениям в процессе деятельности
Оборудование и материалы:
- салфетки влажные, стаканчики для поваренной соли, посылка (коробка, лупы по количеству детей; одноразовые стаканчики на каждого ребёнка;
тарелочки с солью на каждого ребёнка: ложечки для каждого ребёнка;, ложечки для надавливания; тарелки с цветной солью; банка для использованных салфеток ; подносы, модель полушария с континентами.
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, «звук SMS» нам пришло сообщение от Хозяйки Медной горы. Давайте послушаем
(включаю звук в презентации).
Голос SMS. - Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, я слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Воспитатель: Ребята, вы догадались,
о чем идет речь? (ответы детей) .
В. Достаёт соль из посылки
Ребята, скажите, для чего нужна соль?
Дети: Чтобы солить пищу.
В. Как вы думаете, что такое соль?
Дополнить высказывания детей. (Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.)
- Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно.
Соль было признаком достатка и благополучия.
В России издавна хлебом- солью встречали дорогих гостей. По старинной традиции хлебом с солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства.
Ребята, кто знает, откуда берется соль? (ответы детей)
Воспитатель: Соль добывается разными способами, посмотрите на экран (показываю видео Как добывается соль.)
Воспитатель -Ребята вам понравился фильм? А хотите превратится в маленьких исследователей и поближе узнать, что же такое соль?
Я предлагаю вам надеть халаты и пройти в нашу экспериментальную лабораторию.
Опыт № 1
- Давайте рассмотрим поваренную соль (лежит горкой на тарелочке перед каждым ребенком).
- Скажите. Какого цвета соль?
- Имеет ли соль запах?
- А какого она вкуса?
- Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?
- С виду соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль с лупой, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? Высказывания детей (хруст). (дополняю: когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст).
Опыт №2 (стакан с водой)
Воспитатель: Если в стакан с водой насыпать соль, что произойдёт с солью?
Дети: Соль растворится (пробуем)
Воспитатель: Какой станет вода (мутной)Давайте проверим.
Дети: Соль растворилась, исчезла
Вывод: соль растворяется в воде.
Слайд - Перейдём в «лабораторию пищевой продукции».
На экране появляется слайд. Ребята, как вы думаете, для чего используют соль?
Дети: для приготовления пищи, засолки (сохранение продуктов- консервирование)
Слайд - А это - «лаборатория здоровья».
В «лаборатории здоровья» для чего нужна соль? Ответы детей. Но соль просто необходима в лечении различных заболеваний.
Слайд - Существуют огромные солевые комнаты (фото, куда люди ходят дышать соленым воздухом для лечения органов дыхания. (Предполагаемые ответы)
-А вы знаете, ребята, чрезмерное употребление соли ведет к болезни, поэтому есть такая поговорка: «Соль друг-соль враг».
- Сколько интересного мы узнали о соли.
А теперь давайте пройдем в творческую лабораторию.
- Ребята а что это у меня в руках?
Дети: - Шар, земной шар, глобус.
Воспитатель: Посмотрите, как окрашен глобус? Какого цвета на нем больше? Как вы думаете что окрашено синим цветом на глобусе суша или вода? Правильно это водная часть земного шара. –В какой цвет окрашена суша на глобусе? Суша окрашена в разные цвета, потому что на Земле есть горы, леса, пустыни.
Динамическая пауза «Лес, горы, пустыни»
На словесный сигнал «лес», дети имитируют движения различных зверей; «горы» - движение орлов; «море» - движения морских животных, (использовать запись «Тропический лес»)
Скажите пожалуйста какие континенты вы знаете? (Ответы детей) А здесь у нас есть подсказки? (Предлагаю рассмотреть цветовую схему континентов. Называем континенты). Ребята хотите раскрасить континенты? (Ответы детей). Вот досада, ребята, я забыла взять краски, чем же нам теперь раскрасить?. Может мы используем цветную соль для рисования. (Показываю разноцветную соль). Предлагаю преступить к работе. На своем образце показываю алгоритм действий. (Наносим на поверхность континента соль и распределяем ее на всю поверхность, слегка придавливая ее кончиками пальцев, если где- то остались не окрашенные участки можете повторить еще раз присыпать и придавить эти участки, что бы у нас не осталось пробелов). Ребята как здорово мы придумали рисование солью. Вам понравилось рисовать солью? Похож теперь наш шар на глобус?
- Как много интересного мы узнали сегодня о соли вспомним?
-Зачем нужна информация, полученная в данном исследовании?
- Людям каких профессий могут понадобиться данные сведения и для чего?
- Если бы людям не были известны данные сведения, что могло бы произойти?
- Хотите ли вы ещё принять участие в познании тайны матушки- земли?
Ребята, планета земля - наш общий дом. Человек и природа одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, которой живет на земле, должен заботливо и бережно относиться к своему дому.
Я сегодня увидела, что вы настоящие исследователи. Я хочу вам подарить в память о нашей встрече маленькие сувениры, с которыми вы то же можете экспериментировать, но только с водой.