Соколова Валентина Федоровна
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в космос» в подготовительной группе
Цель: содействовать формированию представлений детей о космосе.
Задачи:
• вызвать интерес к космосу
• формировать целостное представление детей о солнечной системе,
• активизировать словарь дошкольников по теме «Космос», обогащать словарь детей словом – обсерватория.
• формировать умение интонационно выделять слова в чистоговорке.
• совершенствовать двигательные способности детей.
• воспитывать любознательность, умение работать в паре, помогать друг другу в случае затруднений.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Путешествие в космос“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Оборудование: картинки, изображение планет, набор конструктивных деталей, пазлы, наборы геометрических фигур, ИКТ.
Методы: словесный (беседа, наглядный (демонстрация иллюстраций, видео, исследовательский (самостоятельная работа детей, игровой (физминутки, воображаемая ситуация).
Предварительная работа: работа с родителями (подготовка информации о планетах, беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, разгадывание загадок о космосе, рассматривание иллюстраций на тему “ Космос”
Образовательная область : речевое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями : познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход НОД.
Дети становятся в круг.
-Какое у вас сегодня настроение?
-Собрались все дети в круг
Ты - мой друг и я- твой друг
Крепче за руки возьмемся и
Друг другу улыбнемся.
Передайте друг другу свое хорошее настроение. Поделитесь своим хорошим настроением с нашими гостями.
1. Мотивация детей к деятельности. (Дети стоят в кругу)
Ребята, а вы любите играть? Я тоже, когда была маленькой, любила играть. Мы с подружками часто отправлялись в путешествия. А вы хотите сегодня отправиться в путешествие?
- А куда мы можем отправиться?
- Мы решили, отправляемся в путешествие на юг, готовим чемоданы.
(Слайд 1 Звучит сигнал SOS и объявление по радио)
* Внимание! Внимание! Внимание! В эфире космическая радиостанция. В космическом пространстве пропал человек. Он не может найти свой дом. Всем! Всем! Всем! Кто может помочь, звоните по телефону 1-1- 2-2-5-5.
2. Постановка детьми цели деятельности.
-Ребята, что же нам делать? Мы можем как-то помочь?
-А как? (Надо отправиться в космос и отыскать человека, который не может найти дорогу домой).
Но ведь мы решили отправиться в путешествие на юг. Как нам быть? (Мы должны помочь человеку, который попал в беду.)
Ну, что ж тогда надо звонить диспетчеру и сказать, что мы готовы помочь.
-Кто будет звонить?
(Слайд 2. Телефонный звонок)
(Дети звонят по телефону, набирают номер 1-1-2-2-5-5.)
-Алло! Здравствуйте! Это ребята из детского сада. Мы услышали ваше объявление по радио и готовы помочь. Мы отправимся в космос и отыщем потерявшегося человека.
-А на чем вы полетите? (На ракете)
Тогда счастливого пути.
-Спасибо. До свидания. (До свидания)
3. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
-- Ребята, путешествие в космос очень сложное и опасное. И чтобы туда отправиться, надо много знать.
- А что вы уже знаете о космосе? (ответы детей).
Ребята, но этих знаний для полета в космос не достаточно.
-Что еще нам надо сделать? (Нам надо больше узнать о космосе).
-А откуда, из каких источников мы можем взять новую информацию (из книг, интернета, телевидения, от взрослых)
Сегодня мы пополним наши знания о космосе.
За правильные ответы я буду давать звездочки, у кого будет их больше, тот станет капитаном нашего космического корабля.
-. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
– Молодцы, все справились с заданием
1. Что же такое космос?
(Читаем в энциклопедии.)
Слово космос означает «все на свете». Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетают птицы. Здесь не могут летать самолеты. Небо здесь совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет. Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды, планеты, Луна. Это и есть космос.
2. Что бы увидеть космическое пространство, мы отправляемся с вами в обсерваторию.
-Как знает, что такое обсерватория?
( ответы детей: дом с трубой специальной, здание где сидят ученые-астрономы, помещение, где наблюдают за ночным небом.)
Воспитатель. Люди с древних времен наблюдали за Солнцем, Луной, звездами. Со временем места, откуда велись регулярные, астрономические наблюдения стали называть обсерваториями.
С появлением телескопов потребовалось строить специальные здания. Такие здания легко узнать: вместо крыши у них вращающийся купол с раздвижными стенами для телескопа. (4 КАРТИНКИ обсерватории)
- В обсерватории изучают строение и развитие небесных тел, определяют как далеко от нас звезды, планеты, кометы, метеориты, как они движутся, изучают из чего они состоят.
Заходим в обсерваторию.
«Шторки открываются: вжик – вжик! выезжает телескоп: у - у – у! протираем стекла: ших – ших; ших - ших! наводим телескоп: брум – брум - брум! И вдруг - звезда: о! (показываем вверх); а там - сотни звездочек: чпок! чпок! чпок! чпок! И тут полетели каметы: уау! уау! уау! Потом пошел метеоритный дождик: хлоп! хлоп! хлоп! Из-за угла появляются летающие тарелки: лю – лю – лю – лю! (произносится звонко, высоким голосом, а из летающей тарелки вываливается инопланетянин: шмяк! Начало вставать солнце и под его лучами звезды стали осыпаться на обсерваторию громким дождем: сначала упала одна звезда (одним пальцем ударяем по ладошке, потом две звезды (двумя пальцами ударяем по ладошке, три звезды (тремя пальцами ударяем по ладошке, четыре, пять… и пошел звездный дождь – настоящий ливень! («буря» аплодисментов).
Итак, мы с вами попали в обсерваторию.
А как называют людей, которые работают в обсерватории? (Астрономы)
-Что мы можем увидеть в телескоп на небе?
-Что такое солнечная система?. (в космосе есть солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система)
- Сколько планет в солнечной системе?
-Чем планеты отличаются от звезд? (Звёзды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).
За правильные ответы - звездочка.
- Представьте себе, что планеты поссорились и доказывают, что она самая лучшая.
Диалог детей:
(Дети рассказывают о планетах, что приготовили с родителями).
-Чей рассказ вам понравился? (звездочка)
Давайте запомним, как располагаются планеты по отношению к солнцу.
Физминутка под музыку. (Видео Запоминай-ка)
1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, А еще Уран, Нептун.
Молодцы.
Планеты бывают разные. Поиграем в игру «Скажи наоборот» .
Я называю слово, а вы - слово наоборот.
Звезды бывают яркие, а наоборот? - тусклые:
• Далё кие - близкие :
• Холодные - горячие:
• Большие - маленькие:
• Красивые – страшные, неприглядные:
• Видимые – невидимые, незаметные:
• Манящие - отталкивающие:
• Обитаемые - необитаемый:
• Твёрдые –нетвердые, мягкие:
Звездочки за правильные ответы.
3. Продолжаем подготовку к полету.
Какими качествами должен обладать космонавт?
Космонавт должен быть верным другом, сильным, выносливым, мужественным, тренированным, закаленным – ведь его ожидают перегрузки. Он живет и работает в необычных условиях – невесомости, в безмолвном и опасном космосе.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Вос-ль:
-Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали! Считаем 1, 2 – 10. (Дети выполняют задание).
Игра «Не теряй равновесие»
(дети встают друг, против друга и касаясь ладошками с силой давят друг на друга)
Звездочки ***
Вос-ль: Какими еще качествами должен обладать космонавт?
Космонавт должен быть любознательным, умным, потому что управлять космическим кораблем очень трудно.
- Теперь проверим ваши знания.
Д. И. «Что лишнее».
Я называю слова, вы –выбираете лишнее и объясняете почему.
Cатурн, Марс, Венера, Солнце?
Ракета, спутник, чашка, летающая тарелка.
Сатурн, Венера, Луна, Юпитер;
ракета, спутник, лодка, луноход
комета, звезда, метеорит, глобус
Гагарин, Терешкова, Леонов, Циолковский
Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица
космос, космический, космонавт, косматый?
Звездочка***
4. Для космонавтов нужна еда.
Чтобы космонавту всегда быть в форме, нужно обязательно взять еду. Как хранится космическая еда? (В тюбиках.) Итак
Выбираем, что возьмем с собой в космос. Работаем в парах. Один выбирает полезную еду, а другой вредную.
Д. И. «Еда полезная и вредная» (Дети распределяют картинки)
Звездочки***
5---Теперь мы отправляемся в конструкторское бюро.
Кто работает в конструкторском бюро?
- Знаете ли вы, ребята, кто такой «конструктор»?
(Конструктор — инженер, разработчик конструкций, инструмента и механизмов)
- А кто сконструировал первый космический корабль? (Генеральный конструктор С. П. Королёв.)
Слайд Королев С. П.
Вы знаете как устроена ракета?
Тогда посмотрим фильм. (просмотр видео- РАКЕТА 1).
-Из каких частей состоит ракета? (3 ступени и отсек для космонавтов)
-А что находится в отсеках ракеты (Баки с топливом)
- Ну, а сейчас вам самим предстоит побывать в роли конструкторов. Учитывая, только что полученную информацию, вам необходимо сконструировать ракету. Работаете в парах. 1 пара конструирует ракету из геометрических фигур, 2 пара – из счетных палочек, 3 пара- из магнитного конструктора, 4- из палочек Кюизенера, 5 пара –собирает пазлы.
Можно помогать друг другу. Если одна пара справилась можно помочь другой паре. (За столами)
МУЗЫКА КОСМИЧЕСКАЯ
Молодцы! Все справились с заданиями.
Звездочки***
Посчитаем, у кого больше звездочек.
*** - капитан нашего космического корабля.
- Мы ко всему привычные! Команда у нас отличная!
Наши ракеты к полету готовы.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Одеваем скафандр (проводим руками по телу от пяток до макушки).
Проверяем шлем (обхватываем руками голову и вертим ею вправо-влево).
Сесть в кресло! Пристегнуть ремни (имитируем действие).
Запускаем ракету: (ВИДЕО Ракета 2)
6. Мы летим на ракете.
Смотрим внимательно, где же потерявшийся человек?
-Что мы видим вокруг? (ракеты, спутники, летающие тарелки). Но пропавшего человека мы пока не видим.
А вот и он, забираем его в наш космический корабль.
И возвращаемся на землю. (Дети выходят из ракеты)
Рефлексия.
(Воспитатель держит в руках космонавта)
Вот мы и смогли помочь человеку, попавшему в беду. Он вас благодарит и обещает рассказать о своих приключениях во время следующей встречи. Ведь мы еще не один день будем говорить о космосе. А теперь попрощаемся с ним.
-Давайте вспомним, как мы готовились к полету в космос? (по картинкам)
-Мы побывали в обсерватории, узнали, что такое солнечная система, какие планеты входят в нее, выполняли упражнения на равновесие и строили ракету.)
Я даю вам по два космонавта. Один улыбается - другой грустный. Еще раз вспомните задания, которые выполняли. Там,где вы затруднялись, что-то для вас было сложно –положите грустного космонавта, там, где было легко, интересно и понравилось вам - положите веселого космонавта.
ВЫ сегодня все хорошо работали, спасибо. Мальчики молодцы, девочки – умницы. Поднимите вверх левую руку, правую - похлопаем себе и скажем МЫ- МОЛОДЦЫ.