Папки-передвижки

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Жизнь и быт народов Севера»

Пауткина Марина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Жизнь и быт народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.

Задачи:

1. Обучающие: побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ; формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей полуострова Таймыр, о богатстве родной природы.

2. Развивающие : развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Жизнь и быт народов Севера“» размещена в разделах

3. Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных жителей Крайнего Севера.

Предварительная работа: беседы с детьми о быте малых народов, наблюдение за погодой, растительным и животном миром севера, чтение художественной литературы, народных сказок, просмотр энциклопедий, знакомство с творчеством самобытных поэтов и писателей Крайнего Севера, рассматривание иллюстраций на тему «Северный край», ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живём?», «Наш город», дидактические игры, подвижные игры.

Методы и приё мы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа, индивидуальная работа.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах, глобус, ноутбук.

Словарная работа: чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы.

Демонстрационный материал: карта, мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Ход:

I. Вводная часть.

Чтение стихотворения Алексея Пичкова «Моя тундра».

Про тундру мою

Много песен пропето.

Шелоником ходит

Полярное лето.

Студёные воды

Вздымают валы.

Здесь камни от инея

Летом белы.

Притронешься к ним –

И морозом прихватит,

А рядом трава,

Голубые цветы.

Им силы до осени

Пасмурной хватит

Качаться под ветром,

Упрямо расти…

Воспитатель: ребята, как вы думаете, о каком крае идёт речь в стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, ребята, речь идёт о крайнем Севере. Давайте посмотрим по карте, где находится наш край. Наш край омывается Северным Ледовитым океаном. Он так называется, потому что находится на северном полюсе и большая его часть покрыта льдами даже летом.

На всей этой территории полуострова Таймыр простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей. Но их по какой – то причине называют малыми народами. Ребята, а вы не догадываетесь почему?

Ответы детей.

Воспитатель: конечно, потому численность этих народов очень маленькая. На Таймыре проживает более пяти коренных народов Севера : долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков.

II. Основная часть.

Просмотр презентации:

Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках. (Слайд 1, 2, 3, 4).

Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея. (Слайд 5)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, среди северных народов есть и охотники, и рыболовы, и оленеводы. Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур. Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу. Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя. (Слайд 6, 7, 8)

Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы. (Слайд 9)

Воспитатель: давайте рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита?

Ответы детей.

Воспитатель: меховая одежда называется - малица. Она шьётся из оленьих шкур, мехом внутрь. Малица очень тёплая, даже в сильные морозы в нем не холодно. Обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – унты. Шапки или капюшоны тоже сшиты из оленьего меха. (Слайд 10, 11)

Таким образом у долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков олень – друг, кормилец и главная ценность. (Слайд 12).

Физическая минутка: «В тундре»

Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)

Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)

Правит нартами каюр, (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)

Мчит в ярангу он свою. (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)

Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)

Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)

Дидактическая игра «Составь предложение».

Воспитатель: ребята, попробуйте составить предложение из данных слов:

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, тёплые, песца, меха.

III. Заключительная часть.

-Что новое вы узнали сегодня?

-Какие новые слова вы запомнили?

-Какие трудности были для вас?

- Что больше всего вам понравилось?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в младшей группе «Что такое Рождество?»Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в младшей группе «Что такое Рождество?» Цель:Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками. Задачи: закреплять.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» Задачи: 1. Расширить представления детей о правилах дорожного движения. 2. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. 3. Закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Жизнь и быт народов Севера»
Опубликовано: 14 апреля 2024 в 15:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Жизнь и быт народов Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Пауткина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД