Пауткина Марина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Жизнь и быт народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.
Задачи:
1. Обучающие: побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ; формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей полуострова Таймыр, о богатстве родной природы.
2. Развивающие : развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Жизнь и быт народов Севера“» размещена в разделах
3. Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям коренных жителей Крайнего Севера.
Предварительная работа: беседы с детьми о быте малых народов, наблюдение за погодой, растительным и животном миром севера, чтение художественной литературы, народных сказок, просмотр энциклопедий, знакомство с творчеством самобытных поэтов и писателей Крайнего Севера, рассматривание иллюстраций на тему «Северный край», ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живём?», «Наш город», дидактические игры, подвижные игры.
Методы и приё мы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, словарная работа, индивидуальная работа.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах, глобус, ноутбук.
Словарная работа: чум, оленевод, малица, стойбище, коренные народы.
Демонстрационный материал: карта, мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Ход:
I. Вводная часть.
Чтение стихотворения Алексея Пичкова «Моя тундра».
Про тундру мою
Много песен пропето.
Шелоником ходит
Полярное лето.
Студёные воды
Вздымают валы.
Здесь камни от инея
Летом белы.
Притронешься к ним –
И морозом прихватит,
А рядом трава,
Голубые цветы.
Им силы до осени
Пасмурной хватит
Качаться под ветром,
Упрямо расти…
Воспитатель: ребята, как вы думаете, о каком крае идёт речь в стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята, речь идёт о крайнем Севере. Давайте посмотрим по карте, где находится наш край. Наш край омывается Северным Ледовитым океаном. Он так называется, потому что находится на северном полюсе и большая его часть покрыта льдами даже летом.
На всей этой территории полуострова Таймыр простирается тундра. Проживает там много разных северных народностей. Но их по какой – то причине называют малыми народами. Ребята, а вы не догадываетесь почему?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно, потому численность этих народов очень маленькая. На Таймыре проживает более пяти коренных народов Севера : долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков.
II. Основная часть.
Просмотр презентации:
Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках. (Слайд 1, 2, 3, 4).
Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени. Их запрягают в лёгкие сани – нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой – каюр. А делает он это при помощи длинного шеста – хорея. (Слайд 5)
Воспитатель: ребята, как вы думаете, чем же занимаются народы Севера? Кто мне подскажет?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, среди северных народов есть и охотники, и рыболовы, и оленеводы. Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур. Другие – охотятся на песца, медведя, моржа, а оленей используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу. Третьи, отличные рыболовы – они ловят такую рыбу как чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя. (Слайд 6, 7, 8)
Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы. (Слайд 9)
Воспитатель: давайте рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита?
Ответы детей.
Воспитатель: меховая одежда называется - малица. Она шьётся из оленьих шкур, мехом внутрь. Малица очень тёплая, даже в сильные морозы в нем не холодно. Обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – унты. Шапки или капюшоны тоже сшиты из оленьего меха. (Слайд 10, 11)
Таким образом у долган, ненцев, нганасан, энцев, эвенков олень – друг, кормилец и главная ценность. (Слайд 12).
Физическая минутка: «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр, (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою. (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
Дидактическая игра «Составь предложение».
Воспитатель: ребята, попробуйте составить предложение из данных слов:
На, водятся, Севере, медведи, белые.
Холодно, там, зимой, очень.
Люди, оленей, разводят, там, северных.
Медведи, хищники, белые, это.
Из, делают, шубы, тёплые, песца, меха.
III. Заключительная часть.
-Что новое вы узнали сегодня?
-Какие новые слова вы запомнили?
-Какие трудности были для вас?
- Что больше всего вам понравилось?