Светлана Игнова
Конспект НОД по познавательному развитию «Человек и космос»
Человек и космос
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования "Город Архангельск"
"Детский сад общеразвивающего вида
№ 103 "Золотой ключик"
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
На тему: «Человек и космос»
для детей средней группы.
С. И. Игнова-воспитатель
г. Архангельск
2021г.
Цель. Расширение представлений у детей о «Дне космонавтики».
Программное содержание.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Человек и космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Формировать представление у детей о «Дне космонавтики», о первом космонавте Ю. Гагарине и его полёте в космос. Дать детям представление о профессии космонавт, о планетах солнечной системе.
Развивать умение слушать воспитателя и сопоставлять его речь с изображением на экране. Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала. Продолжать развивать творческое воображение, память, внимание. Формировать интерес к космосу.
Воспитывать бережное отношения к тому, что есть на нашей планете. Воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения.
Словарная работа: космос, космонавт, вселенная, космическая ракета, скафандр, планеты солнечной системы.
Оборудование материал: мультмедиа, презентация «Человек и космос»; глобус, иллюстрации о космосе, космонавтах и планет солнечной системы, музыкальное оформление занятия, дидактическая игра «Космонавты и ракеты» (5 картинок ракет и 5 картинок космонавтов от маленьких до больших размеров).
Подготовка воспитателя к занятиям. Планирование занятий. Подготовка презентации, оборудования. Подготовка детей к занятию.
Предварительная работа: проведение бесед на тему «Космос»; рассматривание иллюстраций о космосе; загадывание загадок на космическую тему.
Структура занятия:
Вводная часть. Занятия начинается с мотивационного момента (2 мин.)
Изучение материала (10 - 12 мин).
Физкультминутка (2 – 3 мин).
Подведение итогов (2 - 3мин)
Методические приемы: Демонстрация слайдов презентации «Человек и космос»; вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; объяснение; беседа после просмотра слайдов презентации; загадывание и отгадывание загадок; создание игровой ситуации.
Организаций детей на занятии: фронтальная.
Ход занятия: Воспитатель и дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно! А какой месяц?
Дети: Апрель
Воспитатель: Да, апрель! Какие весенние праздники вы уже знаете?
Дети: Международный женский день 8 марта. Международный день детской книги - 2 апреля.
Воспитатель: Отлично! А какие профессии вы знаете?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Какие молодцы! Сегодня мы поговорим еще об одной профессии. Люди этой профессии отмечают свой профессиональный праздник в апреле. Но знакомиться мы с ней будем не здесь. Мы с вами отправимся в полёт на ракете, а как она называется эта профессия, и какой праздник отмечаем в апреле, вы мне скажете сами, когда мы вернемся обратно. Ну, что? Договорились?
Дети: Да!
Воспитатель предлагает детям, присесть на стульчики, которые стоят в форме «ракеты». Затем зачитывает стихотворение, с детьми сопровождает слова действиями.
А сейчас, мы с вами, дети
Улетаем на ракете.
На ракету поднялись, (сидя, имитация движения –ходьба)
Руки вверх, руки вниз, (по тексту)
Раз, два, три, четыре- (хлопки)
Вот летит ракета ввысь. (руки вверх)
Воспитатель: Начинаем отсчет - пять, четыре, три, два, один… СТАРТ!
Звучит «звездная» музыка. Воспитатель включает слайд 3 «Звёздное небо»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Космосе. Люди с самых древних времен смотрели на звезды и им было очень интересно узнать, какие же они на самом деле. Знаете ли вы, что такое Космос?
Дети: Ответы детей
Слайд 4 «Солнце, Луна, Земля и звезды»
Воспитатель: Молодцы! Солнце, Луна, Земля и звезды – все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «мир, вселенная». Вселенная – это все, что существует в космосе. Дети, посмотрите на экран. Что вы видите?
Дети: Звезды, планеты.
Слайд 5 «Искусственные спутники и межпланетные станции»
Слайд 6 «Первыми в космос сначала полетели собачки - Белка и Стрелка»
Слайд 7 «Космическая ракета»
Воспитатель: Сначала люди решили отправить в космос искусственные спутники. Ученые не сразу решились отправить человека в космос. Они долго думали, готовились и решили, что первыми в космос полетят собачки - Белка и Стрелка. Это советские собаки - космонавты, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» 19 августа 1960 года. Основной целью полёта было исследование влияния на организм факторов космического полёта. Полёт продолжался более 25 часов. За это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Белка и Стрелка стали первыми животными, которые совершили орбитальный космический полёт и успешно вернулись на Землю. Для полета в космос построили вот такую космическую ракету.
Слайд 8 «Первый человек в космосе-Юрий Гагарин»
Воспитатель: И вот 12 апреля 1961 года полетел в космос первый человек, звали его Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля стал праздником – «Днем Космонавтики».
Слайд 9 «Скафандр»
Воспитатель: В космосе очень холодно, если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и человек в нем не сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода, в нем человек может дышать – он снабжает человека воздухом.
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть.
Физминутка «Мы – космонавты».
Мы отважные пилоты,
Это наши космолёты,
Два крыла,
Одна кабина,
Сзади – мощная турбина.
Разбежались и взлетели.
Полетели, полетели.
Там внизу остался дом,
Мы махнём ему крылом.
Выше облака и тучи,
Выше – выше, круче – круче!
По воздушным ямкам,
Пристегните лямки! показывают на себя
делают рукой круг
руками изображают крылья
держат импровизированный руль
движение бёдрами
бег на месте, руки - крылья
имитация полёта
ладонь – козырёк, смотрят вниз
движения по тексту
встали на носочки, руки вверх приседания, движения по тексту.
Слайд 10 «Старт ракеты»
Воспитатель: Продолжаем. Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре, три, два, один, ПУСК!». Ракета оторвалась от земли, из ее хвоста вырвался огонь – так сильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо.
Слайд 11 - Слайд 12 «Планета Земля».
Воспитатель: Вот что увидел космонавт в космосе. А вы, ребята, узнали вот эту планету? Как вы поняли, что это планета Земля?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А почему наша планета имеет много синего цвета?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами (синий цвет – это океаны, реки и моря). Рассмотрим глобус – уменьшенная модель Земли.
Воспитатель показывает детям глобус, дети рассматривают его.
Слайд 13 «Луна»
Воспитатель: Ой, ой, ой, что это? Какой - то серый шар. Ребята, отгадайте загадку: (воспитатель зачитывает загадку)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… (Луной)
Дети: Луна
Воспитатель А когда мы можем видеть звезды?
Дети: Ночью, на ночном небе
Воспитатель: А кроме звезд, что еще вы видели на небе?
Дети: Днем – солнце, а ночью Луну.
Воспитатель: Правильно! Вечером на небе мы можем увидеть Луну и звезды. Люди всегда хотели побывать на Луне.
Слайд 14 «Солнце»
Воспитатель: Вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты не смогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно сгореть.
Слайд 15 «Планеты вокруг космоса»
Воспитатель: Еще космонавт увидел в космосе планеты, которые вращались вокруг Солнца. Послушайте про них стихотворение: (воспитатель зачитывает стихотворение)
На луне жил звездочёт
Он планетам вёл учё т:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун….
Слайд 16 «Планеты разные по размеру»
Воспитатель: Все планеты разные по размеру, посмотрите какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце нам кажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самом деле – вот какое оно огромное!
Слайд 17 «Телескопы»
Воспитатель: Учёные, которые изучают космос, наблюдают за звёздами в телескоп, запускают спутники земли и узнали, что в нашей солнечной системе нет других обитаемых планет- планет, на которых есть живые существа.
Воспитатель: А, сейчас мы с вами поиграем в игру «Космонавты и ракеты».
Описание игры: В дидактической игре «Космонавты и ракеты» нужно выстроить космические корабли от самого большого до самого маленького, а космонавтов наоборот – от малого до большого. Сначала дети играют по одному, затем устраиваются состязание: «Кто быстрее составит ряд ракет или космонавтов по возрастанию или убыванию». Победители «запускают» ракеты в космос.
Воспитатель: Молодцы, ребята поиграли! Ну вот и пришло время возвращаться обратно. Подходите к «ракете» (дети присаживаются на стульчики). Звучит музыка «Первый полёт в космос», начинается отсчё т: 3, 2, 1. Пуск!
Воспитатель: Мы приземляемся (воспитатель выключает музыку). Ребята, а вы догадались о какой профессии мы сегодня говорили?
Дети: Да, космонавт.
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий космонавт?
Дети: Он должен быть смелым, отважным.
Воспитатель: Кто из вас запомнил, на чём космонавты совершают полёт в космос?
Дети: На ракете
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: В солнечной системе 8 планет, давайте ещё раз повторим их названия.
Воспитатель показывает слайды с 18-25, вместе с детьми проговаривает название каждой планеты.
Воспитатель: На какой планете живём мы с вами?
Дети: На планете Земля.
Воспитатель: Ребята, понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! На этом наше занятие заканчивается, спасибо за внимание и участие!
Интернет ресурсы:
https://mega-talant.com/biblioteka/konspekt-zanyatiya-v-sredney-gruppe-kosmos-83274.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/07/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-sredney-gruppe
https://infourok.ru/prezentaciya-kosmos-srednyaya-gruppa-1120961.html
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-den-kosmonavtiki-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-3184973.html