Татьяна Камынина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы Шпаковского округа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Уточнить и расширить представления детей о птицах Шпаковского округа.
Задачи:
1. Обучающие
- Расширять знания о перелетных, зимующих птицах Шпаковского округа;
- Закрепить умение: отгадывать загадки о птицах.
2. Развивающие
- Развивать слуховое внимание, связную речь; познавательную активность в процессе НОД.
3. Воспитывающие
- Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Способствовать развитию коммуникативных навыков: умение договариваться, взаимодействовать в подгруппе.
Ход НОД
Воспитатель: Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает…. (весна)
Воспитатель: Красавица весна очень ждет от нас помощи, и написала нам вот это письмо: «Дорогие ребята, 12 группы «Непоседы», зима не хочет уходить и еще сопротивляется, если вы выполните все задания зимы, то я весна, вас еще больше будет радовать своими теплыми днями, ласковым солнцем и пением птиц. Задания зимы вы найдете на лесной поляне.»
А вот и поляна! Как красиво весной в поляне, посмотрите какое замечательное дерево, а на нем - записка.
Воспитатель: Смотрите, что-то написано, это – загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют!»
Дети отгадывают загадку, звучит запись «Голоса птиц»
Воспитатель: Дети, вы догадались, кому посвящена наша встреча? (Птицам) Правильно, птицам!
Основная часть.
Воспитатель читает стихотворение «Птицы»
Ой, как много в мире птиц :
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть. (Наталья Бацанова)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые обитают в нашем округе, скажите в каком крае мы живем?
Воспитатель: как называется наш округ? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, мы живем в Ставропольском крае, Шпаковском округе. Все птицы, которые обитают в Шпаковском округе радуют нас своим веселым звонким пением круглый год. Летом они спасают нас от назойливых насекомых, весной и осенью они защищают наши сады и огороды от вредителей.
Воспитатель: Давайте скажем им: «Спасибо», за то, что делают для нас наши добрые пернатые друзья. Дети хором благодарят птиц.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются птицы? Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Птицы, которые питаются насекомыми, называются – насекомоядные, повторите. Дети повторяют – «насекомоядные».
Воспитатель: Птицы, которые питаются семенами и зернами, называются –зерноядные, повторите. Дети повторяют – «зерноядные».
Воспитатель: с приходом холодов, насекомые исчезают (погибают или прячутся, и некоторым птицам приходится отправляются в теплые края – в далекие страны, где тепло, сытно, где они не погибнут от трескучего мороза и голода. В путешествие отправляются перелетные птицы, повторите –перелетные птицы. Дети повторяют – «перелетные птицы».
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей (ласточки, кукушки, трясогузки, скворцы, соловьи, цапли, лебеди и дикие утки). Очень скоро все эти птицы вернуться к нам в Шпаковский округ. Давайте им скажем: «Добро пожаловать» Дети хором говорят птицам : «Добро пожаловать»
Воспитатель: Но вы ребята, не грустите, что не все птицы еще прилетели. Есть птахи, которые были рядом с нами всю зиму - зерноядные птицы, этих птиц называют зимующие птицы, повторите. Дети повторяют «зимующие птицы».
Воспитатель: Давайте мы свами отгадаем загадки, выполним задание зимы, и узнаем какие зимующие птицы были с нами всю зиму в нашем Шпаковском округе. Готовы? Ответы детей.
Воспитатель:
1. Прыг, да скок, ну, что за птица,
Все на месте не сидится,
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет … (Воробей)
2. Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я.
Всем известная вам птичка,
С желтогрудая … (Синица)
3. Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей,
Прячется в высоких кронах
А зовут ее - … (Ворона)
4. Эти птицы рядом с нами –
Мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город … (Голубь)
5. Слышен стук в лесу недаром,
Это голос санитара.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу … (Дятел)
6. Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее… (Сорока)
Воспитатель: Ах, какие же вы молодцы, все загадки отгадали, птиц назвали. -Ребята, как одним словом можно назвать этих птиц?
Ответы детей. (наводящими вопросами подвожу детей к ответу - зимующие птицы)
Воспитатель: Верно, это зимующие птицы, а скажите, у нас в городе есть эти птицы?
Воспитатель: Хорошо, молодцы, ребята! Я с вами согласна. Ой, а что это за звук? Давайте посмотрим вокруг, кто же это поет? Смотрят вокруг, находят синичку.
Воспитатель: Так вот кто это поет, это синица! Она предлагает нам поиграть в игру «Кто лишний?».
Воспитатель: Посмотрите внимательно на доску, мы видим три птицы, подумайте - какая их этих птиц лишняя и почему.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами – чем питаются птицы в теплое время года? В холодное время года? Ответы детей.
Воспитатель: а знаете, ребята, птицам очень трудно зимой – морозно и птицам сложно находить корм, ведь все насекомые спрятались, о птицах нужно заботиться - подкармливать их, но еда с нашего стола им не годится, для корма птицам пригодны семена и зерна различных растений.
Воспитатель: У каждой птички есть свое любимое лакомство – некоторые птицы любят семена арбуза, то есть какие? - арбузные
Семена тыквы – тыквенные;
Семена подсолнуха – подсолнечные;
Семена кукурузы – кукурузные;
Семена пшеницы – пшеничные (зерна).
Воспитатель: Дети, скажите, куда насыпают корм зимующим птицам? Верно, в кормушки. Я предлагаю вам покормить птиц.
Дети проходят и присаживаются за столы, перед детьми альбомные листы и тарелки с различными семенами.
Воспитатель: Перед вами лежат альбомные листочки, давайте представим, что это кормушки, еще перед вами на тарелках лежат семена, посмотрите на них. Дети рассматривают семена, вместе с воспитателем определяют, семена каких растений перед ними.
Воспитатель: Но птички у нас хитренькие – они берут семена только с того места кормушки, к которому привыкли, давайте накормим зимующих птиц!
Воспитатель: Вот такое «Меню» принесла наша синичка, читаю «Меню».
-Положите в правый верхний угол – кукурузное семечко;
- Положите в левый нижний угол – тыквенное семечко;
- Положите в правый нижний угол – подсолнечное семечко;
- В середину кормушки положите – зерна пшеницы.
Воспитатель: Справились? Молодцы! А сейчас, детвора, для вас веселая игра! Вы сейчас превратитесь… в птичек! Чтобы вы стали птичками, нужно сказать волшебные слова – «Я на ножке покружусь - сразу в птичку превращусь!»
Воспитатель: Вот и стали вы птичками. Обручи - это ваши гнезда.
Когда музыка будет звучать, вы должны вокруг своих гнезд летать.
А с окончанием музыки, не зевайте!
Себе гнездышко занимайте!
Поводится подвижная игра «Займи гнездо».
Воспитатель: Какие у нас ловкие и быстрые птички, все нашли местечко в гнездышках! Давайте обратно превратимся в детей, для этого нужно сказать: «Покружитесь, повернитесь, и в ребяток превратитесь!»
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья. Понравилась вам игра? Я очень рада!
Воспитатель: Все птицы и перелетные, и зимующие – часть живой природы, они умеют петь, гоготать, курлыкать, давайте поиграем с вами в игру «Кто как кричит?», я начну предложение, а вы- продолжите:
Утка – «кря-кря» - крякает
Голубь – «гур-гур» - воркует
Филин – «у-ух, у-ух» - ухает
Ворона – «кар-кар» - каркает
Воробей – «чик-чирик» - чирикает
Гуси – «га-га-га» - гогочут.
Воспитатель: Как замечательно вы пели, как птички.
Ребята, как вы думаете, нужно заботиться, оберегать птичек? А мы можем как – то помочь птицам, чтобы им не навредить? Давайте подойдем к столу. Что находится в стаканчиках? (Ягоды рябины, семечки, зерна).
Наполним кувшин желаний семенами, зернами. Высыпая корм в кувшин, скажем, что мы можем сделать, чтоб не навредить птицам. Ответы детей:
-Не разрушать гнезда.
-Не трогать руками яиц в гнезде.
-Не ходить в лес с собакой, собака унюхает гнездо и разрушит его.
-Не ломать деревья, птицы там вьют гнезда.
-Не уничтожать насекомых, ими питаются птицы.
-Сделать кормушку.
-Насыпать корм в кормушку.
-Сделать скворечники.
-Не кидать в птиц камнями, можно поранить птицу.
-Не обижать птенцов и т. д.
Заключительная часть.
Воспитатель: а сейчас, вы вспомните – о чем мы говорили на занятии, а я превращусь в корреспондента лесной газеты и задам вам несколько вопросов:
Воспитатель берет микрофон, надевает кепку, проводит интервью.
Воспитатель: с какими зимующими птицами Шпаковского округа вы сегодня познакомились, назовите их?
Воспитатель: Как Вы думаете, нужно подкармливать зимующих птиц зимой? Как называют птиц, которые питаются семенами и зернами? Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Воспитатель: Ребята, наш кувшин желаний возьмем на участок и будем подкармливать птиц, ведь весна только началась и корма птицам еще недостаточно. Мне понравилось, как вы занимались, все задания зимы выполнены, все вы молодцы! Примите от весны в подарок вот такой альбом - раскраску «Зимующие птицы Шпаковского округа», в нем вы найдете птиц, о которых мы с вами сегодня говорили, а так же птиц, о которых вы узнаете попозже, он будет напоминать вам о нашей встрече.